- Главная страница
- Статьи
- Работать с пометкой: как в России будут регламентировать деятельность блогеров
Работать с пометкой: как в России будут регламентировать деятельность блогеров
Блогеры в последнее время оказались в эпицентре скандалов. Одних обвиняют в распространении фейков и оскорблении чувств верующих. Других – в мошенничестве и неуплате налогов на сотни миллионов рублей. Блогосферу давно надо было взять под контроль, считают чиновники. Однако сделать это не так-то просто. В том, как регламентирована деятельность блогеров, разбирался «Профиль».
Блогер блогеру рознь
В марте прошлого года одной из первых обвиняемых в дискредитации Вооруженных сил России стала Вероника Белоцерковская (признана иноагентом). В феврале 2023-го ее заочно осудили на девять лет. У блогера в запрещенном в России и признанном экстремистским Instagram насчитывалось около 886 тыс. подписчиков и 120 тыс. в Telegram.
Вот недавний случай: 23 марта бывшему военнослужащему Асхабали Алибекову вынес приговор Приморский районный суд Новороссийска по обвинению в дискредитации ВС РФ. YouTube-блогера с 88,8 тыс. подписчиков приговорили к одному году и двум месяцам колонии строгого режима.
Другим инкриминируют оскорбление чувств верующих. В прошлом году было возбуждено уголовное дело в отношении популярного YouTube-блогера (146 тыс. подписчиков) Марии Чистяковой, опубликовавшей свою фотографию в нижнем белье с изображением Богородицы на трусах.
На днях в Москве задержали 20-летнего Станислава Базарова, у которого в Telegram почти 10 тыс. подписчиков, за осквернение икон и распространение порнографии. Ему предъявлено обвинение по двум статьям, по решению Преображенского суда он заключен под стражу на два месяца.
Все чаще правоохранительные органы обращают внимание на блогеров и стримеров, которые занимаются незаконной рекламой: онлайн-казино, азартных игр, алкоголя. В Госдуме просят Роскомнадзор и Генпрокуратуру проверить некоторых блогеров на факт пропаганды ЛГБТ.
«Люди должны отвечать за свои слова, за свои действия, пусть даже написанные в социальных сетях», – заявлял ранее ответственный секретарь Совета по правам человека при президенте России Александр Точенов. При этом, подчеркивает он, «не должно быть цензуры».
Наряду с известными медийными экспертами в Сети есть много недобросовестных инфлюенсеров (лидеров мнений) и неэтичного контента. Поэтому остро встает вопрос о необходимости регламентировать деятельность блогеров, аудитория которых зачастую больше, чем у некоторых СМИ.
Представитель Общественной палаты Александр Малькевич призывал приравнять блогеров к СМИ. Однако, по мнению экспертов, большинство инфлюенсеров вряд ли на такое пойдут, и заставить их не получится.
В Союзе журналистов блогеров принимать в свои ряды не планируют. Их рассматривают лишь как граждан, которые самостоятельно занимаются творчеством и не имеют отношения к профессиональным СМИ.
Впрочем, прежде чем говорить о контроле, надо определиться, кто такой блогер. А сделать это непросто. «Блогер – слишком широкое понятие. Стричь всех под одну гребенку не получится. У одних насчитывается от 100 тыс. подписчиков, а кто-то работает для домашней аудитории или просто в очень узком сегменте в несколько тысяч человек», – говорит руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» экономического факультета РУДН Нина Трубникова.
Кроме того, блогеров можно квалифицировать по охвату аудитории, площадкам, контенту. Одно дело, если человек рассказывает о своей частной жизни, и совсем другое – когда выступает специалистом по какой-то теме. Так, на просторах интернета набирают обороты по просмотрам псевдоврачи, которые раздают рекомендации по лечению всего на свете и при этом не имеют медицинского образования. «Проходят двухнедельные курсы и потом называют себя специалистами и начинают продавать свои услуги. В интернете же никто не проверяет их квалификацию. А многие россияне такие «советы» принимают за чистую монету», – говорит нутрициолог Татьяна Епифанова.
С начала специальной военной операции желающих вещать в соцсетях поубавилось. «37% перестали вести аккаунты из-за серьезных кибератак со стороны недружественных пользователей», – рассказывает президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек.
Меньше стало лайфстайл-блогеров, которые ведут онлайн-дневники своей жизни, говорит Нина Трубникова. Особенно тех, кто традиционно был нацелен на путешествия и зарубежную тематику. А в сегменте «эксперты» и «предприниматели», наоборот, увеличилось количество материалов.
«Плюс из-за громких скандалов (которые в большинстве случаев были фейками) многие блогеры потеряли доверие со стороны своей аудитории. Опальные инфлюенсеры вышли из зоны интересов маркетологов», – говорит Ольга Лебединская, доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Закон для всех един
В России чиновники неоднократно предпринимали попытки регулировать деятельность инфлюенсеров. С 1 августа 2014 года в стране действовал так называемый «закон о блогерах» (ст.10.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Согласно ему, владельцы интернет-ресурсов, ежедневная посещаемость которых превышает три тысячи человек, должны были регистрироваться в Роскомнадзоре и соблюдать законодательство, касающееся распространения информации.
Потом блогеров пытались обязать проводить фактчекинг, проверять публичную информацию на наличие экстремизма, предвыборной агитации.
Однако статья закона просуществовала лишь до 2017 года. Депутаты решили от нее отказаться из-за неэффективности. «Но это не освободило блогеров от ответственности за достоверность информации, недопустимости размещения информации, распространение которой в России ограничено или запрещено», – подчеркивает председатель коллегии адвокатов Москвы «Адвокатъ» Андрей Мисаров.
В настоящее время главный инструмент против нарушений в блогосфере – действующее законодательство, где прописан перечень того, что запрещено. Это все, что связано с порнографией, педофилией, пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений, наркотиков, экстремизма, терроризма, оскорбления, унижения других людей, рекламой и продажей алкоголя.
Другими словами, инфлюенсеры могут стать фигурантами уголовного дела, как любое физическое лицо. Об этом свидетельствуют последние громкие скандалы с участием блогеров.
К тому же социальные сети сами являются санитарами контента. Они обязаны мониторить страницы, каналы и удалять противоправные посты. «При активности пользователей очень быстро выявляются публикации, выпадающие из контекста и правил. С ними аудитория сразу вступает в острую дискуссию, и Сеть получает всплеск реакций – от разумных комментариев до агрессивного негатива», – говорит Нина Трубникова.
Например, разработчики популярного сервиса коротких видео TikTok создали обновленную систему проверки учетных записей. С ее помощью авторы контента могут проверить, не были ли публикуемые ими материалы заблокированы из-за нарушений правил платформы. Также создана система предупреждений (страйков), как на YouTube.
Тем временем депутаты предлагают активно бороться с треш-стримами с участием детей. Соответствующий законопроект подготовил комитет Госдумы по молодежной политике. Парламентарии хотят внести дополнения в ряд статей УК РФ. К ним добавят новый квалифицирующий признак – совершение преступления с публичной демонстрацией, в том числе в СМИ или интернете. Распространителям противоправного контента с участием несовершеннолетних будет грозить до двух лет лишения свободы.
Кроме того, стримеров, которых привлекут к уголовной ответственности, на год отключат от интернета. Им нельзя будет пользоваться Сетью и мессенджерами. Реестр блогеров-нарушителей будет вести Роскомнадзор.
Дурная слава настигла
Тем временем Ассоциация блогеров и агентств (АБА) опубликовала первый список инфлюенсеров, работать с которыми не рекомендуется. Для этого создали специальный «почтовый ящик», куда можно отправить жалобу на блогеров, клиентов, агентства и продюсерские центры. Разбираться с претензиями и возможной клеветой помогут юристы. Недобросовестным «лидерам мнений» будут присваивать карточки разного цвета. Желтую – после одной или двух жалоб. Коричневую – за несколько. Черные метки получат те, кто был пойман на серьезных нарушениях.
«Регламентация правового регулирования рекламы и налогообложения в блогосфере почти отсутствует», – отмечает Ольга Лебединская. Между тем, судя по последним скандалам, в России, похоже, решили всерьез взяться за блогеров. В последние месяцы они вызывают особый интерес со стороны налоговой службы. Так, например, у Следственного комитета РФ возникли вопросы к популярному блогеру Александре Митрошиной, которую в Сети знают под творческим псевдонимом «Матерь бложья» (14 тыс. подписчиков в Telegram). Ее обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Речь идет о весьма крупной сумме – 120 млн руб.
Ранее под прицел правоохранительных органов попали супруги Валерия и Артем Чекалины (10 млн подписчиков). Их подозревают в отмывании 130 млн руб. и уходе от налогов на сумму свыше 300 млн.
«Таким образом, государство рассматривает блогеров как профессиональных участников информационных и экономических отношений», – считает управляющий партнер адвокатского бюро «Дудко и партнеры» Георгий Дудко.
Антимонопольная служба следит за тем, чтобы блогеры не нарушали закон о рекламе. «Например, в интернете недопустима реклама алкоголя. Однако нередки случаи, когда инфлюенсеров все же привлекают к ответственности. Дело в том, что производители алкогольной продукции, готовя рекламные интеграции, закладывают в бюджет помимо прочих расходов затраты на штрафы», – поясняет вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов.
Кроме того, с сентября прошлого года в России действует закон о единой системе учета рекламы в интернете. Согласно ему, любая реклама, ориентированная на российских пользователей, должна быть промаркирована, а данные о ней поступать в единый реестр. Как отмечают юристы, требование распространяется на блогеров и, очевидно, будет широко к ним применяться.
Впрочем, это далеко не всё. На днях общественная организация «Совет блогеров» передала в Минцифры для оценки законопроект о регулировании деятельности блогеров. Согласно документу, они смогут добровольно регистрироваться в качестве СМИ, если страницу посещают 5 тыс. пользователей в сутки. Таким образом, блогеров коснутся правила противодействия распространению противоправной информации, считают авторы законопроекта.
Однако эксперты сомневаются в эффективности инициативы. У блогеров и сейчас есть возможность зарегистрироваться как СМИ. Только очереди из желающих пока не видно. Никто не хочет нести такую же ответственность за работу, как журналисты.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".