29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Хозяин – барин или свой парень: характерные типажи российского бизнеса
Общество

Хозяин – барин или свой парень: характерные типажи российского бизнеса

Почти три десятка лет Россия пытается жить по законам рыночной экономики. За это время в стране выросло не одно поколение предпринимателей, которые в силу своих знаний и навыков выстраивали эту самую экономику, совершали ошибки, переживали триумф и поражение. За это время психотип человека и характер производственных отношений, по сравнению с прежним советским временем, радикально поменялись. За этими процессами с большим интересом следила наш эксперт - специалист по работе с кадрами Маргарита Русева, которая за эти три десятилетия прошла путь от офис-менеджера до руководителя службы персонала в крупной международной компании. Работая с кадрами самого разного ранга – собственники, топ-менеджеры, главные бухгалтера, руководители подразделений и рядовые сотрудники – Маргарита делала небольшие зарисовки, из которых постепенно сложилась классификация типажей, характерных для современной российской компании. Своими зарисовками она поделилась с «Профилем», а мы в свою очередь хотим познакомить с ними наших читателей.

©

Ты помнишь, как всё начиналось…

После того, как в СССР была разрешена предпринимательская деятельность, в бизнес ринулись огромные массы людей, мало представлявших себе, как работает частное предприятие. Действовали они, исходя из своих представлений о бизнесе, опираясь только на образование, не очень убедительный советский опыт, культурный бэкграунд, моральные императивы, ну и конечно связи.

В этот момент в стране возникло гигантское количество новых собственников, которые не только старались заработать побольше денег, но и создать свое дело с большим будущим. Получалось у всех по-разному. Мне довелось поработать с этой первой волной собственников, и для себя я выделила несколько характерных типажей этих «новых буржуа». Сразу оговоримся, что речь пойдет только о настоящих создателях своего дела, а не о тех, кто получили компании в результате приватизации, когда предприятия были отданы за бесценок «нужным и заслуженным» людям.

Типаж №1 «Интеллигент»

Это люди с высшим образованием (а некоторые и не с одним), как правило, получившие его еще в период СССР, а значит грамотные, системно мыслящие и способные выполнить большой объем умственной работы в сжатые сроки. Несмотря на жесткость периода первичного накопления капитала, этому типажу были свойственны такие черты, как уважение к человеческой личности, а значит, в основе своей они были снисходительными, мягкими, вежливыми и уступчивыми. Даже в самые острые моменты собственники этого типа могли проявлять сострадание, уважение к чужой собственности, искренность и справедливость.

«Интеллигент» в случае отсутствия прибыли в компании выплатит зарплату сотрудникам из своих денег, не пытаясь уйти от ответственности. Каждый из нас хотел бы работать у такого собственника. Но чрезмерная порядочность, способность прощать других людей, а также неумение хитрить могут сыграть с ними злую шутку, поскольку такая черта характера, как «наглость – второе счастье», у этих людей, в основном, отсутствует, а именно она и является путеводной звездой любого успешного предпринимателя.

Одним из таких собственников «первой волны» был мой шеф Владимир Петрович – в прошлом крупный журналист, заработавший свой капитал в зарубежных командировках. При этом он имел определенные связи в правительственных кругах, что серьезно помогло ему на первых порах. В начале девяностых он открыл компанию, занимающуюся торговлей строительными материалами. Добрая душа Владимира Петровича не позволяла ему отказывать в приеме на работу всем своим знакомым, независимо от того, принесут они пользу компании или нет, а также заниматься благотворительной деятельностью, помогая инвалидам-афганцам.

Как следствие, компания моего шефа очень быстро разорилась, а так как он был уже не очень молодой человек с пошатнувшимся здоровьем, на руках которого была юная жена и маленький ребенок, он не рискнул заниматься восстановлением фирмы и вернулся обратно в журналистику. Сейчас он уже давно на пенсии, о своей предпринимательской карьере вспоминает не слишком охотно.

Борис Семенович – бывший весьма успешный врач-кардиолог, который уже в советское время неплохо зарабатывал на частной практике. На эти заработанные деньги он и открыл в начале 90-х частный кабинет в одном из областных центров России. А уж потом перебрался в Москву, где создал инвестиционную компанию. Компания была небольшая, но успешная и уверенно входила в десятку лидеров рынка, несмотря на довольно скромный штат сотрудников.

Сам Борис Семенович считал, что обладает резко отрицательной энергетикой: по его мнению, фондовый рынок падал, стоило лишь ему подойти к компьютеру, где транслировались биржевые котировки. При некоторой «холеричности» характера Борис Семенович руководил компанией вполне демократично, прислушиваясь к мнению сотрудников, которые в некоторых вопросах обладали большей компетентностью, чем он. Сотрудники платили ему взаимным уважением, хоть иногда и подхихикивали над его «резко отрицательной энергетикой».

Подкосил компанию кризис 98-го, когда рухнул фондовый рынок: штат еще больше пришлось сократить, шикарный офис на Тверской сменить на 2 маленькие комнатушки в административном здании на Ленинском, а Борису Семеновичу срочно искать выход, чем заработать деньги. На ум пришла туристическая деятельность, создание оффшорных компаний и счетов за рубежом. И если туристическая деятельность в конце концов также прогорела, то открытие оффшоров принесло Борису Семеновичу долгожданную прибыль. И впоследствии он благополучно перебрался в Лондон, занимаясь там недвижимостью.

И Владимира Петровича, и Бориса Семеновича вроде бы сложно назвать «мягкими и уступчивыми», но им была свойственная такая черта характера, как порядочность. Они всегда полностью выполняли свои обязательства перед сотрудниками, в этом плане их совесть была чиста, поэтому и людей, ненавидевших их, среди бывших сотрудников нет.

Типаж №2 «Ловкий парень»

Собственников этого типажа наоборот объединяет отсутствие высшего образования. Это, как правило, люди с тонкой интуицией, обладающие большой предприимчивостью, тягой к риску и харизмой, но при необходимости умеющие быть очень жесткими. Наверное, это наиболее распространенный тип собственников.

Эти люди самостоятельно создавали свои компании, и многие из них остались их владельцами, имея, как минимум, контроль над операционной деятельностью.

Большинство из них пришли из «челночного» бизнеса, но, к сожалению, у некоторых психология так и осталась на уровне «челноков», и просто диву даешься, каким образом их компании функционируют до сих пор.

Александр Иванович создал свой бизнес , привозя одежду из Китая, потом был ларёк на одном из московских вокзалов, а сейчас его компания, пусть и небольшая, представляет из себя крепкий семейный бизнес, который занимается дистрибуцией чая и успешно работает на этом рынке уже более 20 лет.

В силу возраста Александр Иванович отошел от дел, и весь груз ответственности за компанию приняла на себя его дочь. На пути Татьяны Александровны встречалось немало подонков, которые злоупотребляли ее наивностью и доверчивостью: «доверенные», на первый взгляд, порядочные люди, обворовывали торговые точки, вынося из них все до последней пачки чая, а трудоустроенные по просьбе родителей соседские великовозрастные дети без зазрения совести воровали деньги из кассы, проигрывая их в казино. Но это уже в прошлом. Вопреки неприятностям и благодаря «хорошим» учителям, Татьяна Александровна выстояла, и сейчас ей помогает в бизнесе младшее поколение: ее сын и младшая сестра. К сожалению, сама хозяйка бизнеса расплатилась за годы успешного руководства компанией полным отсутствием личной жизни, что очень часто случается с деловыми женщинами.

Еще пример бизнеса «ловких ребят». Валерий Геннадьевич, Олег Геннадьевич и Марк Наумович, как они сами признавались в минуты откровения, познакомились в свое время в «местах не столь отдаленных». Их связывала крепкая мужская дружба и общее непростое прошлое. При этом, это были совершенно разные по характеру люди – они, словно лебедь, рак и щука тянули компанию в разные стороны. Несмотря на это, друзья создали серьезный холдинг, который, пусть и недолго, но вполне успешно существовал на нефтегазовом рынке России, занимаясь поставками газового оборудования для предприятий ТЭК.

Они внешне и внутренне кардинально отличались друг от друга: Валерий Геннадьевич – этакий «восточный князь», которого так и представляешь на белом грациозном скакуне. Его отличала удивительная харизма, которой он успешно пользовался на переговорах и в женском обществе, а также благородство и щедрость по отношению к близким людям.

Марк Наумович – большой, добрый на первый взгляд, словно медведь Балу из всем известного мультика «Маугли», но именно он мог быть наиболее жестким и требовательным среди своих компаньонов, из-за чего пользовался наибольшим уважением среди сотрудников компании. Его любили и боялись одновременно, втихаря рассказывая всякие смешные случаи из его жизни.

И у Валерия Геннадьевича, и у Марка Наумовича была одна замечательная черта характера, которая объединяла их: они ценили, уважали и всячески помогали верным им людям, в общем «своих не бросали» ни при каких обстоятельствах.

Олег Геннадьевич не был братом Валерия Геннадьевича, наоборот, он был полной его противоположностью, среди сотрудников компании он пользовался дурной славой, потому что его невоспитанность, грубость и импульсивность порой зашкаливала настолько, что подчиненные просто боялись зайти к нему в кабинет. Секретари успокаивали «идущих на ковер», что «он никого не съест, максимум, что может сделать – это уволит», но людей, вспоминающих его добрым словом, сейчас, по прошествии определенного времени, почти не осталось.

Нетрудно догадаться, что, компания не выдержала таких «разносторонних» руководителей и обанкротилась, несмотря на девиз Олега Геннадьевича: «нас не пустили в дверь, мы пойдем в окно». Уж слишком много денег тратилось на «загулы» Олега Геннадьевича и драгоценные подарки огромному количеству любимых женщин Валерия Геннадьевича. А Марк Наумович теперь благополучно проживает в США.

Игорь Иванович был хорошим спортсменом, но при этом неважно учился в школе, в институт не поступил, а вместе с отцом стал «челночить» в Китай, после чего совместно с еще такими же ловкими ребятами открыл магазин молодежной одежды, востребованной в начале 90-х, успешно занимая эту нишу в течение нескольких лет. Потом появилось свое производство в России достаточно качественной одежды и обуви под модным брендом. Бизнес процветал, сотрудники любили своего харизматичного шефа, но грянул кризис 2008 года. Большинство дизайнеров пришлось сократить, а вместе с ними и социальные блага для сотрудников, такие, как фитнес, обеды и ДМС. Тем не менее, компания не прекратила свое существование, а даже сменила офис на более презентабельный, воспользовавшись ситуацией на рынке недвижимости в период кризиса. Упорство и предприимчивость привели к желаемым результатам: компания снова начала расцветать, активно проводя экспансию в регионы. Но кризис 2014 года компания уже не смогла пережить, и любимый многими брэнд прекратил свое существование.

Супруги Петровы открыли свой торговый бизнес также будучи китайскими «челноками», а далее, грамотно найдя нишу и успешного предприимчивого топ-менеджера, развивали компанию на протяжении 20 лет. Но время шло, появлялись новые клиенториентированные конкуренты, а супруги Петровы продолжали работать по старым принципам: экономить на персонале и зарплатах, а также не платя налоги государству в полном объеме. Но это еще полбеды: однажды при пожаре на огромном складском терминале компании с продукцией выяснилось, что товар не был застрахован ни на копейку. Бывшим «челнокам» казалось дикостью платить за какую-то страховку, на чем они и погорели.

Любопытно, что при таком стиле «эффективного руководства», топ-менеджеры частной компании вели себя, словно сотрудники дремучего советского НИИ – годами работали в ней, стараясь не высовываться и уклоняться от любых перемен. Главная их задача была в том, чтобы не злить и не раздражать собственников, тупо досиживая в компании до пенсии, ничем при этом не рискуя. Естественно, дела в такой компании шли все хуже: продажи снижались, грамотные сотрудники уходили к новым, более гибким конкурентам, не потянув непомерные планы и устав от бесчисленного количества штрафов и «чернушной» зарплаты в компании. Судя по всему, успешные некогда собственники так и не поняли, что время работать по принципу челноков 90-х уже прошло, и их бизнес закономерно подходит к своему концу. А жаль…

Типаж №3 «Чинуша»

Это собственники, которые построили свой бизнес, имея за плечами работу во всевозможных государственных, в том числе, силовых структурах. Некоторые из них продолжают занимать немалые государственные должности, успешно продолжая свой бизнес. Они с успехом используют обширные связи в больших кабинетах, что позволяет их компаниям успешно оставаться на плаву в течение многих лет. Надо отдать должное, что именно в этих компаниях менеджмент старается обеспечивать сотрудников хорошими соцпакетами, обеспечивая ДМС, «белые зарплаты», питание, обучение и другие блага.

Валентин Григорьевич – депутат, имеющий большое количество собственной недвижимости в Москве. Холдинг его процветает на протяжении многих лет. На этом фоне с ним случилась семейная драма – от него ушла любимая супруга. И тут бизнесмен-чиновник решил переквалифицироваться в музыканты, создав свою группу и, используя все те же государственные ресурсы, организует концерты себе любимому. Но окончательно от управления Холдингом он не отказался - иногда время от времени его охрана продолжает выстраивать сотрудников по стойке «смирно» вдоль лестницы по случаю нежданного приезда хозяина в офис.

Несмотря на стабильность компании, новый персонал в ней надолго не задерживается. Валентина Григорьевича не особенно волнуют причины текучки кадров, он полностью доверяет своим менеджерам, которые находятся рядом с ним с незапамятных времен. Тем временем в компании разгораются нешуточные страсти: например, борьба двух женщин, которые когда-то были подругами, а впоследствии превратились в злейших врагов. Их борьба за «близость к телу», чуть не довела два отдела до катастрофы. Каждая из интриганок пыталась настроить новых сотрудников из отдела своей конкурентки против их руководителя. Та, что поумнее, в конце концов ушла; вторая продолжает работать, ненавидя всех вокруг и подозревая любую персону женского пола в планах стать конкуренткой в борьбе за право быть главным советчиком. А Валентин Григорьевич над этими бурями в стакане лишь тонко посмеивается, наслаждается своим творчеством и попутно устраивает свою личную жизнь.

Сергей Николаевич приехал в Москву из крупного сибирского города, имея за плечами опыт работы в администрации этого самого города. Деньги, заработанные непонятно каким путем, «жгли ему ляжку» и требовали немедленного вложения. Чуйка и предприимчивость не подвели Сергея Николаевича, и уже на протяжении многих лет он является успешным предпринимателем, открывая новые торговые комплексы и создавая тем самым рабочие места для граждан Москвы, Московской области и не только.

О взрывном характере и громовом голосе Сергея Николаевича в интернете ходят легенды. Тяжело поверить, что такой внешне интеллигентный, даже несколько хрупкий мужчина может орать благим матом и «строить» своих подчиненных так, что новичкам хочется бежать из компании без оглядки, попутно выплескивая свои впечатления от руководителя на просторах интернета. Справедливости ради надо сказать, что, что при всей деспотичности Сергей Николаевич – человек, не лишенный чуткости: он неоднократно помогал больным детям, перечисляя крупные суммы на их лечение и даже оказал серьезную помощь мальчику из ДНР, раненному в результате обстрела со стороны украинской армии.

Как ни крути, все приведенные примеры – это люди из прошлого. Тот «человеческий материал», который приходит в российский бизнес в наши дни, серьезно отличается и образованием, и эрудицией, и моральными принципами. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама