- Главная страница
- Статьи
- Кто заплатит за мусор: в России готовят новые правила финансирования площадок для сбора бытовых отходов
Кто заплатит за мусор: в России готовят новые правила финансирования площадок для сбора бытовых отходов
Госдума рассматривает закон, который, по мнению авторов, должен помочь решить проблему нехватки контейнерных площадок и контейнеров для вывоза бытовых отходов. Но за наведение порядка кто-то должен платить. Не исключено, что в части регионов нововведения приведут к еще большему росту тарифов на вывоз мусора.
С 2019 года в России идет так называемая мусорная реформа. За сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) отвечают региональные операторы – специализированные компании, назначаемые руководством каждого субъекта РФ. По данным Минприроды, сейчас в стране таких компаний 182. Обращение с ТКО (то есть вывоз мусора) стало отдельной коммунальной услугой, которую оплачивают собственники квартир и домов. В каких-то регионах плата зависит от количества проживающих в помещении, в каких-то – от площади жилья.
Муниципалитеты не справляются
В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в действующий закон «Об отходах производства и потребления». Хотя инициативу подписала большая группа сенаторов и депутатов, министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов признавал, что это ведомство тоже активно участвовало в работе.
Тарифы на износ: насколько подорожали коммунальные услуги и капремонт в 2025 году
В пояснительной записке отмечается: недостаточность площадок для сбора мусора, контейнеров, плохое их содержание – наиболее актуальные проблемы в области обращения с бытовыми отходами. «Граждане ведь оценивают ход реформы как раз по содержанию этих площадок. Если там чисто и нет мусора, значит, все хорошо», – говорил один из авторов, замглавы думского комитета по экономической политике Сергей Алтухов (ЕР).
«Причина неудовлетворительного состояния контейнерных площадок в том, что сейчас по закону за регионами закреплено право регулировать систему обращения с отходами, определять, кто куда мусор везет, как сортирует, как утилизирует и перерабатывает. Но полномочиями по созданию площадок и их содержанию наделены муниципалитеты, и зачастую у них просто не хватает на это средств», – объяснял Алтухов.
По действующим правилам регоператоры могут включать в свои расходы средства на оборудование площадок, но не на их создание, и не больше 1% от необходимой валовой выручки (этот показатель влияет на стоимость услуг), объяснял на недавнем заседании Совета законодателей глава Нижегородской области, председатель комиссии по направлению «Экологическое благополучие» Госсовета при президенте РФ Глеб Никитин. По его словам, кто может – те включают, «но этого недостаточно, особенно там, где всё надо выстраивать с нуля».
У потребителей тоже нет обязанности обеспечить создание контейнерной площадки и приобрести емкости для сбора мусора.
Три варианта
Законопроект предлагает разные варианты решения проблемы, выбор за регионами. Первый вариант – создавать и содержать площадки полностью за счет муниципалитетов. Второй – предоставлять муниципалитетам субсидии на эти цели из региональных бюджетов.
Третий, совсем новый, – возложить всё на регоператора, подписав трехсторонние соглашения между ним, органом местного самоуправления (МСУ) и регионом. Муниципалитет должен будет предоставлять земельные участки под мусорные площадки и определять потребность в контейнерах и бункерах для накопления ТКО. Орган власти субъекта РФ сможет учитывать расходы на создание и (или) содержание площадок в составе необходимой валовой выручки регоператоров и утверждать их инвестиционную или производственную программу с соответствующими мероприятиями. А регоператор обязуется оборудованные им площадки потом передать в собственность муниципалитета.
Правительство инициативу поддержало. Заработать нововведения должны с 1 сентября 2025-го.
Замглавы думского комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган (ЕР) в ходе обсуждения так объяснял,, зачем нужна альтернативность: 40 субъектов РФ сказали, что у них уже приняты инвестиционные программы, которые позволят в 2025 году субсидировать ликвидацию дефицита контейнерных площадок, субсидии эти передаются в полном объеме муниципалитетам, чтобы те могли площадки содержать, и «попросили этот сложившийся механизм не ломать».
«Действительно, есть практика, когда ряд субъектов принимают различные программы – например, по благоустройству, – не связанные напрямую с вывозом ТКО, и через них как-то субсидируют эти расходы. Мы же корректируем базовый закон, и у регионов появится возможность напрямую софинансировать создание и содержание контейнерных площадок», – сказал в разговоре с «Профилем» Сергей Алтухов.
Плюс 25% к тарифу?
«Те регионы, которые ничего не делали раньше, получили проблему. Что поделать, чудес не бывает», – констатировал Глеб Никитин. Но проблему может получить и население. Нововведения позволят регионам включать расходы на содержание и оснащение площадок в систему тарифов при их утверждении, объяснял глава Минприроды. «Мы поддержим муниципалитеты, для которых эта обязанность оказалась трудновыполнимой», –говорил вице-премьер Дмитрий Патрушев.
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту уточняет, как предложенный механизм может сказаться на платежах за вывоз мусора. На данный момент в стране нужно дополнительно 199 тыс. площадок (их создание обойдется примерно в 50 млрд руб.), 484 тыс. контейнеров для смешанных отходов, 312 тыс. контейнеров для раздельного сбора и 25 тыс. бункеров (еще 15 млрд руб.). Содержание этих площадок обойдется в 43 млрд руб. приблизительно. Так как в среднем контейнер служит пять лет, каждый год надо будет обновлять до 20% резервуаров – значит, плюс 8 млрд руб. ежегодно.
Если все расходы по оборудованию площадок и закупке контейнеров в стране возложить на региональных операторов и софинансирования со стороны регионов и муниципалитетов не будет (экстремальный вариант развития событий), «для ликвидации сложившегося дефицита» потребуется увеличивать тарифы на вывоз мусора на 10% ежегодно на протяжении трех лет. А если в квитанции включить и содержание мест для сбора мусора, тарифы вырастут еще на 15%.
В пределах индексов
Многие депутаты опасались, что «всё просто ляжет на плечи людей» (Олег Леонов, «Новые люди»). Причем печальнее всего перспектива в дотационных регионах, где и так небогато живут: «Денег у муниципалитета нет, площадки развалены и завалены, за ними никто не смотрит» (Алексей Куринный, КПРФ).
Услуги ЖКХ подорожают, но надежнее от этого инфраструктура вряд ли станет
Но Александр Коган отвечал, что переживать не стоит. Вывоз мусора – одна из коммунальных услуг, и тариф не может вырасти в 10 или 20 раз, потому что есть ограничения, устанавливаемые правительством. Сергей Алтухов согласен с тем, что «в теории существенно поднять тарифы на вывоз мусора можно, но тогда другие услуги будут проиндексированы меньше в пределах установленных правительством индексов».
В комитете по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды объясняют, что, если региональные власти захотят повысить тариф выше норматива, ссылаясь на необходимость инвестиций (такая опция есть), они должны обосновать свое предложение, обратившись в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и получив там добро.
Тарифы, впрочем, растут и без нововведений. В конце ноября 2024-го правительство РФ утвердило средние индексы изменения платы за коммунальные услуги с 1 июля 2025 года по субъектам РФ и возможные отклонения от этих индексов по отдельным муниципальным образованиям (МО). В этих пределах регионы устанавливают свои тарифы.
Картина по стране пестрая. К примеру, в Тамбовской области, для которой правительство установило средний индекс роста тарифов 11,6%, а возможное отклонение по отдельным МО – 4,8%, тариф на вывоз мусора вырастет на 12,5%. В Ростовской области установленный потолок составляет 2,4% плюс 2,1%, а тариф на вывоз мусора вырастет на 9,6%. Для Татарстана предельный индекс роста тарифов на ЖКУ с возможным отклонением – 22,3%. При этом в западной зоне республики (и в Казани в том числе) вывоз мусора подорожает на 8,9%, а в восточной – на 11,9%.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".