Роман Емельянов: "Инновации в культуре не ограничиваются Москвой и Питером"
Генеральный директор крупнейшего российского радиохолдинга «Европейская медиагруппа» Роман Емельянов, вошедший в состав Большого жюри премии Russian Creative Awards, рассказал «Профилю» о важности развития креативных индустрий и поиска молодых талантов.
– Что вы думаете о значении, ценности премии Russian Creative Awards? Она наверняка важна не только для награжденных, но и для отрасли, в которой они работают, и для нашей страны, и шире – для всего человечества?
– Уникальная особенность Russian Creative Awards в том, что это кросс-индустриальная награда, не имеющая аналогов нигде в мире. И главное, премия стимулирует развитие креативных индустрий и креативной экономики в России. А это, без ложного пафоса, государственная задача. В творческих профессиях необязательно получать высшее образование, тем более что не всегда университеты могут предоставить абитуриентам необходимые профили и дисциплины. Важнее всего – практика. Я сам учился на актерском, а потом стал ведущим на радио, где постигал все с азов. Нужные навыки придут с опытом, вам помогут более квалифицированные в этой области коллеги. Russian Creative Awards предоставляет возможность найти молодые таланты со всей страны и дать им шанс реализовать свои амбиции, проявиться в креативной среде. В головах таких юных целеустремленных творцов и рождаются гениальные идеи, способные изменить этот мир. Именно они будут той глобальной силой, которая станет ключевым мотором дальнейшего развития цивилизации.
– Могли бы вы для примера выделить несколько лауреатов (или номинантов) премии и рассказать, что в их проектах привлекло ваше внимание?
– Я являюсь амбассадором национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, который стал победителем в номинации «Коллаборация года». И, конечно, мне было приятно, что работу этого коллектива единомышленников, в том числе и мой скромный вклад, так высоко оценили коллеги из Большого жюри Russian Creative Awards. Если коротко, ArtMasters – это масштабный проект, включающий различные форматы профессиональных соревнований в индустрии культуры. Послушайте, за яркими звездами музыки, кино, радио и телеэфира всегда стоит креативная команда, которая обычно незаслуженно остается «за кадром». Но благодаря чемпионату его участники могут выйти из тени и заявить о себе. ArtMasters позволяет молодым и талантливым людям из разных регионов России не только показать свои специальные навыки, но и предоставляет возможности для развития их компетенций и знакомства с потенциальными работодателями – такими, как я, например, поскольку медиаиндустрия постоянно находится в поиске новых кадров и свежих идей.
Другой проект, который привлек мое внимание, – «Уральская ночь музыки – Ural Music Night». Этот международный фестиваль стал финалистом Russian Creative Awards в категории «Новый культурный код». Что довольно символично, ведь еще с конца 80-х Свердловская область является одним из главных поставщиков уникальных, как уральские самоцветы, музыкантов: группа ЧАЙФ, фронтмен «Смысловых галлюцинаций» Сергей Бобунец, певицы Юля Чичерина и Лиза Монеточка. Здорово, что в шорт-лист Russian Creative Awards вошли не только федеральные и столичные инициативы, но и такие локальные кейсы, как Ural Music Night. В целом, судя по конкурсным заявкам, видно, что в нашей стране работа над инновациями в культуре не ограничивается Москвой и Питером. Активно создают креативную экономику жители Нижегородской области, Татарстана, Крыма, Урала и других регионов России.
– Какие критерии оценки номинантов были для вас, как для члена жюри, самыми главными?
– При выборе лучших я обращал внимание на вес вклада, который тот или иной проект внес в развитие креативных индустрий, насколько громкий и при этом позитивный общественный резонанс вызвали работы, новаторство номинантов в своей сфере.
– Как человек индустрии медиа, вы хорошо понимаете ценность изобретательности, способности к нетривиальным решениям. Сталкивались ли вы с тем, что люди в других отраслях более прохладно и недоверчиво относятся к креативу, считая, что им он не особо нужен? Можно ли сегодня быть успешным без креативных навыков?
– Сегодня я не ощущаю вокруг нехватки креатива. Наоборот, полет фантазии некоторых специалистов не знает границ, что не всегда хорошо. В медиа каждый день продолжается бой за внимание людей, абсолютно все пытаются удивить свою аудиторию, и некоторые решаются порой на разного рода экстравагантные шаги и кликбейт. В этом случае рано или поздно наступает момент, когда потребитель, ради которого ты стараешься, перестает тебе верить и замечать твои сообщения, призывы, проекты, расценивая их как назойливый спам. Думаю, лучшее – враг хорошего, иногда эффективнее всего донести свою идею самым простым способом, без лишних выдумок.
– Раньше часто можно было услышать, что Россия богата талантами, но многие увядают, не сумев пробиться. Как вы думаете, ситуация со времен «Левши» Лескова изменилась?
– Одна из важных задач «Нового Радио» и моя как генерального продюсера станции – как раз помочь пробиться талантливым начинающим артистам на большую сцену. Для этого мы всей командой еще в 2017 году придумали «Музыкастинг» – всероссийский мультимедийный конкурс для молодых исполнителей, который параллельно проходит в нескольких медиаизмерениях: в FM-диапазоне, мобильном приложении радиостанции, социальных сетях, а также на muz.newradio.ru – специально созданном для проекта сайте с оптимально удобной механикой подачи конкурсных заявок, позволяющей русскоязычным музыкантам из любой точки мира достичь своей цели – показать профессионалам отрасли свой творческий потенциал, выступить на миллионную аудиторию «Нового Радио», получить обратную связь от экспертов индустрии, быстрый отклик от зрителей и слушателей «Музыкастинга» и стать известным фрешменом. Миссия проекта – дать путевку в шоу-бизнес молодым артистам. Победитель получает все, что нужно для реактивного старта карьеры: контракт на запись и выпуск дебютного сингла, его последующую ротацию на «Новом Радио», съемку клипа и гарантированное включение в лайнап лучших фестивалей страны.
Оценивают дебютантов профессионалы шоу-бизнеса. В разные годы кроме меня экспертами «Музыкастинга» становились: NILETTO, Zivert, Дима Билан, Елка, группа Dabro, Мари Краймбрери, Artik из дуэта Artik & Asti, Лолита, Игорь Николаев, а также генеральный директор «Первого Музыкального издательства» Мария Опарина, сооснователь лейбла Zhara Music Бахтияр Алиев (Bahh Tee), генеральный директор Warner Music Russia Александр Блинов и директор по развитию музыкальных проектов VK Константин Сидорков. Аудитория тоже следит за эфиром «Нового Радио» и видеотрансляцией ВКонтакте и голосует за понравившихся участников онлайн.
«Музыкастинг» глубоко интегрирован в музыкальную экосистему VK, партнера проекта, и является одним из важных поставщиков качественного контента от свежих фрешменов в цифровую среду благодаря строгому предварительному дистанционному отбору дебютантов и высокому уровню экспертизы членов жюри конкурса. На протяжении четырех сезонов шоу самые яркие начинающие артисты, впервые заявившие о себе на многомиллионную аудиторию «Нового Радио», получали промоподдержку социальной сети №1 в России и попадали в топ чарта ВКонтакте. Среди них – Анет Сай, Асия и Хабиб. Кроме того, победители «Музыкастинга» – певицы Асия и Наташа Winesmoke, а также дуэт A*NIK & IGNAT IZOTOV войдут в лайнап одного из лучших опенэйров страны – VK Fest 2022.
Прием заявок на участие в юбилейном, пятом сезоне «Музыкастинга» откроем в этом году, как обычно, ближе к лету.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".