Пируэты судьбы: как бывший электротехник стал советским банкиром
Ровно век назад в России началось возрождение разрушенной Гражданской войной банковской системы. Именно тогда в бывшем Петербурге и будущем Ленинграде отделение Промбанка возглавил 28-летний Борис Каплун. Уроженец Киевской губернии и бывший студент Петербургского технологического института, накануне революции он работал авиационным электротехником – весьма «продвинутая» квалификация для той эпохи.
В 1917-м электрик Каплун вступил в партию большевиков и в годы Гражданской войны сделал успешную карьеру, но не военную или политическую, а хозяйственную. К 1920 году Каплун занял внешне неброский, зато весьма влиятельный пост управляющего делами отдела управления Петрогубисполкома, который контролировал всё городское хозяйство бывшей имперской столицы.
Артель вольных инкассаторов: кто охранял деньги банков до и после революции
Каплун запомнился горожанам организацией первого в Советской России крематория и фактическим спасением русского балета. Пришедшие к власти большевики скептически относились к необходимости сохранения императорской балетной труппы. Именно Каплун продолжил госфинансирование Мариинского театра, в котором на пике Гражданской войны ставили классические балеты царской эпохи, включая «Лебединое озеро».
Впрочем, у советского чиновника был свой интерес в сохранении царской труппы – с 1920 года прима-балериной Мариинского театра стала Ольга Спесивцева, талантливая танцовщица и очень близкая подруга Каплуна. Судя по ее долгой и бурной биографии, прожившая 96 лет Ольга Александровна умела не только эффектно танцевать, но и выбирать эффективных покровителей. К управделами Петрогубисполкома балерина ушла от своего предыдущего любовника, 67-летнего Акима Волынского, самого авторитетного балетного критика Российской империи накануне революции.
К чести Бориса Каплуна, он имел не только личный интерес к балету с конкретной прима-балериной, но и явную симпатию к культуре вообще. В период войны и голода влиятельный чиновник помог многим петербургским поэтам – от Блока до Гумилева, с последним даже, случалось, пил, несмотря на полярность политических взглядов.
С началом нэпа Каплун сменил административный пост на кресло руководителя Северо-Западной областной конторы Промбанка – второй по значению кредитной организации СССР. «Контора» Каплуна расположилась на Невском проспекте в бывшем особняке Волжско-Камского банка, некогда одного из крупнейших в царской России.
Однако в кресле банкира бывшему авиатехнику не повезло: спустя всего год с громким политическим скандалом сменилось центральное руководство Промбанка. Председатель правления – кстати, земляк Каплуна, тоже из Киевской губернии, – бывший премьер-министр Дальневосточной республики Краснощёков оказался в Лефортовской тюрьме. Каплуну повезло больше – его просто уволили, и после влиятельных постов он оказался всего лишь журналистом профсоюзной газеты «Труд», сменив северный Питер на жаркий Баку.
Зато хваткая прима-балерина Спесивцева не стала менять Неву на Каспий – она в очередной раз сменила покровителя. Вместо Каплуна им стал Альберт Сливкин, социал-демократ с дореволюционным стажем, снабженец Красной армии во время Гражданской войны и тоже банкир в годы нэпа – один из создателей Петроградского коммунального банка. Благодаря новому покровителю балерина Спесивцева вскоре сменила и страну: в 1924-м она выехала на гастроли из СССР и назад не вернулась. Жила и танцевала в Париже, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке. Впрочем, большой карьеры за пределами России не сделала. Умерла Спесивцева в год распада СССР, надолго пережив своих покровителей, случайных банкиров эпохи нэпа.
И Борис Каплун, и Альберт Сливкин после нэпа, несмотря на деловую хватку и склонность к гешефтам, больших карьер не сделали. Первый в 30-е годы был замдиректора одного из авторемонтных заводов, второй – замдиректора киностудии «Мосфильм». Обоих арестовали в 1937-м как троцкистов и вскоре расстреляли.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".