23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Священная война
Общество

Священная война

Президент Украины Петр Порошенко призвал Украинскую православную церковь и другие религиозные объединения принять участие в реализации мирного плана в Донецкой и Луганской областях. Призыв запоздал. Обе части УПЦ — и та, что подчиняется Московскому патриархату, и независимая во главе с митрополитом Филаретом — давно и активно участвуют в украинской политике. Настолько активно, что под ударом оказалась вся Русская православная церковь, которая стоит на грани нового раскола и окончательной утраты своей украинской части.

У попа была граната

В день выборов президента Украины, 25 мая, в Новоайдарском районе Луганской области было неспокойно. Представители самопровозглашенной Луганской народной республики старались сорвать голосование, совершая вооруженные налеты на избирательные участки. Украинские силовики сумели задержать одну из таких вооруженных групп. Тогда-то и выяснилось, что командовал ею протоиерей Владимир Марецкий, настоятель Свято-Никольского храма в селе Райгородка.

«Поп в камуфляже» с удостоверением казака Донского войска стал одним из символов гражданского противостояния на Украине. История Марецкого показала, что в Украинской православной церкви Московского патриархата хватает служителей, для которых идея Русского мира намного привлекательнее украинской государственности, которую они хотели бы разрушить. Вместе с тем, этот же случай показал, что в большинстве своем клир УПЦ МП (это самая большая религиозная организация Украины) сепаратизму не благоволит. На настоятеля сельского храма обрушилась не только правоохранительная машина, но и священноначалие.

В начале июня Харьковский суд подтвердил решение об аресте Марецкого и его подельников на два месяца. Священника обвиняют в участии в террористической организации, ему грозит до 10 лет тюрьмы. Как сообщили «Профилю» в Союзе православных граждан, жена и дочь Владимира Марецкого находятся в Москве, где пытаются добиться участия иерархов РПЦ в его судьбе. Впрочем, надежды на это мало. Непосредственное начальство Марецкого из Луганской епархии его действия резко осудило. Епархиальное начальство отстранило священника от церковной службы до окончания расследования и вынесения приговора. Пресс-секретарь УПЦ МП Георгий Коваленко выразил возмущение тем, что «новости пестрят сообщениями о «попе-террористе» с Луганщины, который в камуфляже и с оружием пытался срывать выборы».

По просьбе «Профиля» эксперты пояснили, как Церковь поступает в случаях участия своих клириков в боевых действиях. По словам проректора Киевской духовной академии Владимира Буреги, издавна действует 27-е апостольское правило, которое запрещает священнику применять насилие к кому бы то ни было. Взявшему «меч» неизбежно грозит «извержение из сана».

Священники в бегах

Впрочем отношение официального православия к войне между своими всегда было достаточно сложным. Так, известный православный миссионер и публицист протодиакон Андрей Кураев в интервью «Профилю» посоветовал вспомнить поразительный опыт средневековой Руси, где «князья враждовали друг с другом, однако Церковь каким-то чудом сохраняла свое единство. Правда, нужно отметить, что в ту пору Русская церковь не была автокефальна, а имела главой Константинопольского патриарха. Но, как бы то ни было, те битвы княжеских дружин друг с другом обходились без церковных анафем».

Сегодня на Украине сложилась во многом похожая картина. Условно говоря, Луганское и Донецкое «княжества» воюют с Киевским. А Крымское и вовсе отошло к Москве. При этом на всей территории усобицы действует Русская православная церковь, изо всех сил пытающаяся сохранить свое единство.

Получается это с большим трудом. Как говорят киевские эксперты в церковных делах, сегодня примерно две трети клира Украинской православной церкви Московского патриархата поддерживает киевские власти и украинскую государственность. Однако одна треть выступает с пророссийских позиций. Такие вопиющие случаи, как с Владимиром Марецким, конечно, единичны. Но вот политическая оппозиция властям Украины в церковных рядах отнюдь не редкость.

Немалое число священнослужителей УПЦ МП в последнее время перебралось в Россию. Исход затронул не только рядовых священников, но и церковных чиновников, и даже иерархов. Состоявшееся 19 июня заседание Священного Синода УПЦ МП постановило освободить от должности епископа Дубновского, викария Ровенской епархии Нектария и направило его в Москву в распоряжение Патриарха Московского и Всея Руси.

В Россию уезжают в основном молодые и политически активные священнослужители канонической УПЦ. Те, кто связал свое служение с концепцией Русского мира, которая в 2007 году стала одной из идейных основ Русской православной церкви.

Несколько примеров. В Подмосковье из Луганской области перебрался протоиерей Максим Волынец, который на Луганщине возглавлял паломнический центр «Христофор». В его случае политический и религиозный раскол прошел буквально по семье. «В Киев я ехать не мог, хотя у меня там родители, — рассказывает Максим Волынец. — Но мы с ними сейчас практически не общаемся, потому что мы друг друга не слышим, вернее, они не слышат нас».

Покинул Украину и священник Северодонецкой епархии Олег Трофимов, которого в украинских СМИ называют «духовником сепаратистов». Он свой выбор сделал еще 5 марта, когда выступил на пророссийском митинге в Северодонецке, где осудил Майдан и новые киевские власти. «Мне епископ прямо сказал: ищи другое место. К нему позвонили власти местные, сказали: успокой этого батюшку». В итоге Трофимов бежал в Крым.

Уезжают и священники, занимавшие высокие посты в структурах УПЦ МП. В их числе глава миссионерского отдела Киевской епархии, один из самых ярких православных проповедников Андрей Ткачев. Он теперь проповедует в Москве. Одесскую епархию покинули обвиненные в поддержке сепаратистов глава отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Олег Мокряк и секретарь епархии Андрей Новиков.

Те же служители УПЦ МП, которые никак не замешаны в политических конфликтах, тоже оказались под ударом: слухи о том, что киевские власти готовят реформу Церкви, активно обсуждаются, а инициативы местных чиновников в последнее время все чаще приобретают репрессивный оттенок.

«Притеснения уже есть. Пока они не носят системный характер, скорее в виде частных чиновничьих инициатив на местах, — рассказывает протоиерей из Киева отец Владислав, — Понимание того, что с «московскими попами» (так нас называют) и их Церковью надо что-то делать, в обществе муссируется активно. Врагами нас называют тоже. Часто — беспочвенно. Но таковы условия военного времени: легче ведь «бороться» с массовым, но беззащитным «врагом», коим выставляется украинский народ, являющийся прихожанами Православной Церкви».

Однако не исключает отец Владислав и того, что в будущем украинское государство может вплотную заняться делами Церкви.

«Реформа же может идти только изнутри самой Церкви. Конечно, часто в истории подобные вещи происходили и под давлением государств, на территории которых находились конкретные поместные Церкви. В нашем случае — в Украине, допускаю именно такой вариант, — говорит он. — Государство при декларировании соблюдения конституционных прав и свобод постоянно их нарушает, вмешиваясь во внутрицерковные дела. Что будет дальше? — Одному Богу известно».

Раскол

Для того, чтобы понять, насколько непроста церковная ситуация на Украине, достаточно вспомнить, что ее президент Петр Порошенко — прихожанин УПЦ Московского патриархата. Между тем, опирается Петр Алексеевич на те политические силы, религиозные воззрения которых выражают греко-католики (униаты) и УПЦ Киевского патриархта. Первых с конца XVI века, а вторых с конца века двадцатого в Москве считают раскольниками. Сегодня об угрозе нового раскола говорят и в Первопрестольной, и особенно — в Киеве.

22 июня попытка организовать из Киево-Печерской лавры (резиденция главы УПЦ МП) крестный ход «против войны и евроинтеграции» едва не закончилась столкновениями с националистической молодежью, пришедшей к стенам лавры разбираться с «пособниками сепаратистов и оккупантов». Стокновения предотвратила милиция. Однако самое примечательное — это реакция руководства канонической Церкви. В лавре официально заявили, что крестный ход не благославляли и даже препятствовали его проведению.

Это при том, что, по словам украинских экспертов, наместник лавры владыка Павел относится к пророссийской партии внутри УПЦ МП. К ней причисляют еще митрополитов Донецкого и Мариупольского Илариона, а также Одесского и Измаильского Агафангела. Одновременно шесть из девяти постоянных членов киевского Синода занимают, по мнению экспертов, проукраинскую позицию.

Похоже, что политологи сильно упрощают ситуацию. Украинские иерархи входят в руководство Русской православной церкви, они участвуют в выборах Патриарха Московского и по сути дела подчиняются Москве. А значит, разделяют позицию Московского патриархата по всем принципиальным вопросам. Накануне заседания Синода местоблюститель киевской митрополичьей кафедры митрополит Онуфрий в очередной раз выступил с критикой курса официального Киева на евроинтеграцию. «Те законы, которые сегодня предлагает нам новый, европейский мир, для нас неприемлемы»,— подчеркнул и.о. главы Украинской церкви. Между тем именно вопрос евроинтеграции стал поводом к Майдану и всем последующим трагическим событиям на Украине.

Раскол в канонической УПЦ глубок. Спектр мнений колеблется от отрицания права Украины на независимое существование, до молитв за победу украинской армии над «российскими оккупантами». Самую яркую проукраинскую позицию занял митрополит Черкасский и Каневский Софроний. Он обвинил ряд российских политических деятелей в ... измене родине. В частности митрополит обратился к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко (родилась на территории Хмельницкой области Украины) и министру культуры РФ Владимиру Мединскому (уроженец Черкасской области Украины) с упреком в том, что они «подло поступили по отношению к своему народу».

Выбор руководству Украинской православной церкви предстоит сделать уже очень скоро. Предстоятель канонической Церкви митрополит Киевский и Всея Украины Владимир находится при смерти. По информации «Профиля», его уже соборовали. Вскоре предстоят выборы нового главы Церкви. Несомненно, что они будут проходить в условиях жесткого давления со стороны власти и «раскольников» из Киевского патриархата. Руководитель последнего митрополит Филарет, настоятельно призывает крупнейшую конфессию Украины к объединению со своей церковью, разрыву с Москвой и созданию поместной Украинской православной церкви. Власти в Киеве также ясно дали понять, что канонические православные Украины должны сделать выбор между Киевом и Москвой. В министерстве культуры Украины заявили, что не допустят в этом году визита Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Киев на празднование Дня крещения Руси, которое отмечается 28 июля. Примечательно, что Синод УПЦ МП в своих решениях о визите Патриарха не упомянул. По всему выходит, что избежать нового раскола в русском православии поможет разве что чудо.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".