Владельцев охотничьего оружия ждет несколько приятных нововведений
В Госдуме возобновили работу над законопроектом, который снимает ряд ограничений по приобретению, использованию и ремонту гражданского огнестрельного оружия. Документ в июле прошлого года внесла группа депутатов‑единороссов во главе с председателем комитета ГД по безопасности Василием Пискаревым. Поправки в закон «Об оружии» направлены на развитие отечественной оружейной отрасли и стимулирование развития стрелковых видов спорта, утверждают авторы. Предполагается, что в результате продажи такого оружия увеличатся на 100 тыс. единиц минимум.
Впрочем, это не очень большая цифра по сравнению с общим количеством оружия, находящегося сейчас на руках у населения (около 6,3 млн единиц). Поэтому ущерб общественной безопасности нанесен не будет, считают авторы законопроекта. Если он пройдет все этапы принятия без существенных изменений, то нарезное оружие станет доступнее, а ремонт официально разрешат проводить коммерсантам. Кроме того, депутаты хотят вернуть обязательный экзамен на знание охотминимума.
Продавать больше
Законопроект смягчает ограничения на общее количество приобретенного гражданского оружия: и гладкоствольного, и с нарезным стволом. Сейчас это пять единиц каждого вида (за исключением травматического), что необоснованно, учитывая специфику стрелкового спорта и охоты, а также значительный износ оружия, считают авторы. И предлагают увеличить его вдвое – до 10 единиц. «В настоящее время максимально возможным количеством единиц гражданского длинноствольного оружия владеют порядка 20 тысяч граждан, которые являются потенциальными приобретателями большего числа единиц такого оружия», – говорится в пояснительной записке.
Нововведение призвано увеличить продажи такого оружия без ущерба общественной безопасности. По подсчетам, производителям удастся дополнительно реализовать порядка 100 тыс. единиц. Это незначительное число относительно общего количества оружия, находящегося у граждан, подчеркивается в документе.
Поправки действительно поддержат отечественных производителей – массовый потребитель приобретает именно отечественное оружие, так как оно при вполне удовлетворительном качестве сильно выигрывает в цене у зарубежного, говорит председатель правления охотничьего клуба «Сафари» Леонид Сонин. При этом о накале криминальной обстановки речи не идет – для совершения преступления количество единиц не важно, достаточно всего одного ружья. В этом смысле гораздо важнее повышать уровень подготовки и ответственности владельцев, считает он.
Необходимо добавить поправку, позволяющую доверенному лицу совершать продажу оружия, считает управляющий партнер юридической группы «Яковлев и партнеры», член исполнительного комитета Федерации практической стрельбы России Андрей Яковлев.
«Бывает, что человек находится за границей – например, на длительном лечении – и не может быстро вернуться, чтобы сдать или продать свою коллекцию оружия. А ему срочно нужны деньги или срок лицензии истекает. Мы в федерации сталкивались с такими ситуациями», – пояснил он.
Также авторы законопроекта предлагают разрешить приобретать боевое ручное стрелковое оружие организациям, производящим патроны к нему. Действующий закон не позволяет им это делать.
Производители гражданского боеприпаса и так получают лицензии, которые свидетельствуют о прохождении ими всех необходимых проверок, указывают авторы законопроекта. Значит, можно доверить им и осуществление отдельных операций, связанных с оборотом оружия и патронов. Но не всем – перечень организаций, а также порядок и нормы приобретения ими оружия должно будет определить правительство РФ.
Нарезное сделать доступнее
Также предлагается сократить стаж владения гладкоствольным оружием, который необходим для приобретения оружия с нарезным стволом. Сейчас охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом могут приобрести только те охотники, которые не менее пяти лет непрерывно владеют гладкоствольным длинноствольным оружием. На практике это правило зачастую приводит к тому, что охотник, продавший гладкоствольное после покупки нарезного, еще одно нарезное оружие купить уже не сможет – стаж прервался, и все нужно начинать сначала.
Законопроектом предлагается дать право покупать оружие с нарезным стволом охотникам, не менее трех лет владевшим гладкоствольным оружием или уже имеющим в собственности нарезное оружие. Покупку можно будет осуществить также в течение года после продажи того или другого вида оружия.
Аналогичные поправки касаются спортивного оружия с нарезным стволом и охотничьего, приобретаемого для занятий спортом.
Трех лет вполне достаточно, чтобы научиться правильно обращаться с оружием, однако вводить какие-либо послабления в отношении нарезного оружия стоит максимально осторожно, отмечает Сонин. Дальность полета пули из него в сотни раз больше, соответственно, выше уровень опасности, поэтому такое оружие требует более осторожного и ответственного обращения.
«Существующие ограничения сдерживали бездумное владение нарезным оружием в основном как раз на охоте. Оно дает больше возможностей для поражения дичи на дальнем расстоянии, и процент добычливости становится выше, поэтому у охотника зачастую возникает азарт и чувство вседозволенности, а уровень самосознания и ответственности растет не всегда», – говорит Сонин.
К тому же до того, как нарезное оружие стало доступно массовому охотнику, было меньше и несчастных случаев на охоте. В советское время оно имелось у единиц, нужно было быть промысловым охотником или спортсменом, собрать кучу рекомендаций и характеристик.
Ремонт доверить малому бизнесу
Законопроект изменит и порядок ремонта и сервисного обслуживания гражданского и служебного оружия. Действующий закон разрешает делать это только производителям. Сейчас же законодатели хотят разрешить и ремонт, и сервис производить любым организациям, имеющим соответствующую лицензию. По сути, это узаконивание давно существующих практик. При этом владельцу, как и сейчас, потребуется получить направление в органах лицензионно-разрешительной работы. Это послужит действенной поддержкой малого и среднего бизнеса, заявляют авторы поправок.
Что касается сервисного обслуживания гражданского оружия, то сейчас это понятие вовсе не урегулировано. Предлагается установить, что к нему относятся чистка и смазка оружия, регулировка прицельных приспособлений и ударно-спускового механизма, замена комплектующих (за исключением основных частей) и «иные действия, на осуществление которых не требуется получения разрешения или лицензии». Этим смогут заниматься как сами производители, так и компании, имеющие лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием.
Изменения направлены не только на то, чтобы облегчить жизнь стрелкам, сделав мастерские доступнее, но и ликвидировать нелегальные компании, а деятельность сертифицированных контролировать, поясняет Сонин.
То же самое касается и сервисных услуг – сейчас их часто оказывают в профильных магазинах, но это формально не разрешено. Дело в том, что официально заниматься такой деятельностью нельзя, но она очень нужна владельцам оружия. Поправки должны урегулировать ситуацию и законодательно закрепить фактически сложившийся порядок.
В законопроекте недостаточно урегулированы положения, касающиеся ремонта неосновных частей оружия, отмечает Яковлев.
«Я считаю, что владельцам оружия стоит разрешить самостоятельно сменить, например, приклад. Такой ремонт можно доверить, например, и самозанятым – в присутствии владельца», – говорит он.
Увеличить емкость магазина
Депутаты предлагают снять ограничение по емкости магазина охотничьего оружия, используемого на учебных и тренировочных стрельбах и соревнованиях по стрелковым видам спорта. Сейчас оно установлено на уровне 10 патронов, исключение сделано лишь для спортивного оружия. Эти изменения затронут, например, соревнования по карабину в трех классах.
Действующие ограничения носят искусственный характер, считает Яковлев. В зависимости от класса оружия некоторые упражнения в соревнованиях по практической стрельбе могут требовать до 30 выстрелов. Иногда за одну тренировку спортсмен расстреливает до тысячи патронов. Для повышения спортивных результатов нужно иметь магазин большей емкости.
Предполагается, что поправки вступят в силу через полгода после официального опубликования – столько времени нужно лицензионно-разрешительным органам на организацию всех необходимых процедур. Законопроект уже поддержало правительство РФ, высказав при этом несколько замечаний. Так, необходимо более четко разграничить определения «ремонт гражданского оружия», «обслуживание гражданского оружия» и «сервисное обслуживание гражданского оружия». При этом следует уточнить перечень действий, входящих в понятие «сервисное обслуживание оружия», чтобы владелец спортивного оружия самостоятельно мог модернизировать неосновные части (изменять эргономику) в связи, например, с изменениями правил стрелковых видов спорта. И для адаптации под потребности спортсмена.
Однако в кабмине считают, что авторы законопроекта не привели достаточной аргументации необходимости сокращения срока непрерывного владения гладкоствольным оружием для приобретения права на покупку нарезного и для увеличения максимально разрешенного количества единиц оружия, приобретенного гражданином.
В мае комитет по безопасности рассмотрел законопроект и рекомендовал авторам доработать его с учетом замечаний правительства. Обновленная редакция будет готова уже осенью, после думских каникул, рассказали в комитете.
Возврат проверки охотминимума
Отдельным документом (изменения вносятся в статью 21 закона «Об охоте») депутаты предлагают вернуть обязательную проверку знания охотничьего минимума для получения охотничьего билета. Сейчас для этого достаточно всего лишь под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума. На практике никакой проверки фактических знаний не происходит, что превращает процедуру в формальную роспись в журнале, указывают авторы поправок.
«Получение документа, позволяющего заниматься охотой с применением огнестрельного оружия, которое по своему предназначению представляет достаточно серьезную опасность, без изучения требований безопасности, правил охоты, основ биологии животных является недопустимым», – убеждены они. Порядок проведения проверки знания охотминимума должно установить правительство РФ. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.
Изменения поддерживают сами охотники, а также представители общественных организаций. Возвращение обязательной проверки знаний правильно и очень важно, убежден Леонид Сонин.
«Это можно сравнить со знанием ПДД – можно научиться водить автомобиль, но выпускать человека на дорогу без проверки его реальных знаний просто опасно. Он может причинить вред не только самому себе и другим охотникам, но и окружающей среде, – пояснил он. – Общение вооруженного человека с объектами животного мира требует определенных и обширных знаний. Дисциплина в охотугодьях очень важна. Например, весна – период размножения, и охота в это время должна быть предельно ограничена. Не зря существует так много ограничений по добыче. Некоторые любители пострелять не могут отличить селезня от утки, а одна убитая весной самка – минус целый выводок».
Следует вернуть старые правила, считает Сонин, когда перед получением охотничьего билета кандидат должен был пройти обучение и год ходить на охоту со старшими товарищами и без оружия (это положение было записано в устав Росохотрыболовсоюза в 1978 году). И лишь после этого его допускали к теоретическим экзаменам и к стрельбе на стенде. Сейчас и порядок оформления охотбилетов, и система выдачи оружия изменились кардинальным образом, но это положение лучше бы вернуть. И экзамен должна принимать государственная комиссия, чтобы снизить возможность коммерческой заинтересованности.
Вернуть действенное, а не формальное изучение охотминимума крайне необходимо, согласен Яковлев. «К сожалению, случаи ранения соседних стрелков во время загонных охот не сокращаются – у начинающих охотников нет ни теоретических знаний, ни практических навыков», – утверждает он. По его мнению, без проверки знаний по безопасности и требований к проведению коллективной охоты охотника не следует допускать в охотхозяйство.
Предлагаемые изменения позволят снизить масштаб теневого бизнеса в сфере оружия и значительно облегчат жизнь добросовестных охотников, полагает юрист юридической компании «Глазунов и Семенов» Вадим Паутов. Вместе с тем положения о проведении проверки знаний охотничьего минимума и получении лицензий на сервисное обслуживание сторонними организациями могут содержать в себе коррупционные риски, отметил юрист. Необходимо четко отрегулировать обе процедуры и добиться максимальной прозрачности в их проведении.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".