25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Удар по мясу, сыру и молоку
Общество

Удар по мясу, сыру и молоку

Запретив импорт нескольких групп продуктов питания, Россия надеется поднять свое сельское хозяйство, но, скорее всего, лишь увеличит производство продуктов в Латинской Америке.

Полный запрет введен на поставки овощей и фруктов, мяса, птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Это не коснется детского питания и того, что люди сами покупают за границей. Ограничения введены с 7 августа сроком на один год, но правительство готово пересмотреть сроки действия этих мер, если страны, которые ввели против России санкции, пойдут ей навстречу.

Запасов хватит на месяц-полтора

Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу, Минэкономразвития, Минпромышленности и ФАС ограничить рост цен и компенсировать объем этих товаров. Заменить запрещенные товары Россия может либо за счет собственных ресурсов, либо с помощью других торговых партнеров. Правительство считает, что запрет на некоторые импортные продукты расчистит полки для товаров отечественного производства.

«Правда, если российские компании начнут поднимать цены, за это заплатим мы все. Логика подсказывает, что если где-то были другие импортеры с более дешевыми и хорошими продуктами, они бы были и в России», — считает директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. Тем более что в России цены на продовольствие растут быстрее, чем в ЕС.

Члены Ассоциации компаний розничной торговли не ждут в ближайшее время недостатка каких-то продуктов, у них и у крупных поставщиков еще есть запасы товаров. Замещение запрещенных продуктов российскими или другими иностранными компаниями произойдет через месяц-полтора, — говорит исполнительный директор ассоциации Андрей Карпов. По его словам, качество продуктов, которые заменят импорт, не должно снизиться. Торговые сети будут по-прежнему следить за тем, чтобы закупаемые товары соответствовали российским стандартам, и стараться сдерживать цены на них.

Мясо из Бразилии

В 2010 году правительство утвердило Доктрину продовольственной безопасности. Она подразумевает, что у населения должен быть экономический доступ к достаточному количеству продуктов, — объясняет Наталья Шагайда. — Импорт мяса птицы, хотя и занимает около 10%, формировался на две трети из дешевой продукции США. Замена «ножек» на птицу из Бразилии, если та просто увеличит свои поставки, скажется на цене: из Бразилии поставляется более дорогая продукция. В этом случае пострадает та часть населения, которая потребляла более дешевые продукты.

Фото: ИТАР-ТАСС / Руслан Шамуков
©Фото: ИТАР-ТАСС / Руслан Шамуков

При этом Бразилия — это практически единственная оставшаяся у нас альтернатива для закупок птицы. В меньших объемах ее можно поставлять из Аргентины, Таиланда, Турции — но на турецкую продукцию цены будут высокими, потому что страна импортирует зерно, и стоимость производства мяса в ней высокая, — говорит руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Санкции по-разному отразятся на разных сегментах продовольственного рынка. Например, поставки баранины и козлятины из Австралии несущественны – 2,9% от производства внутри России. Отказ от них заметит незначительная часть населения. В то же время треть потребляемой в России говядины импортируется. 90% от этого импорта приходится на долю Бразилии и Парагвая (в 2014 г.). «В импорте замороженной говядины преобладают поставки из Бразилии — ее доля больше половины в общем российском импорте этого мяса. Сможет ли она найти дополнительную продукцию? У Бразилии есть еще обязательства перед Китаем»,— говорит Наталья Шагайда из РАНХиГС. Ввозится также четверть потребляемой россиянами свинины, 42% из этой четверти — из Бразилии и Канады.

Сыр и молоко

С точки зрения продовольственной безопасности, у России есть проблемы по молочной продукции в группе масла и сыров. Доля импортного сливочного масла в 2013 году составила около 40%. «Хотя самый крупный импортер масла — Белоруссия (30%), на долю остальных приходится 70% импорта. За Белоруссией идут такие крупные импортеры, как Новая Зеландия, Финляндия, Уругвай. Финского масла, как и товаров более мелкого импортера — Франции — мы не увидим. По сырам ситуация еще хуже, хотя там также 25% занимала Белоруссия. Нидерланды и Украина с 13% и 11% соответственно выпадают, то есть, мы лишились дорогих и дешевых сыров»,— рассказывает Наталья Шагайда.

В 2013 г. Россия импортировала 46% от съеденных сыров. Производство молока в РФ при этом сокращается. В 2013 году оно упало на 3,8% по сравнению с 2012 г. По данным Минсельхоза, в первом полугодии 2014 г. производство молока снизилось еще на 0,9%.

Фото: ИТАР-ТАСС / Евгений Курсков
©Фото: ИТАР-ТАСС / Евгений Курсков

«То есть, пострадают и самые уязвимые группы населения, и те, кто ел более дорогие продукты. При отсутствии конкуренции российские крупные производители не побоятся поднять цену на свою продукцию. Не стоит уповать на дешевую продукцию из Беларуси. Она была дешевой в условиях конкуренции, а также из-за регулирования цен на ресурсы, включая кредитные. Снижение уровня конкуренции и неизбежное ослабление административного давления в Беларуси повысит цены на ее товары», — уверена Наталья Шагайда.

В то же время после запрета у России остается сравнительно больше альтернатив для импорта молока, чем по некоторым группам продуктов, — говорит Андрей Карпов из Ассоциации компаний розничной торговли. — Ассортимент сыров тоже не сократится до критичного уровня, особенно в непремиальном сегменте. Ассортимент рыбы сузится, в первую очередь, из-за норвежской семги. Но Минсельхоз пообещал перенаправить российскую рыбу с экспорта на внутренний рынок. С овощами и фруктами даже в разные сезоны проблем не возникнет, так как у ритейлеров всегда было много поставщиков в этой сфере.

Продовольственная независимость в цифрах
Россия превысила пороги проднезависимости по зерну (в 2012 г. — 134,8% при пороговом 95%), растительному маслу (132,4% против 80%), сахару (87,8% против 80%). По зерну и растительному маслу Россия обеспечивает не только собственное население, но и 50 млн. человек из других стран.
По молоку уровень проднезависимости в 2012 г. составил 80,2%, по мясу — 75,9%. Это примерно на 10 процентных пунктов ниже установленных пороговых уровней. По молочной продукции (сыр, масло, сухое молоко) самообеспеченность намного ниже порогового уровня.
Производство отдельных видов мяса, в частности, говядины должно быть в 2 раза больше, чтобы можно было говорить о независимости по этой группе продуктов. Например, говядиной страна обеспечивает себя менее, чем на 38%.
Общий уровень продовольственной независимости в России устойчив и в последние 10 лет колебался в диапазоне 87-89%. Девальвация национальной валюты отчасти стимулирует национальных производителей. Однако подорожание импортных продуктов может ухудшить общую продовольственную независимость, что уже было после кризиса 1998 г.
Экономическая доступность продовольствия в целом по стране немного улучшилась. Стало больше регионов, где можно питаться по рациональным нормам в рамках уже сложившихся расходов на потребление. В некоторых из них, например, в Чечне, переход к потреблению по норме позволил бы даже сократить расходы на еду.
Однако экономическая доступность продуктов в разных регионах по-прежнему различается. Например, всех потребительских расходов хватит на то, чтобы купить один набор питания по рациональным нормам в Ингушетии, а в Москве — больше четырех наборов. В зоне риска также Тыва.
Из доклада РАНХиГС «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы»

Риски, о которых пока не говорят

В докладе о продовольственной безопасности РАНХиГС — еще до санкций — описаны риски, которые пока не обсуждаются. Среди них: принадлежность большой доли крупнейших сельхозпроизводителей — компаниям, которые зарегистрированы в оффшорах; высокая концентрация сельскохозяйственных угодий страны в руках отдельных компаний; пренебрежение мелким бизнесом. Все это не добавляет устойчивости системе сельского хозяйства в России.

«Есть риск, что в ответ нам откажут в поставке того, от чего мы и не хотим отказываться. Что станет с нашим сельским хозяйством, если оно перестанет получать из стран, против которых мы ввели санкции, например, семена, цыплят, племенных животных, пестициды?» — говорит Наталья Шагайда.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".