22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему выпускники вузов никому не нужны, и что с этим делать
Общество трудоустройство

Почему выпускники вузов никому не нужны, и что с этим делать

В этом году из российских высших и средних учебных заведений выпустились около 1,5 млн человек. Чаще всего их знания и навыки далеки от того, что нужно работодателям, – особенно, когда речь идет о выпускниках вузов. Чтобы готовить пригодных для работы специалистов, система высшего образования должна измениться, уверены эксперты.

©shutterstock/Fotodom

Чем плохи вузовские программы

Главная претензия работодателей к выпускникам российских вузов – голые теоретические знания, полностью оторванные от реальной жизни. Например, выпускники юридических факультетов выучили содержание кодексов, но не могут составить исковое заявление, не понимают логики и структуры документов и не знают, как на практике ведется претензионные работы, рассказывает замгендиректора компании URVISTA Светлана Петропольская.

Похожие жалобы регулярно звучат практически во всех отраслях. «Компании не получают готового специалиста, а вынуждены вкладывать дополнительные ресурсы для его обучения и подготовки к полноценной работе», – признает старший консультант международной рекрутинговой компании Hays Наталья Махмуткина.

Дипломный провал: нужна ли сейчас "корочка" вуза для карьеры

Сложность не только в том, что программы изобилуют теорией и включают мало практических задач. Из-за быстрых изменений на рынке системы образования просто не успевают за потребностями компаний. Причем с этой проблемой, по словам эксперта, столкнулись не только российский, но также американские и европейские рынки труда.

«Постоянно появляются новые профессии и специализации, особенно это заметно в быстроразвивающихся и меняющихся индустриях – IT, digital, телеком. Новые типы вакансий в компаниях появляются быстрее, чем кандидаты успевают наработать новую экспертизу или обучиться новым инструментам», – отмечает Махмуткина.

Выпускникам, так же, как и вузам, пока сложно подстраиваться под этот запрос. Часто вчерашние студенты чересчур полагаются на диплом и не торопятся доучиваться и переучиваться.

«Дело не в самом высшем образовании – дело в отношении к образованию, которое закладывается еще в школе, – уверен гендиректор онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов. – Гонка за баллами привела к полной потере интереса к обучению. А когда выпускнику вуза после защиты диплома (часто – очень формальной защиты) предлагают еще пойти поучиться, выпускник даже не понимает, зачем. Ведь уже и так четыре года учился».

Что мешает работодателям

Идеальный рецепт для ликвидации разрыва между знаниями выпускников и нуждами бизнеса – сотрудничество компаний с вузами, говорят эксперты. Большинство из них уверены, что обычных стажировок на предприятиях недостаточно. Чтобы дать студенту весь набор нужных для работы навыков, нужно полностью пересматривать образовательные программы.

В дополнительном профобразовании их изначально стараются строить, исходя из запросов компаний. По такому принципу, например, создавали программы в Британской высшей школе дизайна. «Заказчики приходили в школу и говорили, какой проект им нужен и какие дизайнеры будут ими востребованы», – вспоминает о создании «Британки» директор университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде.

Почему переизбыток молодых людей с высшим образованием становится проблемой для государства

В вузах, которые обязаны следовать Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), сделать то же самое намного сложнее. Поэтому изменение существующих программ и создание новых с участием работодателей пока происходит точечно. Так, МИСиС в этом году начал сотрудничать со Сбербанком, а «Ростех» – пересматривать образовательные программы в своих опорных вузах. Потенциально новации могут затронуть около 200 вузов и более 400 программ.

Госкорпорация ориентирует учебные заведения «на достижение требований, которые задает работодатель выпускнику на входе в профессии», поясняет директор по управлению персоналом «Ростеха» Юлия Цветкова. По ее словам, это сложно для вузов, потому что они привыкли жить по традиционным моделям, когда процесс обучения превалировал над результатом. Тем не менее она уверена, что нужно реформировать образовательные программы, «даже если государственный стандарт пока не очень гибок в этом отношении».

Однако большинству компаний сложно не то что подключиться к разработке программ, но даже организовать системную практику или обучение на предприятиях. Бизнесу такие форматы интересны, но мешают бюрократические препоны, говорит ректор Славяно-греко-латинской академии Сергей Храмешин. «Производства не заинтересованы, чтобы вузы со своими правилами и формулярами к ним заходили и что-то в соответствии с федеральными образовательными стандартами диктовали им», – отмечает он.

«С первых же лет учебы студентам важно погрузиться в реальную рабочую среду – постажироваться в компании, посмотреть на все процессы изнутри. Об этом давно говорят, но на практике организовать сотрудничество сложно – слишком много бюрократических препятствий», – согласен с ним гендиректор Webinar Group Александр Альперн.

Сколько нужно учиться

Помимо пересмотра программ и обширной практики на предприятиях в системе высшего образования могут произойти и более серьезные изменения. С начала года в России активно обсуждают идею прикладного бакалавриата. Такая форма упрощенного высшего образования с акцентом на практику есть в Европе. Диплом можно получить за два–три года вместо четырех–пяти лет.

В Центре развития навыков и профессионального образования ВШЭ уверены, что прикладной бакалавриат действительно нужен. С 2010 года его начали внедрять в некоторых вузах и техникумах в порядке эксперимента, и опыт посчитали успешным. Существует несколько моделей такого бакалавриата, и все они предполагают много практики на предприятиях.

Поскольку технологии и рынок меняются молниеносно, укорачивать рано или поздно придется и другие программы, считает основатель сервиса Coursalytics Алексей Долинский. «К моменту окончания пятилетней программы знания с первого курса будут устаревшими, и единственный способ решать проблему системно – это делать программы все короче и перестать думать о высшем образовании, как о средней школе, которую нужно окончить один раз и на всю жизнь. Чем дольше мы будем жить, тем дольше мы будем учиться», – заключает эксперт.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".