Ребята нашего двора
Уличный спорт долгое время оставался свободной бизнес-зоной — предприятий, специализирующихся на строительстве дворовых площадок, просто не было. Традиционно эту небольшую область обслуживали компании по металлообработке. В 2011 году нишу заняла компания Kenguru.PRO, за три года работы построившая больше 450 воркаут-площадок в 60 городах России. «Профиль» выяснил, как двум основателям удалось перехватить основную часть государственных заказов и сгенерировать годовую выручку в 32 млн рублей.
Компания Kenguru.PRO, основанная Максимом Поповым и Максимом Неверовым в 2011 году, производит и устанавливает воркаут-оборудование. «Воркаут» — новое направление массового спорта, где упражнения с собственным весом выполняются на уличных спортплощадках. Во дворах и парках Москвы Kenguru.PRO установила больше 100 наборов для функциональных тренировок: это турники, брусья и шведские стенки. В списке заказчиков Kenguru есть и госструктуры (районные администрации), и частные компании (фитнес-центры). За выполнение одного заказа Kenguru.PRO получает около 400 тыс. рублей: производство оборудования обходится в 200 тыс. рублей, еще столько же компания берет с заказчиков за установку площадки на резиновом покрытии. Размер значения не имеет — можно поставить пару турников на нескольких квадратных метрах, а можно создать целый спортивный комплекс. Самый большой объект построен под Свердловском — его площадь около 1 тыс. кв м. В Москве две самые крупные площадки заняли по 660 кв. м.
Идея запустить проект по строительству воркаут-площадок родилась у основателей компании Kenguru.PRO Попова и Неверова после поездки в Австралию. Спустя полгода, сидя в московской квартире, они пересматривали фото заграничных спортивных площадок и завидовали австралийцам. А потом решили, что ниша дворового спорта в России давно ждет своих героев, и основали компанию.
Официально проект Kenguru.PRO появился в 2011 году, но начать строить можно было только после получения разрешения чиновников местной администрации. Спортивные площадки относятся к объектам капитального строительства, поэтому компания должна оформлять земельные отношения и получать разрешение столичных властей. Административное прошлое Максима Попова (работал в департаменте управления имущественных отношений города Балашихи) здорово помогало. «Я понял, что премии и грамоты — ключ к сердцу чиновника. Это некий бартер — администрации выгодно, чтобы их район стал самым благоустроенным», — признается Попов.
Как только компания начала строить первые площадки, оказалось, что модель соединения составных частей оборудования, которое устанавливали предшественники Kenguru, недостаточно надежна. Да и эстетические качества сваренных друг с другом труб оставляли желать лучшего. Тогда основатели придумали и запатентовали собственный узел соединения элементов оборудования — хомут. Не имея технического образования, Максим Попов решил перестраховаться и показал чертежи друзьям-инженерам. «Оказалось, мы изобрели узел соединения с повышенным запасом прочности в десятки раз. Через год после подачи заявки мы получили патент на изобретение. Теперь эти хомуты незаконно используют наши конкуренты: просто приходят на площадки с рулеткой, снимают мерки и пытаются строить точно так же. В наших ближайших планах — преследовать негодяев по закону», — рассказывает Попов.
Хождение по мукам
Первым делом основатели решили донести свою идею до чиновников на местах, но понимания не встретили —— выделять бюджетные средства двум энтузиастам никто не хотел. Тогда осенью 2011 года Попов и Неверов построили пилотную площадку на собственные средства. Она появилась в парке «Сокольники». Бюрократических сложностей не было: разрешение требовалось только от директора парка, с которым удалось быстро договориться. По словам представителя парка «Сокольники» Анастасии Пикуровой, площадка стала так популярна среди посетителей, что руководство парка думает над установкой дополнительного оборудования или расширения уже построенного комплекса.
Одновременно продолжали штурмовать городские управы. «В Донской район мы попали очень вовремя: там проводилась программа по благоустройству дворов. Компанию-победителя уже определили, она приступила к работе, но полученный результат не удовлетворил чиновников. И они обратились к нам с просьбой заменить этот «металлолом»», — вспоминает Попов. Компания получила первые бюджетные отчисления в размере 300 тыс. рублей, которые потратила на строительство следующих двух площадок.
Следующим крупным заказом стала площадка в парке Горького. После ее открытия в 2012 году правительство Москвы постановило оснастить все парки города местом для воркаут-тренировок. По словам основателей, с этого момента для компании начался «золотой» период: за год Kenguru.PRO оборудовал спортивным сняряжением более 30 парков Москвы. «Сыграло два фактора. Во-первых, очень помог резонанс после нашего появления в парке Горького. Во-вторых, мы стали первой компанией, специализирующейся исключительно на строительстве воркаут-площадок. И у нас как у первопроходцев было преимущество в глазах чиновников», — говорит предприниматель.
После финансово успешного 2012 года наступил период «ломки» цен. В 2013 году как грибы стали появляться небольшие компании-конкуренты, которые запрашивали за строительство площадки суммы на 15–20% ниже, чем Kenguru.PRO. Такой демпинг заставил Попова и Неверова постепенно сокращать объемы производства, чтобы не работать в убыток.
«На первом этапе работы с конкуренцией мы практически не сталкивались. Единственными игроками на поле воркаут-строительства были компании по металлообработке. Естественно, ни о какой специальной технологии создания спортивного оборудования речи не шло — площадки были для них очередным техническим заданием, которое они отштамповывали на конвейере, — рассказывает Неверов. — Иногда план давал сбой, и в парках появлялись площадки-призраки, которые существуют только на бумаге». Сегодня в Москве уже около десяти компаний, главный профиль которых — строительство воркаут-площадок.
Частный сектор
Договорившись с большинством районных администраций Москвы, Попов и Неверов отправились к директорам частных компаний. В 2013 году Kenguru.PRO построила площадки для завода «Семь цветов» на Кутузовском проспекте и на территории школ «БизнесФорвард», что на Киевском шоссе. Годовая выручка от «частников» составила около 10% оборота проекта. Общее число заказов выросло вдвое по сравнению с 2012-м, годом паркового строительства, но по финансовым показателям они оказались менее выгодными. В нынешнем году за два с лишним месяца строительного сезона компания установила больше 20 площадок, большинство из которых заказано региональными администрациями. Есть и «свежие» частные постройки: площадки во дворах фитнес-центров Wellness Pride и World Class.
Заниматься на уличном оборудовании имеют право только члены клуба, поэтому «утечки» владельцев платных карт фитнес-центры не боятся. «Функциональный тренинг сейчас — один из основных трендов в фитнесе. Секрет его популярности в доступности и абсолютно «жизненных» упражнениях, — рассказывает директор по стратегии и маркетингу сети фитнес-клубов World Class Евгения Костина. — Задача функционального тренинга не набрать мышечную массу, а хорошо себя чувствовать и легче выполнять повседневные обязанности».
Сеть World Class пока установила две площадки на своей территории. Экспериментальными клубами стали World Class Кунцево и World Class Lite Лодочная. По словам Костиной, в весенне-летний сезон на площадках проходит в среднем 20 персональных занятий и 3–4 групповых. В середине июня кунцевский комплекс установил рекорд: на площадке занимались 35 человек одновременно.
С точки зрения формальностей сотрудничество с частными заказчиками для компании-строителя намного удобнее работы с государственными структурами, делится Попов. Нет торгов и конкурсных интриг, заказчик сам формирует условия, цена оговаривается в частном порядке.
Турник с автографом
В 2014 году основатели Kenguru.PRO занялись развитием нового проекта по установке спортивных площадок внутри помещений. Площадка в крытом помещении обойдется заказчикам значительно дешевле прежней уличной версии. Средняя цена уличного комплекса держится на уровне 400 тыс. рублей, тогда как indoor-версия будет стоить от 40 до 300 тыс. рублей. По словам Максима Неверова, такой разрыв объясняется разницей в трудозатратах и стройматериалах — для установки комплексов внутри залов не нужно делать бетонного основания и резинового покрытия, конструкция турников и брусьев легче и собирается проще.
В сооснователях нового проекта — известный рэпер Тимати. В результате совладельцами компании ООО «Барс-Тек», основанной в апреле 2014 года, стали Максим Попов, Максим Неверов, Тимур Юнусов (он же Тимати), Павел Курьянов (генеральный директор компании Black Star) и Чассем Нзале Трифен Вальтер. По словам Павла Курьянова, первые площадки уже установлены на заводе «Тулачермет» и в одном из фитнес-центров Москвы, один комплекс «уехал» в Крым.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".