22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Где ваши корни: как найти своих предков, и сколько это стоит
Общество семья хранение информации

Где ваши корни: как найти своих предков, и сколько это стоит

В советское время о своем происхождении часто умалчивали: «неправильные» корни вполне могли повлиять на карьеру. Но сейчас, особенно после запуска «Бессмертного полка», предками стало принято гордиться. Это сделало генеалогию и составление семейного древа популярным хобби. «Профиль» выяснил, как изучают историю семьи и сколько это может стоить.

©Shutterstock/FOTODOM

Ударились в поиски

«Если человек говорит, что у него в роду ничего интересного не происходило, – не верьте! Просто спросите у него имена и фамилии прадедов. И вы поймете, что он просто не знает историю своей семьи», – утверждает эксперт в области генеалогических исследований, член Уральского генеалогического и Уральского историко-родословного обществ Дмитрий Юнышев. По его словам, работая над своим фамильным древом, он выяснил, что один из его прямых предков как-то написал жалобу царю Алексею Михайловичу, а другой спасал город Белый (Смоленская губерния. – «Профиль») от разорения французами в 1812 году.

«Знаю случаи, когда в своем роду люди обнаруживали святых, героев, первопроходцев, выдающихся меценатов», – продолжает Юнышев. По его мнению, главный результат изучения собственной генеалогии – это ощущение причастности к судьбе своего рода.

Однако на старте исследований люди обычно ставят перед собой более приземленные и понятные цели. Как правило, генеалогию семьи изучают, чтобы найти боевых предков, родственников за границей, узнать принадлежность к известному сословию, сделать подарок родственникам или познакомить детей с историей их рода, рассказывает основатель IT-сервиса для изучения семейной истории «Фэмири» Артем Маратканов.

Увлечение генеалогией стало набирать популярность около 20 лет назад. В начале 2000-х годов в архивы пришли сотни исследователей и стали заказывать документы, которые раньше почти не использовались, в читальных залах образовались очереди, вспоминают ярославские чиновники. Чтобы удовлетворить новый спрос, документы стали оцифровывать и предоставлять к ним доступ через интернет. К примеру, на портале архивной службы Ярославской области можно получить доступ к материалам первой и единственной Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году. Далеко не все документы оцифрованы, но те, что уже переведены в электронный формат, служат неплохим подспорьем в изучении предков.

Появление подобных интернет-ресурсов и открытых баз данных сделало генеалогию доступнее для любителей. По мнению Маратканова, сегодня составить генеалогическое древо может как новичок, так и профессионал. Разница будет лишь в глубине исследования и объеме деталей о жизни предков.

Как ищут предков

Принято считать, что генеалогия – это в первую очередь долгие поиски в архивах. На самом деле архивами исследование не ограничивается и включает в себя несколько других, иногда не менее трудоемких этапов.

Опрос родственников. Главный источник информации на начальных этапах исследования – члены семьи. «Интервью с родственниками дают базовую информацию для дальнейшего поиска. Это первое, с чего стоит начать изучение своей истории», – подчеркивает Артем Маратканов. Именно у родни можно узнать имена, даты, места, семейные истории, которые дадут ключи для планирования дальнейших поисков.

Юнышев рекомендует заранее подготовить опросник: это позволяет не упустить главное и не запутаться во время беседы. Бывает, массу времени приходится тратить на беседы без видимой пользы. «Но этот этап позволяет получить ту информацию, которая не хранится ни в одном архиве: семейные легенды, сведения об отношениях между родственниками, правду о нечаянных или намеренных неточностях в документах и многое другое», – отмечает эксперт.

Тут важно не ограничиваться сухой анкетой, а фиксировать как можно больше воспоминаний. Например, информация о том, как дальний родственник любил одеваться, иногда помогает установить человека на архивном фото.

Семейные фотографии и документы. При составлении генеалогического древа любой документ может оказаться ценным, даже если напрямую не указывает на связи с родственниками. Например, документы об образовании помогают установить место жительства и профессию (а значит, и сориентироваться в том, в какой архив можно направить очередной запрос).

По словам профессиональных исследователей, многие любители недооценивают архивные семейные фото. Нередко на них можно разглядеть символику организаций, в которых учились или работали предки, опознать местность. «Очень сложно заранее угадать, что именно может дать важную информацию для поиска, – говорит Юнышев. – Иногда необходимая зацепка может крыться в самой, казалось бы, мелочи – пуговице с дореволюционного мундира, пропуске на предприятие, квитанции об оплате похоронных услуг, дарственной надписи в книге».

Открытые базы

По словам Маратканова из «Фэмири», большинство баз данных и российских сайтов по поиску родственников в интернете бесплатны для пользователей. Это порталы обобщенного электронного банка данных «Мемориал», ресурсы «Подвиг народа» и «Память народа». «С их помощью можно восстановить сведения об участниках ВОВ, узнать места первичных захоронений, найти документы о награждениях. А также данные по участникам разных войн, репрессированным, раскулаченным, осужденным, эмигрантам. Оцифровываются некрологи, гербовники, кладбища».

Запросы в ЗАГСах

Только когда возможности семейного архива и открытых баз исчерпаны, исследователи приступают к запросам в официальные органы. Прежде всего в ЗАГСы. Это относительно простая процедура: достаточно предъявить свидетельство о рождении и запросить документы о гражданском состоянии родителей, а затем бабушек, дедушек и так далее.

На каждом этапе нужно предъявить комплект документов, доказывающих родство с человеком, о котором получают справку. Причем запрашивать данные нужно по месту жительства искомого родственника.

Поиск в архивах

Даже если предки не были выдающимися людьми, о них, скорее всего, сохранились какие-то документы. В архивах можно найти, к примеру, записи о сделках с недвижимостью, работниках предприятий, членах партии и комсомольских органов.

Самое трудное – понять, где именно искать. Запрос в архив, как и в ЗАГС, нужно делать там, где предположительно жил родственник. Дело усложняет тот факт, что в советское и дореволюционное время границы и названия населенных пунктов не раз менялись, отмечает Маратканов. Для поиска по советскому периоду пригодятся в том числе архивы пенсионных фондов, учебных заведений, предприятий, судов, военкоматов, лечебных заведений. Сведения по дореволюционному периоду содержатся в основном в метрических книгах, исповедных ведомостях и в ревизских сказках, продолжает он.

Оптимальный вариант – приехать в архив лично, но когда такой возможности нет, обходятся запросом по электронной почте. Правда, результат не гарантирован. «Ответ иногда приходит, а иногда – нет», – признается эксперт.

Если среди предков есть репрессированные и раскулаченные, данные о них ищут в архивах ФСБ, МВД и ФСИН. Но специфика организаций накладывает отпечаток и на работу архивов: получить здесь данные часто сложнее, чем в любой другой организации.

Кроме того, эксперты по генеалогии очень ценят партийные архивы. В них обычно фиксируют место рождения, имена и род занятий родителей, послужной список и другие данные. Партийные документы, как и в архивах силовых ведомств, могут оказаться засекречены. Но если повезет, то по заявлению потомка их рассекретят в течение нескольких месяцев.

Зарубежные источники

Если корни семейного древа уходят за пределы РФ, это не означает прекращение исследования. В каждой стране – свой порядок работы с архивами. Но порой получить ответ на запрос за рубежом проще, чем в России. Организации во многих странах более открыты для исследователей и охотнее предоставляют нужную информацию.

Многие государства бывшего СССР предоставляют информацию по запросам из российских ЗАГСов. Хотя ждать придется долго, предупреждают генеалоги.

Когда вся информация из всех источников получена, ее остается систематизировать и оформить. Профессионалам можно заказать книгу об истории рода или красиво оформленный том с генеалогическим древом и обширными сопроводительными пояснениями. Любители чаще всего обходятся онлайн-сервисами для составления древа, которые позволяют визуализировать все найденные данные.

Время и деньги

Успех генеалогического поиска во многом зависит от сохранности архивов, говорит Юнышев из Уральского генеалогического общества. Например, работать с архивами Екатеринбурга, где боевые действия велись лишь в Гражданскую войну, – это одно, а Смоленский архив – совсем другое. Город был в центре русско-польского противостояния, потом пережил Наполеоновское нашествие, а во время Великой Отечественной архив был частично разорен, частично вывезен в Германию, а оттуда – в США, рассказывает эксперт.

Играет роль и позиция самого архива. Одни готовы к диалогу с исследователями и стремятся оцифровать и открыть удаленный доступ к документам. В другие попасть почти невозможно, единственный вариант – сделать платный заказ.

Но главное препятствие для исследователей-любителей – это огромные временные затраты. По словам Маратканова, на самостоятельный поиск информации, анализ и составление древа уходит в среднем от полутора до трех лет.

Такой поиск – не совсем бесплатный, хотя траты здесь несопоставимы с ценниками специалистов. В США средние расходы на поиск данных о предках оценивались примерно в 10–15 тыс. долларов в год. В России они на порядок ниже – около 30–50 тыс. рублей ежегодно. Сюда входят платные запросы в архивы, базы и государственные ведомства, использование генеалогических онлайн-сервисов, консультации со специалистами. Например, научная консультация в Государственном архиве стоит 2242 рубля.

У профессиональных генеалогов на составление древа уходит от полугода, но здесь придется серьезно потратиться. На рынке работает около полутора десятков компаний и множество фрилансеров, предлагающих подобные услуги. Фрилансеры-исследователи выставляют относительно скромный ценник – от 60–70 тыс. рублей за одну родовую ветвь. Но по ходу работы стоимость может вырасти в несколько раз. Компании просят в основном от 150 до 300 тыс. за каждую родовую ветвь, командировки специалиста в регионы нужно оплачивать дополнительно.

Большие семейные энциклопедии, включающие древо с подробным описанием примерно на 100 человек, обойдутся уже в несколько миллионов рублей. Но, как уверяют специалисты, несмотря на внушительную стоимость, спрос на фамильные древа в России продолжает расти – вместе с ценами на услуги.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".