Какое оружие использовалось во время самых громких политических убийств
Маленький пистолетик может начать большую войну. Конечно, это произойдет в том случае, если мир уже стоит на пороге конфликта, а в качестве мишени выбран известный политик. Большинство знаковых покушений совершались простым и дешевым оружием, буквально первым, что попадалось под руку, хотя бывали и исключения. «Профиль» выяснил, что предпочитали злоумышленники и чем был обусловлен их выбор.
Пуля для президента. Philadelphia Deringer
Маленький пистолет «Деринджер Филадельфия» начал выпускаться в 1830 году и считался «оружием последнего шанса». В длину около 15 см, он легко помещался в кармане пиджака или брюк и мог помочь своему владельцу сохранить и кошелек, и жизнь на темных и опасных улицах. Именно с ним 14 апреля 1865 года актер Джон Бут проник в президентскую ложу театра «Форд» и почти в упор выстрелил в затылок шестнадцатому президенту Соединенных Штатов Аврааму Линкольну. Убийца скрылся в поднявшейся суматохе, а смертельно раненный Линкольн скончался примерно через шесть часов.
Почти игрушечные дерринджеры – такой же оружейный символ Дикого Запада, как кольт «Миротворец» или винчестер М1873. «Филадель-фию» разработал оружейник и бизнесмен Генри Деринджер (чьим именем и назван пистолет), его фабрика выпускала кремневые и капсюльные винтовки, пистолеты и какое-то время была даже поставщиком армии США. Но самым успешным его проектом стал все же маленький пистолет. Он стоил в несколько раз дешевле среднего револьвера и был в несколько раз легче. Вдобавок считался весьма надежным, а крупный калибр – 11,2 мм – обеспечивал приемлемую эффективность.
Со временем все одно- или двухзарядные компактные пистолеты начали называть дерринджерами, поэтому трудно сказать, какой именно дерринджер самый «настоящий». Пожалуй, наиболее популярным в этом классе стал двуствольный «Ремингтон Дабл» дерринджер (Remington Double Derringer). Его сконструировал бывший дантист Уильям Эллиот для компании Remington. В конце концов револьверы и автоматические пистолеты серьезно потеснили дерринджеры на рынке компактного оружия, но даже сегодня в США несколько оружейных фирм специализируются на выпуске именно таких пистолетов.
Царский калибр и эпоха бомбистов
«Нет веры в револьверы» – эту поговорку придумали русские боевики-террористы из социал-революционеров, имея в виду, что для политических убийств бомбы куда сподручнее стрелкового оружия. А фактическим стартом эпохи бомбистов в России стало неудачное (третье по счету) покушение на Александра II, совершенное Александром Соловьевым 2 апреля 1879 года. Террорист пять раз стрелял в императора, когда тот гулял у Зимнего дворца, но даже не ранил его. Вот тогда-то экстремисты и решили, что для VIP-персон нужно брать что-нибудь посерьезнее.
Картина того покушения дошла до нас во всех деталях. Соловьев встретил царя между Певческим мостом и Дворцовой площадью, прошел мимо, после чего достал револьвер и выстрелил. Первая пуля была выпущена не более чем с 10 метров – промах. Царь побежал, но не просто, а зигзагами. Соловьев – за ним. Еще два выстрела с ходу – результат нулевой. Во время четвертого выстрела подоспевший жандарм ударил стрелка плашмя саблей. Последнюю, пятую пулю террорист пустил уже наугад.
На допросе Соловьев заявил, что действовал в одиночку под «влиянием идей социальных революционеров». Однако оружие ему выдали товарищи из «Народной воли» – это был некий американский револьвер большого калибра. Примерно за год до описанных событий в «Оружейном депо» – так назывался магазин – члены исполкома «Народной воли» заказали буквально целую корзину револьверов. Как писал в мемуарах народоволец Николай Морозов, «один из револьверов, американский, особенно обратил мое внимание огромными стволами своего барабана – в них легко входил большой палец». При испытаниях его пули «с такой силой ударялись о чугунную доску, что плавились на ней и, отчасти разбрызгиваясь, падали вниз свинцовыми лепешками величиной с большие карманные часы». Впоследствии эта «пушка» не раз участвовала в боевых акциях, в частности, в неудачной попытке освобождения революционера-народника Порфирия Войноральского, отправленного на каторгу.
Несмотря на довольно подробное описание, марка револьвера ни разу нигде не упоминается. Наиболее мощным серийным американским револьвером тех времен считается Colt Single Action Army 1873, прозванный «Миротворцем». Он использовал патрон .45 Colt (11,43х33 мм) с тяжелыми пулями массой 14,6–21 г и начальной энергией от 570 до 1650 Дж. Для сравнения: у патрона к пистолету Макарова всего 300 Дж, у автоматного патрона 7,62х39 – 2040 Дж. А самым распространенным в России был Smith&Wesson 3 – он даже стоял на вооружении русской армии. Его пуля весила около 15 граммов, начальная энергия составляла около 420 Дж. Однако ни одна из перечисленных моделей не подходит под описание Морозова. Так что либо опус с пальцем, легко входящим в ствол, – просто фигура речи, либо в распоряжение народовольцев попал некий мелкосерийный или даже эксклюзивный экземпляр.
Да начнется битва! Browning m1910/12
Первый залп Первой мировой войны – так часто говорят о двух выстрелах из самозарядного пистолета Browning m1910/12, которыми сербский гимназист Гаврило Принцип 28 июня 1914 года смертельно ранил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу Софию. На допросе один из террористов заявил, что оружие было получено от правительства Сербии, вскоре после этого Вена объявила Белграду войну.
Пистолет М1910/12 разрабатывался Джоном Мозесом Браунингом сразу для двух компаний – бельгийской FN и американской Colt. Оружие использовало простейшую схему автоматики со свободным затвором и имело однорядный магазин на семь патронов 7,65х17 Браунинг или на шесть .38 АСР (9х23 мм).
В начале ХХ века Browning m1910/12 был, пожалуй, самым популярным пистолетом Старого Света – его использовали полиция, гражданские, военные. В Российской империи он входил в список так называемых разрешенных пистолетов, которые офицеры могли приобретать за свой счет вместо штатного револьвера Нагана. Патрон для М1910 был относительно маломощным – он заметно проигрывал маузеровскому 7,63х25 мм или патрону 9х19 мм «Парабеллум». Зато с точки зрения эргономики и удобства скрытого ношения под одеждой браунинг не знал себе равных. С различными модификациями модель 1910 выпускалась до 1983 года.
Известно, что Гаврило Принцип стрелял из пистолета с номером 19074. остальные заговорщики – два серба и один босниец – были вооружены браунингами с серийными номерами 19075, 19120 и 19126.
Неженское дело дамского браунинга. Browning m1900
Еще один браунинг, только совсем маленький, – FN Browning m1900 – положил начало «красному террору» в советской России, ведь формальным поводом для массовых репрессий большевики называли покушение на Владимира Ленина и убийство председателя петроградского ЧК Моисея Урицкого.
30 августа 1918 года эсерка Фанни Каплан несколько раз из браунинга выстрелила в вождя революции. Попала дважды – в руку и в шею. Последнее ранение врачи считали смертельным, однако Ленин не только выжил, но и быстро пошел на поправку – в середине октября он вернулся к активной работе.
Возможно, все дело в боеприпасах: М1900 – его еще называют «браунинг № 1» (Browning no.1) – стрелял довольно слабенькими патронами 7,65х17 мм с начальной энергией пули всего 200 Дж. Будь в руке у Каплан что-нибудь посущественнее, карьера вождя мирового пролетариата могла бы оборваться уже в 1918‑м.
Браунинг № 1 стал первым по-настоящему популярным самозарядным пистолетом в Европе. За неполные 11 лет, с 1900 по 1911 год, их было произведено и продано около 700 тысяч штук. В России эта модель позиционировалась в качестве оружия самообороны, за малые габариты и изящные очертания пистолет называли «дамским».
Загадка «Каркано». Carcano M91/38
Довольно посредственная винтовка Paraviccini-Carcano М1891 была основным оружием итальянских солдат в Первую и Вторую мировые войны. Она появилась в 1891 году, а в 1938‑м на ее базе создали укороченный вариант М38 сразу под три боеприпаса: 7,35х51 Carcano и 6,5х52 Carcano, а также 7,92х57 Mauser.
Согласно официальной версии, именно из такой короткой винтовки, вернее, из карабина Carcano M91/38 калибра 6,5 мм с оптическим прицелом террорист-одиночка Ли Харви Освальд 22 ноября 1963 года стрелял в 35‑го президента Америки Джона Кеннеди. Это покушение до сих пор называют одной из величайших загадок ХХ века. А выводы комиссии во главе с председателем Верховного суда США Эрлом Уорреном, в течение девяти месяцев проводившей расследование, ставятся под сомнение. Здесь и странная траектория пули, и способность Освальда менее чем за шесть секунд со значительного расстояния произвести три прицельных выстрела, два из которых достигли цели. И это по движущейся мишени и из карабина с ручной перезарядкой, где только на передергивание затвора нужно от двух до пяти-шести секунд. Хорошо подготовленный стрелок может это сделать, и такие эксперименты проводились – стреляли на время, правда, по статичной мишени.
Одним из итогов убийства Кеннеди стал… резкий рост продаж карабинов Carcano. По крайней мере, это утверждали американские СМИ. Кстати, в прессе Paraviccini-Carcano довольно часто называют Mannlicher-Carcano. Это неверно. Причина ошибки в том, что некоторые детали итальянской винтовки действительно напоминают аналогичные узлы на винтовке Манлихера.
Папа и пистолет. Browning High-Power
И снова браунинг, но на этот раз мощный 13‑зарядный High-Power под патрон 9х19 Пар. Серийный номер 76C 23953. Из этого пистолета 13 мая 1981 года боевик турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа тяжело ранил папу Иоанна Павла II.
В президентов, премьеров и просто высокопоставленных чиновников стреляют довольно часто – достаточно сказать, что из 45 американских президентов четверо скончались после пулевых ранений. Покушения на понтификов случаются не столь часто.
До нападения на папу Агджа уже совершил одно политическое убийство – в 1979 году в Стамбуле он застрелил редактора крупной леволиберальной газеты. Убийце дали пожизненный срок, он сбежал и перебрался в Болгарию, где и был завербован для нападения на Иоанна Павла II.
Согласно первоначальному плану, Агджа должен был начать стрельбу на площади Святого Петра, а его сообщник Орлан Челик – бросить в папу самодельную бомбу. Агджа свою часть задания выполнил – ранил Иоанна Павла II в живот и в обе руки, после чего на него бросился начальник папской охраны. А вот Челик, видимо, струхнул и бежал с площади, так и не взорвав бомбу.
Производство High-Power началось в 1935 году, и это последний пистолет, в разработке которого участвовал сам Джон Браунинг. До ума оружие доводил уже главный конструктор бельгийской FN Herstal Дьедонне Сэв. Говорящее название High-Power (высокая мощность) дано из-за магазина большой емкости – 13 патронов против обычных для того времени семи-восьми. Первоначально эту модель создавали по заказу и под техзадание французской армии, но в последний момент по непонятным причинам французы передумали. Однако различные модификации нового браунинга успешно использовались многими странами во время Второй мировой и в послевоенные годы. Вообще, High-Power, наверное, можно считать одним из самых удачных пистолетов всех времен, не случайно он стал объектом для многочисленных подражаний – на его базе сконструированы чешский CZ‑75, швейцарский Sphinx, итальянский Tanfoglio и т. д.
Папа Иоанн Павел II, получив четыре пули, выжил, более того, трагический инцидент только добавил ему популярности. Одним из итогов покушения стало появление специального папамобиля – будки из пуленепробиваемого стекла, поставленной на шасси дорогого авто. Это средство передвижения заменило знаменитый Sedia Gestatoria, переносной трон, который использовался для транспортировки пап. А пистолет Агджи по завершении следствия передали в римский музей криминалистики, откуда в 2014‑м он был отправлен в Польшу для новой экспозиции в доме Кароля Войтылы, как в миру звали папу Иоанна Павла II.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль