Чтобы не было мучительно больно
Коммунистическая партия должна превратить университеты в свои бастионы, заявил председатель КНР и генсек ЦК КПК Си Цзиньпин. Он подчеркнул необходимость ведущей роли партии в образовании. Руководитель департамента международных отношений ВШЭ, доктор исторических наук Александр Лукин рассказал «Профилю» о состоянии коммунистической идеологии в современном Китае и отношении к ней жителей страны.
— Какова сейчас ситуация с идеологией в Китае? В последние годы или даже десятилетия о ней было слышно мало. Были ли какие-то адаптации идеологии к той системе, что сложилась в Китае после Дэн Сяопина?
— В Китае работает система партийной учебы, как когда-то в Советском Союзе. На работе есть партийные ячейки, причем не только в госорганизациях, но и в частных компаниях, в университетах, на любом предприятии. Там проводят собрания и рассказывают про линию партии.
Здесь важно также иметь в виду, что в Китае существует система партийного управления — партийный руководитель важнее государственного, причем уровня даже более низкого, чем это было в Советском Союзе. Например, реальный руководитель вуза или госпредприятия — это секретарь парткома. В частной компании уже не так, секретарь парткома ничем не руководит, но партком-то все равно есть. Про уровень района, города и выше даже и говорить не приходится — это то же самое, что было в СССР.
В вузах есть партийные уроки, на которые, кстати, иностранцев не допускают. Они называются «политические уроки». На них проходят то, что на данный момент считается идеологией.
Но что составляет предмет этой идеологии? Конечно, общая теория та же, что и в марксизме: теория формаций, международное коммунистическое движение и так далее. Но касательно современности преподают, в основном, теорию нынешней коммунистической партии, и эта теория довольно далека от классического советского научного коммунизма.
Например, вопрос: почему в Китае сейчас частная собственность, рыночная экономика? Ответ: потому что Китай находится на «начальном этапе строительства социализма». Это нечто вроде НЭПа. Недавно товарищ Си сказал, сколько этот начальный этап будет длиться.
— И сколько же?
— Минимум сто лет. То есть это будет даже не сам социализм, а только начальный этап его строительства. А что будет через сто лет — вопрос темный. За эти сто лет, а точнее, уже в ближайшее время Китай должен построить общество «сяокан» — общество среднего достатка, догнать западные страны, стать развитой страной, выйти на высокий уровень ВВП. Я бы сказал, что это типичное направление, которое Сталин называл «правым уклоном». Маркс писал, что коммунизм будет построен в самых развитых обществах. И сейчас в Китае говорят, что общество должно быть достаточно развитым, чтобы начать думать о коммунизме, и вот на достижение этого мы и работаем. Ведь Советский Союз не смог этого сделать, так как не смог решить проблемы экономики, и в результате социализм был свергнут.
— Молодежь, студенты в подавляющем большинстве придерживаются левых взглядов?
— Совершенно нет. Подавляющее большинство в Китае, как и в Советском Союзе, либо вообще ничего об этом не слышало, либо относится наплевательски, как к обязательному, никому не нужному ритуалу. Когда их об этом спрашивают, они только смеются. Конечно, они ходят, как положено, на политзанятия, вступают в партию ради карьеры, но никто ни во что не верит. Когда их спрашиваешь, отвечают: «Ну да, какой-то "переходный период" у нас». Но что будет после него, никому не известно.
— Почему именно сейчас заговорили про идеологию в образовании?
— Си Цзиньпин во многом последователь своего отца — Си Чжунсюня, революционера, партийного работника, вице-премьера, который, с одной стороны, выступал за рыночную экономику вместе с Дэн Сяопином, но, с другой стороны, был вовсе не против социализма. Среди коммунистов достаточно распространено такое мнение, что нужен НЭП, нужно развивать экономику до высокого уровня, и только потом говорить о коммунизме. У нас тоже были такие, Бухарин и Рыков, например, но их уничтожили при Сталине. А в Китае большинство таких лишь посадили или сослали, и после смерти Мао они вернулись.
Но в Китае огромная проблема — коррупция. Си Цзиньпин открыто заявлял, что КПК пришла к власти под лозунгом борьбы с коррупцией. Народ ее поддержал, в частности, потому что Гоминьдан был коррумпирован. А сейчас, считает он, если компартия продолжит коррумпироваться, то ее может постичь судьба Гоминьдана.
Поэтому он борется с коррупцией. А как бороться с коррупцией в условиях авторитарного режима? Надо наводить дисциплину и провозглашать лозунги бессребренничества. Как Павка Корчагин. У них есть свой герой похожего плана — Лэй Фэн. Нужно работать ради государства, родины, партии, бережно относиться к народному добру, а не стяжательством заниматься. Вот Си Цзиньпин и решил навести порядок, укрепить идеологию, дисциплину.
— Есть ли среди коммунистов недовольство отходом к рынку, как были когда-то многие большевики недовольны отходом к НЭПу?
— Там есть левые течения, но они очень поверхностны, их довольно мало. Недовольны другие, недовольны рыночники, связанные с коррупционерами, или просто те рыночники, которые говорят, что чрезмерная жесткость в борьбе с коррупцией может отпугнуть инвесторов, создать неблагоприятное впечатление за рубежом.
Что касается левых — существуют левые сайты, они разрешены, но на них и нет особой критики.
А вот левые символы популярны. Стала модной молодежь времен «культурной революции». При Дэн Сяопине говорилось, что «культурная революция» — это ужас, а сейчас идет ее романтизация. Но это тоже поверхностно и не очень серьезно, без реального понимания среди молодежи того, что в те времена на самом деле было. Это примерно как у нас ты говоришь, что Сталин был «эффективным менеджером» и переживал за родину, но если объяснить, что тебя при хорошем Сталине расстреляют, ты сразу передумаешь.
Так что это просто романтизация. Снимаются фильмы, делаются выставки в духе «вот такие мы были молодые и красивые хунвэйбины, в военной форме с красными повязками».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".