Эфемерный ком поправок
Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко сообщила о скором пересмотре законов из «пакета Яровой» и отметила, что не исключает возможного внесения в них изменений. Глава Совфеда также поручила двум комитетам верхней палаты парламента взять вопрос под контроль и на протяжении шести месяцев вести мониторинг, отслеживая всевозможные нарушения и моменты, которые законодатели все-таки не учли. Планируется, что спустя полгода в случае надобности на основе этого мониторинга «пакет Яровой» могут скорректировать.
«Давайте поручим комитету по конституционному законодательству и комитету по обороне и безопасности провести мониторинг по итогам первого полугодия (действия пакета), посмотреть, нужна ли корректировка, есть ли нарушения», — сказала Матвиенко на заседании Совфеда.
Законы были разработаны главами профильных комитетов двух палат парламента: председателем комитета ГД по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктором Озеровым.
С момента вступлениея проекта в законную силу 1 июля 2018 года операторы связи должны будут хранить в течение трех лет личную информацию из архива пользователей (о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео) на территории РФ, а переписку из мессенджеров и соцсетей — в течение года. В дальнейшем операторы связи будут должны беспрепятственно предоставлять правоохранительным органам информацию о пользователях и об оказанных им услугах связей и прочие данные в случаях надобности по запросу.
Помимо этого, при использовании дополнительного шифрования сообщений пользователей мессенджеры и соцсети будут обязаны представлять в ФСБ ключи для их декодирования. За неисполнение этого требования для граждан штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица, в свою очередь, будут оштрафованы на сумму от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.
Противников у этого закона нашлось немало. Сотовые операторы неоднократно заявляли, что для хранения персональных данных потребуются огромные расходы в размере более 2 триллионов рублей и предупреждали о том, что принятие этих законов повлечет как рост тарифов для абонентов, так и ухудшение качества услуг связи по стране в целом. Представители отрасли также указывали на то, что на сегодняшний день операторы технически не оснащены необходимым для этого оборудованием. Операторы также отмечали, что из-за таких расходов компании на протяжении нескольких лет уйдут в убыток и не будут платить налог на прибыль в бюджет. По их данным, законы в рамках пакета Яровой могут повлиять на то, что тарифы на услуги сотовой связи возрастут в 2-3 раза, и даже отмечали, что готовы предоставить расчеты роста цен в Совет Федерации.
Глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров ранее прогнозировал, что затраты операторов будут исчисляться сотнями миллиардов рублей, из-за чего связь может подорожать на 300%.
«У каждой компании будут все-таки свои оценки, и между ними высокая конкуренция, и в этом смысле говорить о том, что они что-то повысят, так сказать, специально, не приходится. У них конкуренция такая, что ни на рубль они повысить не смогут. Но то, что каждая компания понесет затраты, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, и, соответственно, если сопоставить это с их выручкой, то вы, собственно, легко можете получить количество раз, на которое, вероятно, вырастут (цены на) услуги связи», — отмечал он.
Помимо этого, 7 июля 2016 года противники закона разместили на сайте Российской общественной инициативы «Отменить закон Яровой», которая всего за месяц набрала 100 тысяч голосов, как раз необходимых проектам федерального уровня для созыва экспертного совета при министре по вопросам Открытого правительства. «Так как данный закон требует огромных денег, может привести к банкротству многих интернет-компаний и снизить доход государства от получаемых от них налогов, просим его отменить», — говорится в петиции.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев подчеркнул, что дальнейшие расчеты стоимости интернет-трафика и мобильной сети будут зависеть от постановления правительства, которое уполномочено определить сроки, объем и характер хранимой информации. «Всевозможные страшилки в отношении резкого удорожания тарифов — это риторические приемы, поскольку предмета для разговора еще нет. Вначале руководители различных операторов приводили одни суммы по тарифам, затем, когда мы сократили сроки на хранение информации с 3 лет до 6 месяцев, эти суммы почему-то, наоборот, выросли в геометрической прогрессии. Данный факт свидетельствует о том, что это не серьезные расчеты, а прогнозы и версии заинтересованных лиц, и вряд ли стоит воспринимать их всерьез», — считает депутат.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, несмотря на то, что пакет поправок Яровой уже принят, на практике он не реализуем. «В данном случае необходимо менять законы, подзаконные акты, и это должно делать Министерство связи, в котором даже не создана рабочая группа, которая могла бы это сделать. Исходя из сложившейся ситуации, операторы не начнут строить дата-центры и покупать оборудование, поскольку они не знают, что делать, и ждут дальнейших распоряжений от министерства, которое так и не сформировало свои требования. В отсутствие них выполнять что-либо невозможно, поэтому пока о реализации закона речи не идет», — отметил аналитик.
Муртазин подчеркнул, что для замены подзаконных актов и полноценных законов в рамках «пакета Яровой» потребуется как минимум два года. «Для этого необходимо провести большую работу, и вряд ли правительство справится со своей задачей до лета 2018 года. Это пока такой эфемерный законопроект, который вряд ли в ближайшее время появится в каком-либо виде», — заключил он.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев заявил, что на сегодняшний день речь идет не о повышении незначительных процентов по тарифам, а об их кратном увеличении в два-три раза. По его словам, высчитать удорожание можно по простой схеме. Для этого нужно умножить вместимость хранилища на объем, соответствующий проходящему трафику.
Результатом вычесления и будет стоимость предлагаемых «пакетом Яровой» инженерных решений. «Пока все сводится к тому, что весь трафик, который будет храниться, в большинстве своем бессмыслен, ведь с высокой долей вероятности уже через полгода он станет в России шифрованным. В рамках закона подразумевается, что операторы и владельцы сети должны предоставлять уполномоченным органам ключи для дешифровки, что технологически невозможно, поскольку ни у тех, ни у других этих ключей нет, как нет их и у производителя сейфа, который продал его покупателю. Ведь он стоит у вас дома, и кодовый замок вы устанавливаете самостоятельно. Откуда тогда у производителя сейфа код, которым вы закрыли дверь, если вы его единоличный владелец?», — задается вопросом омбудсмен.
По мнению Мариничева, заставить производителей сервисов предоставлять код, изобретать бэкдор или еще какие-то дополнительные механизмы по дополнительному входу вызовут подрыв доверия к информационным технологиям в обществе. Он отметил, что такие действия могут серьезно подорвать доверие к производителям из-за влияния третьей стороны на развитие информационных технологий, и уровень доверия пользователей к ним упадет. Именно поэтому, по оценке эксперта, крупные мировые производители на это не пойдут.
«Другими словами, если вы в каком-то облачном сервисе храните свои личные фотографии, то нужно понимать, что при условии шифрования эти фотографии не будут доступны самому производителю. Точно так же, как и пароли, которые вы придумываете, неизвестны поставщику продукции, ведь они передаются уже в зашифрованном виде. Если взять в качестве примера европейские законы, где точно так же хранятся метаданные по соединениям, то, на мой взгляд, будет эффективнее хранить их бесконечный период времени, а не год, два или три, как в Европе. Метаданные — это очень важный момент. Таким образом, у правохранителей появляется возможность узнать, что один абонент с определенного ID позвонил другому, и оценить сам факт происшедшего соединения. Или, допустим, вы в поисковой строке ввели определенный адрес и оператор зафиксировал и сохранил этот факт. Хранение метаданных помогает в раскрытии преступлений, оказании содействия безопасности общества», — рассказал омбудсмен.
Мариничев подчеркнул, что законы в рамках «пакета Яровой» просто-напросто технологически безграмотны. По мнению эксперта, нужно понимать, какие цели преследуются, и какими путями их лучше достичь. «Пока мы видим, что авторы законопроектов лишь убивают индустрию и создают различные неудобства. Я думаю, что в итоге закон не будет исполняться должным образом. С таким же успехом операторы могут хранить случайный набор трафика. Это лишнее обременение, которое ляжет тяжелыми грузом на бизнес. Никто не станет прибегать к использованию этих данных, поскольку толка в них не будет все равно», — заявил эксперт.
Обмудсмен подчеркнул, что от всей этой ситуации, как обычно, пострадают простые граждане. Бизнес не понесет убытки, а лишь заложит все расходы в себестоимость своего продукта, переложив груз на плечи потребителя. По прогнозам эксперта, может произойти так, что вместо 2 рублей за минуту пользователи начнут платить сотовому оператору целых 6 рублей, причем никакого экономического и практического смысла в деле борьбе с терроризмом от этих поправок не будет.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".