10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Подработка для подростка: можно ли заработать честным путем
Общество подростки работа рынок труда

Подработка для подростка: можно ли заработать честным путем

Когда моя дочь Марина, окончив 8-й класс, заявила, что вместо поездки в деревню к бабушке хочет найти себе подработку на июнь или июль, я не стал возражать. И наша мама нас поддержала: она в свое время и «на клубнику» в совхоз «Московский» ездила, и гамбургеры готовила. Через несколько недель маринкиных поисков и проб мне показалось, что об этом стоит рассказать, поделиться опытом с теми, кто тоже в 14 лет решит подработать. И с их родителями, конечно. Ниже – рассказ от первого лица.

Подросток на собеседовании при приеме на работу

©Shutterstock/Fotodom

«Привет, меня зовут Марина, и мне 14 лет. Еще с прошлого года я мечтала устроится на подработку. Получив паспорт и закончив 8-й класс, я приступила к осуществлению этой задумки. Всё казалось просто: заходишь на «Хедхантер» или какой-либо другой сервис, ставишь возрастной ценз «от 14» – и готово!

Для начала я зарегистрировалась в трех приложениях по поиску работы. Лучшим мне показался hh.ru: очень удобная сортировка и формат объявлений, и сами работодатели там выглядят понадежнее. А вот, например, «Работа.ру» менее практична: нет возможности выбирать вакансии только от 14 лет, всё приходится проверять вручную. Третье приложение, «Авито», стоит посерединке.

Выходной по средам и рабочий день с 11 утра: как поколение Z изменит рынок труда

Мой запрос, помимо города, – свободный график, без опыта работы, частичная занятость и, естественно, от 14 лет. Первые результаты были обнадеживающие, поиск выдал четыре вакансии. Две из них – работа промоутером (так называется человек, который раздает или разносит рекламные листовки. – А.Ч.), одна – колл-центр и еще одна – курьер. После консультации с родителями колл-центр был исключен. Они сказали, что мне еще рано такие слова слышать.

Больше всего привлекала работа курьером: понятные задачи, не нужно ходить с листовками. Но, как выяснилось, там принимали только с 16 лет. Вот вам, кстати, хитрость работодателей: в запросах ставят, что можно работать от 14-ти, а на самом деле оказывается, что от 16-ти, а может и от 18-ти, если не повезет. Материальная ответственность, пояснил папа. Зачем тогда лукавить в объявлениях?

Зато оба работодателя, искавшие промоутеров, откликнулись на мое резюме! Выбрала того, кто обещал большую зарплату, разумеется. Впервые звонить незнакомым людям было очень неловко, пришлось переступить через себя и свои страхи. Мне сообщили все подробности, адрес офиса, назначили собеседование. Ехать предстояло на самый юг Москвы, а я живу на противоположной стороне. Неужели придется ездить туда каждый день?

Нужный офис находился в большом бизнес-квартале. Плутала я долго: навигатор повел самим коротким путем, через шлагбаум, где охранник охотно объяснил, что мне совсем не сюда, а чуть дальше, в пропускной пункт. Этот пункт я искала в трех зданиях, и на четвертой попытке мне повезло. Захожу, подхожу к окошку, показываю паспорт… «Девушка, а на вас пропуска не оформлено». Звоню, три минуты классической музыки, «ваша фамилия?», очередь, окошко охраны… Пропуска нет!

В общем, раза с третьего все получилось. Оказалось, мою фамилию неправильно услышали. Ничего, бывает, тем более по речи было понятно, что со мной разговаривает человек, не слишком хорошо знающий русский язык. Хорошо, что я приехала на 15 минут пораньше.

Собеседование проходит удачно, мне всё объясняют, выдают 500 листовок и даже клей. Работать можно в своем районе, вот список адресов: несколько десятков домов. Выхожу из этого бизнес-квартала окрыленная мыслями о предстоящей работе, мол, вот какая я взрослая, какая умница, буду получать деньги!

500 листовок нужно наклеить за два дня, необязательно подряд, но именно за два: допустим, 300 в понедельник, 200 в среду. Клеить надо в определенный промежуток времени и обязательно на дверь подъезда, а не на стены или информационные доски. Естественно, это будет злить жителей.

«В конфликты не вступать», – сказали на собеседовании. Да, и самое трудоемкое действие: надо сфотографировать каждую наклеенную листовку, причем чтобы можно было идентифицировать дом и подъезд. Будущие 500 фотографий – отчет, по которому мне выплатят деньги. Неужели кто-то в самом деле проверяет все эти файлы?

Мода на цифру: как российские зумеры относятся к деньгам

Первый день работы показался адом. Всё оказалось дольше, нуднее, сложнее, чем представлялось. Наклеила я несчастные 250 листовок за два подхода с перерывом. Следующий день отдыхала: ноги болели от вчерашней беготни по всему району с этими листовками. На третий день, после того как я украсила еще примерно 100 дверей, моим моральным и физическим силам пришел конец. Было жарко, болела голова, достали негодование жителей и отвращение к самой себе, ведь я всегда ненавидела эти листовки на дверях собственного подъезда. Я психанула и пошла домой, чтобы оттуда сразу направиться в офис.

Приезжаю, пытаюсь дозвониться. Получилось только с третьего раза, прошу оформить пропуск, слышу: «Сегодня офис не работает, приезжайте завтра». И тут мне стало себя так жалко! Я прямо там и начала плакать, у пропускного пункта. И потому, что просто так ехала через весь город, и потому, что устала…

На следующий день я уже было собралась снова тащиться в этот офис, но мама предложила сначала позвонить и спросить, есть ли необходимость приезжать вообще, заплатят ли мне за неполную работу. Оказалось, ездить-то и не нужно, платят они только за 500 расклеенных листовок. Не меньше.

Было ли мне обидно, что я ничего не получила за свои мучения? Думаю, маме было обиднее, она больше из-за этого переживала. А для меня это очень хороший опыт, что вполне является оплатой.

Я продолжила свои поиски. Был вариант поработать на автомобильной мойке, но мама запретила и думать об этом, ибо и здоровье можно угробить химией, и против воли уехать в багажнике чужой машины.

Было очень странное предложение (и явно криминальное. – А.Ч.), замаскированное под вакансией «разнорабочий». Почему бы нет, подумала я, отозвалась, и мы перешли с работодателем в мессенджер для личного общения. Оказалось, надо быть кем-то вроде курьера, только… прятать товар и фотографировать, как ты это сделал. Я подумала: «Зачем им это?! Ну ладно, может, они просто квестами занимаются». Потом мне пишут, что товар – синтетические смеси, и спрашивают, понимаю ли я суть работы «закладчика»? Пришлось спросить в лоб, зачем что-либо прятать и законно ли это.

Ответ был коротким: «Нет». На этом общение и прекратилось. Не хватало еще наркокурьером стать…

И тогда папа порекомендовал написать в популярные компании, а не искать работу только через сторонние сайты и приложения. Написала в «Ашан», «Окей» и «Леруа Мерлен». Причем я постоянно забывала копировать резюме, так что приходилось каждый раз набирать его заново. Что вы думаете? Мне все еще никто ответил. Но их можно понять, мало кто хочет устраивать подростка на неполный день, да еще и нести за него ответственность.

А потом мне пришла гениальная, казалось, идея. Существует же дистанционная работа! Сначала искала только по Москве и области, а потом, после череды неудач, и по всей России. Кстати, ужасно раздражало, что приложение игнорировало пометку «удаленно» и выдавало мне абсолютно все результаты – курьеры и промоутеры при поиске дистанционной работы все равно попадались. Было несколько типов вакансий. Копирайтер, оператор, личный ассистент, менеджер по общению.

Максимально расплывчатая формулировка, не правда ли? Задача была консультировать клиентов в мессенджерах, меня это вполне устраивало, так что я откликнулась в итоге на штук 20 вакансий с таким названием. Больше половины работодателей мне не ответили, а оставшиеся оказались одной и той же системой.

Сценарий общения такой. Пишешь работодателям, они предлагают перейти в «ватсап» и скидывают примерно одинаковый текст, только с разными ценами. Тебе предлагают вступить в некую пирамиду, где нужно делать то же, что делает сейчас человек, с которым ты переписываешься: впаривает (простите) платную ссылку на вход в систему. А потом продать следующим (более богатым) людям что-то максимально странное, типа аккаунтов с накруткой подписчиков в той самой запрещенной в России сети.

Я ни на одно подобное предложение не согласилась. Во-первых, это могут быть мошенники, во-вторых, вы можете деньги потратить, а в итоге ничего не получить. Так что крайне не советую.

Были хитрые работодатели, пишущие, что есть возможность работать с 14 лет, но с опытом работы более одного года. Что, естественно, невозможно.

А потом мне попалось два объявления об удаленной работе в колл-центре. Первая компания проводила опросы по теме театров, причем опрашивать надо было петербуржцев. После двухдневного обучения мне трижды предлагали онлайн-конференции по поводу стажировки и… не выходили на связь. Я обиделась, решив, что подобный работодатель мне не нужен.

Затем последовало довольно долгое трудоустройство во вторую компанию – банк. Было пять онлайн-уроков, потом тестирование (которое я успешно прошла), затем я ждала стажировку и выход на работу. Признаюсь, это было самое надежное из всех предложений, все шло к долгожданному заработку... Но нет. Мой iPad не поддерживает программу, в которой предстояло работать. Все надежды снова обрушены.

Я все еще ищу работу, пусть шансы с каждым днем все меньше...»


Конечно, Маринка найдет подработку. Боюсь только, что это произойдет, когда ей исполнится 16, – не разочаровалась бы за два года! Правда, с 16 лет предложений становится намного больше (как и ответственности, кстати) – от работы в ресторане до курьерской.

Нужна ли вообще подработка подростку? Считаю, что ничего плохого в том, что человек на себе узнает, откуда берутся деньги в тумбочке, нет. Конечно, при условии легального и безопасного заработка. А не так, чтобы нанимать подростков только потому, что им можно не платить, или потому что с них в случае чего не спросят.

Ей-богу, жаль, что почту мы себе представляем теперь в основном в электронном виде. Моя практика после 8-го класса до сих пор вспоминается с удовольствием: разносил «Вечёрку» и письма вместо ушедшей в отпуск тети Гали, нашей почтальонши – примерно три часа в будни тратил, 40 рублей заработал. Увы, нынешняя почта даже на резюме не ответила, видимо, вся насквозь теперь электронная.

Кажущаяся возможность легко «срубить денег» на блогерстве на деле сейчас едва ли реализуется. Монетизировать свои заметки в соцсетях после их запрета? Да и потом, не хотелось моему ребенку становиться в ряд мало кому интересных авторов мало кому полезных записок. Чтобы что-то ценное создать, нужен опыт, это отлично понимает 14-летний подросток.

Какие еще варианты рассматривались? Я предложил поискать объявления «набираем массовку». Объявления-то есть, а вот отклика на резюме нет. Это, кстати, вообще не очень хорошая, но весьма распространенная практика – не отвечать на присланные резюме. А зачем тогда размещать вакансии?

При поиске заработка самая здравая идея – монетизировать уже имеющиеся знания. Но репетитор-школьник оказался никому не нужен, как и няня без опыта работы. Музыкальное образование? Оно есть, как есть и опыт одного знакомого. 16-летний парень с другом и с гитарой простоял несколько часов на Маяковке. Когда его папа, узнав об этом из соцсетей, потребовал объяснений, тот сказал, что это хороший опыт с точки зрения будущей творческой специальности. «Ну, хоть заработал?» – «Ага, 800 рублей, половина ушла на бургеры, а другую забрали не будем говорить кто».

Что же касается полученного опыта, или, как сейчас модно говорить, компетенций… Я тоже кое-что приобрел. Теперь очень хорошо представляю, откуда берутся объявления на дверях подъездов. Срываю их-прежнему, но на подростков с клеем больше не ругаюсь. Компании-промоутеру они наверняка обходятся бесплатно, ведь многие не осиливают расклейку необходимых 500 штук. Мы, кстати, предлагали родительскую помощь – дочь отказалась, за что я ее очень уважаю.

Ну, и насчет монетизации. Марина, гонорар за эту публикацию – твой. Заработала.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».