Расточительная Россия
В ходе опроса на сайте «Профиля» на вопрос «Есть ли у вас сбережения?» больше половины посетителей ответили отрицательно. Все заработанное без остатка тратят 37,7% респондентов. «Такие данные легко объяснимы традиционной психологией русского человека», — полагает директор Института социальной политики и социально-экономических программ Сергей Смирнов. Большинство россиян не умеют планировать бюджет. Но в этой статье необходимо допускать довольно большую погрешность, уточняет он. Долгосрочные инвестиции легко можно спутать с единовременными тратами — оплатой обучения и заботой о здоровье.
Довольно большой процент опрошенных «Профилем» — 18,7% — живут в кредит. Нынешнее экономическое поведение россиян сильно напоминает ситуацию начала 90-х, считает Смирнов. В обоих случаях люди, неуверенные в завтрашнем дне, стараются конвертировать деньги, которые в любой момент могут обесцениться, в ощутимые товары.
Европейцы не боятся думать о старости
В Европе процент тех, кто откладывает сбережения, на порядок выше. Например, в Люксембурге 89% населения считают, что имеют солидные сбережения. На пятки маленькому, но богатому государству наступают Нидерланды и Германия, где 47 и 46% населения довольны размерами своих банковских счетов. Причина тому не только экономическое, но и психологическое состояние жителей, считает Сергей Смирнов. Европейцы не боятся думать о пенсии в молодости. Доказательство тому — классический образ европейской пенсионерки, на склоне лет колесящей по миру. А 23-летний россиянин вряд ли отдаст значительную часть своей первой зарплаты на обеспечение своей старости, считает эксперт.
Но не вся Европа откладывает средства «на черный день». Каждый третий житель Евросоюза вообще не имеет сбережений, а половина итальянцев и испанцев в 2013 году жила на деньги, которые скопили раньше, говорится в материалах радио «Вести FM». Почти половина граждан Евросоюза заявили, что смогут прожить на скопленные средства только три месяца, если лишатся иных доходов. А 47% европейцев вообще считают, что их накоплений не хватит даже на это время.
Умные инвестиции
По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного в апреле 2014 года, деньги откладывают 37% россиян. В 2013 году этот показатель был ниже на 5%. Копят, в основном, люди старше 60 лет (46%) и жители с высоким достатком (52%). Совсем без сбережений осталось 60% граждан.
Россияне предпочитают вкладываться в недвижимость, говорится в исследовании ВЦИОМ — так поступает 51% опрошенных. Каждый третий россиянин думает об открытии счета в Сбербанке. Пятая доля респондентов доверяет только покупке золота и драгоценностей.
Европейцы предпочитают другие инвестиционные механизмы, рассказывает Смирнов. Они активно пользуются возможностями частных вложений на фондовом рынке, пробуют разные варианты работы с пенсионными фондами. «Наше население получило доступ к финансовым инструментам 20 лет назад, европейцы — полтора века назад. Не стоит удивляться огромной пропасти в уровне экономической культуры жителей России и Европы», — считает Смирнов.
Финансовый футуризм
Те, кто не имеет возможности копить сейчас, собираются делать это в ближайшем будушем. По данным исследования маркетинговой компании Nielsen, мечту откладывать деньги больше всего лелеят респонденты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, в Африке и на Ближнем Востоке. Экономить средства собираются на случай проблем со здоровьем и непредвиденных расходов. Следующие по популярности статьи — обучение детей, собственное высшее образование, приобретение недвижимости и предметов роскоши. Североамериканцы и европейцы копят еще и на открытие бизнеса, подготовку к браку и рождению детей.
Россияне готовы разбить будущую копилку ради предметов личной роскоши (машины, отпуск, часы, дорогие вещи — 16%), покупки лучшей (15%) или первой недвижимости (12%). Украинцы оказались более дальновидны: первое место там делят инвестирование в будущее детей и улучшение жилищных условий (по 13%).
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".