27 октября 2024
USD 96.67 -0.07 EUR 104.81 +0.3
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Михаил Грачев: "Надо уметь адаптироваться к происходящим переменам"
интервью Общество персона

Михаил Грачев: "Надо уметь адаптироваться к происходящим переменам"

Российская экономика в 2023 году демонстрирует высокие темпы роста. По данным Росстата, по итогам второго квартала в годовом выражении показатель составил 4,9%, по итогам третьего – 5,5%. Как сегодня чувствует себя бизнес, рассказал «Профилю» Михаил Грачев, генеральный директор компании GRASS, ставшей в этом году лауреатом премии Best for Life Design.

Генеральный директор компании GRASS Михаил Грачев

Генеральный директор компании GRASS Михаил Грачев

©Пресс-служба компании GRASS

– Михаил, предприятиям для расширения производства всегда нужны инвестиции. Какие инструменты государственной поддержки сегодня доступны бизнесу?

– Существуют различные госпрограммы, направленные на создание новых технологических линий и обновление оборудования существующих. Средства предоставляет, в частности, Фонд развития промышленности (ФРП). Предприятиям доступны льготные займы на реализацию проектов, связанных с выпуском высокотехнологичной продукции, импортозамещением, цифровизацией, повышением производительности труда.

На примере нашей компании могу сказать, что эта мера весьма эффективна. ФРП предоставил заем на сумму 4,2 млрд руб. по программе «Приоритетные проекты». Это позволит приобрести оборудование для новых производственных линий, к 2029 году рассчитываем существенно увеличить объемы выпуска продукции.

– Рынок труда РФ сегодня не в лучшей форме. Рабочих рук не хватает. Цифровизация экономики – роботы, на ваш взгляд, перспективное направление для решения кадровой проблемы?

– В условиях быстрого развития цифровой экономики мы убеждены, что внедрение роботизации и автоматизации представляет собой перспективное решение кадровой проблемы. Это направление не только повышает эффективность бизнес-процессов, но и позволяет компаниям сосредотачиваться на стратегически важных задачах.

Однако цифровизация невозможна без высококвалифицированных специалистов. Соответственно, бизнес должен быть готов инвестировать в обучение сотрудников, обеспечивать адаптацию кадров к новым технологиям.

– Уход западных корпораций освободил рынок РФ от конкурентов. Насколько готов отечественный бизнес продвигать продукцию в регионах, занимать освободившиеся ниши?

– Санкционная политика западных стран создала не только сложности, но и уникальные возможности для российских предпринимателей. Важно отметить, что успех на региональных рынках зависит от качества продукции, а также умения учитывать специфику каждого региона.

– А что с экспортом, куда в условиях санкций перспективно продвигать свои товары и услуги?

– В условиях санкций важно стратегически рассматривать возможности для экспорта товаров и услуг. Многие компании ориентируются на диверсификацию рынков, ищут новых партнеров. Например, хорошие перспективы есть в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Персидского залива. Кроме того, экспортерам необходимо освоить цифровые каналы маркетинга и продаж, осуществлять мониторинг ситуации в мировой экономике. Надо уметь адаптироваться к происходящим переменам, чтобы успешно продвигать за рубежом российские товары и услуги в условиях санкционных ограничений.

– Что подразумевается под понятием «бережливое производство»? Это дань моде или веление времени?

– Бережливое производство – это стратегия оптимизации бизнес-процессов, направленная на максимальное использование ресурсов с минимальными затратами. Эта концепция не только важна, но и неотъемлема для современных предприятий. Эффективное управление ресурсами, сокращение потерь и повышение производительности – это не просто мода, но и необходимость в условиях современной конкуренции.

Внедрение бережливого производства позволяет компаниям быть более конкурентоспособными, улучшать качество продукции и снижать вред экологии. Опять-таки наш опыт показал, что благодаря такому подходу, причем без серьезных дополнительных издержек, реально повысить производительность линий на 40 или даже 60%, примерно на треть сократить простои.

Другой пример: снижение веса тары на 2–5 г обеспечило экономию почти 180 т пластика. С одной стороны, это улучшило экономику проекта, с другой – позволило сократить количество отходов, наносящих ущерб природе.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль