25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Мода без бума
Общество

Мода без бума

Велосипед в России так и не стал «средством передвижения», по-прежнему оставаясь для большинства развлечением или хобби. Россияне не перестали покупать велосипеды, но перешли на более дешевые модели – за последний год продажи «двухколесных друзей» в России снизились на четверть, а цены на них значительно выросли. Эксперты по-разному оценивают перспективы велорынка и сходятся только в одном – ситуация остается нестабильной.

Велосипед в России – давно уже не только детская забава, поэтому неудивительно, что кризис жестко ударил и по рынку этих транспортных средств. По данным исследования маркетингового агентства Discovery Research Group, в 2015 году продажи велосипедов упали на 26,3% и составили 3,3 млн штук – масштабы и тенденции такие же, как и на авторынке.

В этом году ситуация более-менее стабилизировалась, но специалисты не обольщаются. Несмотря на все усилия энтузиастов и властей, устраивающих велопробеги и прокладывающих повсеместно велодорожки, велосипед в России вряд ли когда-нибудь станет полноценным и реально конкурирующим с другими видами транспорта средством передвижения. Просто в силу объективных причин – долгих и снежных (за исключением самых южных регионов) зим и далеко не всегда погожих дней в другие сезоны.

Двухколесная волатильность

Как отмечают участники велорынка, в этом году ситуация отличается крайней нестабильностью. Екатерина Ветошкина, руководитель отдела маркетинга и рекламы холдинга «Веломоторс», производящего велосипеды под торговой маркой Stels, отметила, что рынок по сравнению с прошлым годом даже незначительно вырос. «Изменились доли присутствия брендов, – считает она.  – Стали популярнее более дешевые велосипеды. От идеи купить велосипед жители нашей страны не отказались, но пересмотрели решение о покупке в более бюджетную сторону».

При этом все эксперты согласны, что цены на велосипеды значительно выросли. «По сравнению именно с прошлым годом цена не слишком изменилась, поскольку доллар держится примерно на том же уровне, только спрос упал,  – объяснил менеджер по продажам магазина «ВелоДрайв» Олег. – Но если сравнивать с ценой, которая была два года назад, то разница существенна, тем более что и продавалось велосипедов тогда намного больше». По его оценке, нынешние цены примерно на 50% выше по сравнению с тем, что были 2–3 года назад. А, например, эксперт магазина «Велосайт» Егор утверждает, что стоимость велосипедов выросла вообще в два раза.

По-разному они оценивают и изменения среднего чека. Менеджер магазина «Велоимперия» Сергей считает, что средний чек уменьшился на 30–40%, так как уменьшились продажи. А Егор из магазина «Велосайт» настаивает, что он вырос в два раза, потому что именно настолько увеличилась цена. «Сейчас средний чек в районе 30–35 тыс. рублей, если мы говорим о взрослом велосипеде, – сказал он. – В прошлом году был реальный спад продаж, но потом все относительно стабилизировалось. Сейчас спрос на велосипеды есть».

Олег из магазина «ВелоДрайв» утверждает: спрос зависит от ценовой категории велосипеда. Так, продажи в сегменте дорогих транспортных средств остались приблизительно в прежних объемах, а продажи дешевых упали примерно на 30–40%. «Вообще сейчас очень непонятная ситуация, все меняется каждые две недели, – рассказал он. – Раньше мы знали, что в апреле или в мае будут продаваться определенные велосипеды одного ценового диапазона или вида, например, городские. В конце июля – в августе всегда покупали хорошие, достойные велосипеды. Сейчас такого нет. Спрос стал непредсказуемым».

Как минимум аксессуар для балкона

Несмотря на разговоры энтузиастов и урбанистов о велосипедном буме, большинство участников велорынка ничего подобного не заметили, даже если говорить о столице, где покупки совершаются чаще. «Все банально – чем крупнее город, тем больше спрос. Немалую роль здесь играет качество дорог и городской инфраструктуры в целом», – говорит менеджер по рекламе и PR российской компании–производителя складных велосипедов Shulz Юрий Бирюков. «По статистике продаж лидирует центральный регион, но стоит учитывать, что, покупая велосипед, например, в Москве, не исключено, что люди используют его на даче или в другом городе. Также стоит отметить южный регион, где огромное число пунктов проката и самый длинный велосезон», – заметила Ветошкина.

По наблюдениям Олега из магазина «ВелоДрайв», ни о каком буме говорить также не приходится. С ним солидарен и Сергей из магазина «Велоимперия»: «Я думаю, спрос никак не связан с модой».

Президент «Велотранспортного союза» Игорь Налимов считает, что велосипед так и не стал «средством передвижения», хотя отметил, что в Москве сейчас велосипедистов довольно много – около 4 млн. «Это способ для развлечения и отдыха, для поездок за городом, на даче, – говорит он. – Конечно, город пока недостаточно приспособлен для передвижения на велосипеде. Но, в общем, всегда найдется место и в парке, и на набережной. Если работаешь недалеко от дома, до 5 км, то доехать можно и на велосипеде. А если работаешь в центре, а живешь на окраине, то это уже сложно».

По мнению Егора из магазина «Велосайт», велосипедный бум в Москве начался давно, но выражается он не в том, о чем рассказывают обычно энтузиасты. «Мне кажется, у четырех людей из пяти велосипед есть как минимум в качестве аксессуара для балкона, хотя многие и катаются, – сказал он. – Я уже давно занимаюсь велосипедами, и каждую весну с людьми что-то происходит, и в апреле–мае веломагазины переполнены. Кто-то покупает, чтобы фигуру поправить, убрать лишний вес. Кто-то покупает, потому что велосипед есть у друзей или девушки, чтобы вместе кататься». «Уже огромное число жителей России пересаживаются на велосипед, – говорит Ветошкина из «Веломоторса». – Резкого бума не будет, на наш взгляд, но велосипед занимал всегда в жизни россиян особое место и был практически в каждой семье. Сейчас мода на этот вид транспорта актуальна и будет набирать обороты».

Нет единого мнения и в оценках того, какие именно велосипеды сейчас наиболее популярны. Одни эксперты называют недорогие городские, другие – «достойные» горные, третьи – гоночные. «В основном берут для прогулки и фитнеса. Серьезных хороших велосипедов продается мало. Профессионалы, как правило, уже знают, что и где покупать», – рассказал Олег из «ВелоДрайва».

Китай нагоняет

По данным Discovery Research Group, в 2015 году большая часть велосипедов в Россию поставлялась из Китая – 63%. «Почти все велосипеды производятся на заводах в Китае и Тайване, – подтвердил Бирюков. – Российское производство практически никак не развивается – сделать велосипед в Китае по-прежнему дешевле. Но китайское не значит плохое – все зависит от контроля за качеством производства и использования качественных компонентов и материалов».

По мнению же Ветошкиной, оте-чественные велосипеды уверенно теснят импортные: «Российское производство развивается ударными темпами. Именно наша компания начала выпуск детских и горных велосипедов с полной локализацией». Однако другие менеджеры отметили, что российское производство развивается только в сфере сборки велосипедов. «И Stels, и Forward – это китайские фирмы, только их велосипеды собираются у нас, один в Люберцах, другой в Перми», – сказал Сергей из «Велоимперии». «Велосипеды могут принадлежать разным брендам, а бренды могут находиться на разных континентах. Но производство велозапчастей происходит в Юго-Восточной Азии в 99% случаев. Все комплектующие для велосипедов делаются именно там, отчасти это Тайвань, Китай, Малайзия, Сингапур. Примерно в таком порядке», – добавил Егор из «Велосайта».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».