- Главная страница
- Статьи
- Я б в таксисты не пошел: что изменилось в отрасли за год действия нового закона
Я б в таксисты не пошел: что изменилось в отрасли за год действия нового закона
1 сентября 2023 года вступили в силу основные положения закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси…». Он регламентирует ответственность служб заказа такси, вводит ОСАГО по тарифу для перевозчика и стандартизирует оформление автомобилей, а также предусматривает создание принципиально нового инструмента – региональных реестров такси. Все эти нововведения должны были очистить рынок от «бомбил» и повысить уровень безопасности пассажиров. Еще до принятия закона многие общественные организации обращались к властям с просьбой перенести сроки вступления в силу некоторых положений документа (в частности, из-за неготовности региональных реестров), но их не услышали.
После резкого увеличения спроса на услуги такси в 2023-м, происходившего на фоне низкой базы предыдущего года, в 2024-м рост замедлился, но все же превышает прошлогодний уровень. Таковы данные исследования «Чек Индекс». Растет и цена поездки: например, по итогам мая средний чек по России составил 498 руб. (+9% к аналогичному периоду 2023-го). При этом в Москве средняя стоимость поездки на такси достигла 797 руб., прибавив 10% год к году. И, по мнению экспертов, это далеко не предел: число поездок, как и их цена, традиционно начинает повышаться с завершением летнего отпускного сезона.
По мнению пассажира
Чего хотят пассажиры такси? Этой теме было посвящено недавнее большое исследование ВЦИОМ. Вот что оно показало. Такси входит в тройку самых популярных видов городского транспорта (38%), уступая наземному общественному транспорту (58%) и личному автомобилю (55%). Абсолютное большинство россиян с той или иной периодичностью пользуются услугами такси (91%), в том числе 10% – раз в неделю и чаще.
Правда, выбирают такой способ передвижения в основном люди обеспеченные: в группе тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее или очень хорошее, пассажирами такси себя может назвать почти половина опрошенных (49%). В остальных группах – куда меньше. Вызывать такси через мобильное приложение предпочитают жители мегаполисов (в Москве и Санкт-Петербурге – 91%, в других городах-миллионниках – 90%), в небольших городах и поселках по‑прежнему отдают предпочтение заказам по телефону.
С проблемами за последний год сталкивались две трети пассажиров такси (66%). В числе самых часто встречающихся ситуаций следующие: водитель приезжал не в то место, куда его вызывали (29%), или вовсе отменял заказ, не приезжая на вызов (29%). Неаккуратное вождение отметил каждый четвертый опрошенный (25%), опасное нарушение ПДД – каждый седьмой (14%). Но в целом, по оценкам респондентов, за последний год в их населенном пункте ничего не изменилось ни в уровне безопасности (72%) и комфорта поездок (73%), ни в работе водителей (69%), ни в техническом состоянии автомобилей (63%).
На что пассажиры реагируют меньше всего? Оказывается, для них почти не имеют значения марка автомобиля и наличие цветового обозначения такси. Не обращают они внимания ни на то, в чьей собственности автомобиль, ни на наличие у водителя документов о прохождении техосмотра и медосмотра.
Главная причина, по которой россияне отказываются от поездок на такси, отдавая предпочтение другим видам транспорта, – высокая стоимость поездки (так считают 60%). Кстати, второй по популярности ответ (19%) – «долго ждать и может не приехать». В общем, для пассажиров сегодня основная проблема – это завышенная стоимость поездок, невозможность ее спрогнозировать. Причем цена поездки по одному и тому же маршруту может меняться в разы. И максимально нерегулируемым воспринимается ценообразование перевозок с детьми; часто даже в Москве очень сложно (и дорого!) заказать автомобиль с детским креслом…
Еще одно большое исследование провел Институт социального маркетинга (ИНСОМАР), оно было представлено в июле этого года. Я много интересного почерпнул из этой работы, но главный вывод такой. Участники исследования в целом приветствуют инициативы государства по усилению регулирования отрасли, ведь это должно привести к повышению безопасности перевозок, уходу от теневых схем и так далее. Но пока ни водители, ни пассажиры не заметили кардинальных перемен в сфере такси. Зато все отмечают серьезный рост цен.
С точки зрения водителя
За последнюю неделю я пользовался услугами такси несколько раз – в столице, в Подмосковье, в Калининградской области. И как минимум двое водителей признались, что собираются уходить из отрасли. Причины понятны: требования к ним все растут и растут, а вот зарплаты – нет.
Стало интересно: как сами таксисты оценивают нынешнюю ситуацию в отрасли? И тут попались мне результаты большого опроса, который провел Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», – в нем приняли участие 326 тыс. водителей со всех концов России! Условие для участия было одно: водитель регулярно выезжал по заказу в течение как минимум последних трех месяцев.
Желтое и с шашечками: почему таксисты недовольны новыми правилами перевозок
Результаты опроса, честно говоря, совсем не удивили. Так, 76% респондентов считают цену полиса ОСАГО для такси несправедливой (сильно завышенной), 82% возражают против введения дополнительного полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика в такси (ОСГОП). И в целом 77% уверены, что требования нового закона о такси не соответствуют нынешним реалиям…
Таким образом, можно сделать несколько очень простых выводов. Во-первых, работой такси не удовлетворены пассажиры (резко выросли цены, особенно в периоды повышенного спроса на такие услуги; сложно, а то и вовсе невозможно найти машину и так далее). Во-вторых, подавляющее большинство индивидуальных водителей такси не хотят работать в новых условиях. Они не согласны с требованиями, прописанными в законе, считая их завышенными и зачастую невыполнимыми.
Главные претензии – к цене специального ОСАГО для такси: полис дороже обычного в 3–10 раз (в Москве это примерно 100 тыс. рублей в год, в регионах – 30–70 тыс.), к сложной системе регистрации в качестве перевозчика, к требованию перекрасить свой автомобиль в установленный цвет. И, конечно же, нереально в наших условиях ежедневно проходить предрейсовые медицинские осмотры, а также проводить технический осмотр автомобиля. Тут даже Минтранс признаёт, что инфраструктуры для таких процедур для частников нет практически по всей России.
При этом для 91% опрошенных постоянная работа (или подработка) в такси – важнейшая часть наполнения семейного бюджета. В итоге многие водители уходят либо в тень, либо – в другие отрасли… По подсчетам Аналитического центра при правительстве РФ, дефицит водителей в сфере такси составляет до 80 тыс. человек. И отток продолжается. Эксперты центра объясняют это ростом издержек, а также отъездом мигрантов.
Кстати, тут я вспомнил про еще один пункт из исследования ВЦИОМ, на которое ссылался раньше. Так вот, абсолютное большинство россиян никак не связаны с работой в такси (97%), и восемь из 10 опрошенных даже не допускают для себя возможность начать работать/подрабатывать таксистом (81%). Да, похоже эта профессия не является популярной в стране…
Так что, похоже, надо срочно корректировать закон, пока такси не превратилось в услугу для небольшого круга очень обеспеченных клиентов, да и то в основном в мегаполисах. Цель закона вообще-то была благая: вывести такси максимально из тени, сделать отрасль прозрачной… Но, похоже, итог получается противоположный.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".