29 апреля 2025
USD 82.55 -0.11 EUR 93.18 -1.18
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Кризис для бизнеса – это время возможностей
бизнес недвижимость Общество

Кризис для бизнеса – это время возможностей

Рим Хасанов – основатель и президент компании – оператора недвижимости «Перспектива24», управляющий партнер компании «Самолет Плюс», автор бизнес-изданий, спикер международных конгрессов и обладатель многочисленных наград в сфере недвижимости. Он рассказал «Профилю», как создать компанию федерального масштаба из маленькой региональной фирмы и поделился стратегией выживания в кризис.

Рим Хасанов

Рим Хасанов

©Фото из личного архива

– В компании «Перспектива24» часто внедрялись решения, которые впоследствии перенимали конкуренты. Что являлось стимулом для принятия таких нестандартных для рынка решений?

– Когда мы начинали в 2013 году, было над чем работать. Например, агенты могли прийти на показ недвижимости в шортах и футболке или вовсе не прийти. Я ввел первые стандарты в офисе, в том числе дресс-код. Сегодня классический костюм, бейдж и папка с документами – это норма. Тогда именно эти правила отличали нас от конкурентов.

– Ключевой этап развития «Перспектива24» связан с HR-лидогенерацией. До вас никто не использовал ее в сфере недвижимости. Как пришло понимание, что нужно действовать в этом направлении?

– К моменту создания своей компании у меня уже был опыт работы риелтором, в том числе руководителем отдела. Сформировалась хорошая база знаний, но масштаба не хватало, я постоянно учился, основным принципом являлось движение вперед, что и принесло свои плоды.

Первый «захват» рынка произошел случайно. Мы стали абсолютными лидерами в своем регионе за 2,5 года, пережив кризис 2014 года с большим отрывом и занимая долю в 37% рынка.

– Накопленным опытом вы поделились в книгах «Внимание на HR» и «Лучшая книга юриста в сфере недвижимости», получивших высокую оценку профессионалов. Так, Святослав Бирюлин, основатель и совладелец консалтинговой компании Sapiens Consulting, говорит, что «Рим Хасанов предлагает читателям уникальное ноу-хау по организации эффективной HR-службы, которая в "Перспектива24" работает по принципу отдела продаж».

– Книги ориентированы на практику. Информации сегодня очень много, но у меня не было цели писать про «успешный успех» и истины, известные всем. Стояла задача рассказать о том, что сработало, а что нет.

– Добившись успеха на региональном уровне, вы запустили федеральную франшизу, совершив серьезный рывок по меркам того времени. Что было в основе этого движения?

– Фактически компания осуществила главную миссию – стандартизировала рынок недвижимости в одном городе, стала лучшей в своем регионе. Чтобы расти дальше, нужно было выходить на федеральный масштаб.

Именно этот шаг сделал «Перспектива24» той компанией, которой она стала. Хотя, как и в случае с запуском бизнеса, это был прыжок в неизвестность.

Формально он не связан с кризисом, как это было в 2014 году, однако причина есть: рынок недвижимости стал активно переходить в цифровой формат. Стало понятно, что будущее за агрегаторами.

У нас были налаженные бизнес-процессы подготовки агентов, маркетинга, управления продажами, поэтому в 2017 году удалось запустить франшизу. И уже в следующем году она стала лучшей по мнению экспертов Всероссийского жилищного конгресса и по версии «ДомКлик».

– «Перспектива24» работает в 118 городах и четырех странах. С такой географией проекта вы обладаете актуальными знаниями о ситуации на рынке недвижимости, последних трендах и проектах. В 2022 году вас пригласили в качестве эксперта на конкурс Urban Awards. Сложно ли было оценивать коллег и их проекты?

– Оценивать проекты и профессионалов – задача серьезная и волнительная. Это был однозначно интересный и полезный опыт. И, конечно, работа во многих городах, знание рынка недвижимости не только России, но и других стран формирует определенный опыт, помогает в вопросе судейства.

– В конце 2021 года состоялась сделка, которую можно назвать одной из важнейших в сфере недвижимости. Впервые застройщик объединился с агентством. Как вы видите дальнейшее развитие нового проекта?

– Увеличивать долю рынка на этапе высоких продаж достаточно сложно, но именно в хорошие времена мы наращиваем присутствие, поэтому к закономерному спаду в 2021-м были готовы. «Долго думай, но принимай решения быстро» – эта стратегия еще ни разу не подвела меня. После пандемии коронавируса мы снова увеличили долю, и в конце года подписали сделку с «Самолетом».

Поэтому сегодня о цифрах 2022 года мы говорим, имея в виду синергетический эффект, случившийся благодаря коллаборации «Самолета» и «Перспектива24». Год мы начинали с долей рынка 1,4%, в июле занимали 2,7%, а за последние несколько месяцев выросли еще на четверть.

Суперцель – запустить в работу 8000 офисов по всей России и занять 25% рынка недвижимости страны. Уверен, что у нашего совместного проекта большое будущее. Несмотря на сложности, мы понимаем, что для бизнеса это время возможностей.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".