Желтое и с шашечками: почему таксисты недовольны новыми правилами перевозок
С 1 сентября 2023 года вступил в силу закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», призванный отрегулировать рынок, улучшить условия труда таксистов и обеспечить безопасность пассажиров. Чем не устраивает таксистов новый порядок, как они пытаются обойти закон и подорожают ли услуги такси, разбирался «Профиль».
Содержание:
Что изменилось
Прежде всего, законодательно закреплено, что водители могут трудиться не больше 12 часов в сутки и максимум 40 часов в неделю. Запрещено работать в такси тем, у кого есть непогашенная или неснятая судимость, кого в прошлом лишали прав или арестовывали за нарушение ПДД больше одного раза в год. Если водитель скопил хотя бы три неоплаченных штрафа за неправильную езду, его также не допустят к машине.
Информационная госсистема для легкового такси заработает в России с 1 сентября
Начать работать в сфере такси можно тремя способами: заключить трудовой договор с перевозчиком, зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. При этом самозанятым придется заключить договор с одним из агрегаторов, поскольку, в отличие от индивидуальных предпринимателей, они не имеют права осуществлять перевозки. В случае с ИП можно работать как на себя, так и на службу заказа через агентский договор.
Заниматься извозом можно только в том регионе, где таксисту выдали разрешение на это. Документ нельзя передать во временное пользование другому человеку. Вместе с тем водитель должен пройти две аттестации: на знание действий в случае чрезвычайной ситуации и на знание важных объектов городской инфраструктуры, чтобы ориентироваться на местности.
На службы заказа легкового такси – так теперь называются агрегаторы – возложили ответственность за оценку и проверку водителя. За передачу заказов извозчикам, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу. Если водитель попал в ДТП, служба заказа такси разделит с ним ответственность за возмещение материального ущерба.
Также всех таксистов обязали оформить ОСАГО по тарифу для перевозчиков.
Новый закон установил обязательные требование к внешнему виду такси. Автомобиль должен быть желтым, с шашечками и оранжевым сигнальным фонарем на крыше.
Единая база данных
Всех игроков рынка объединили в три региональных реестра, где данные ежедневно обновляются. В первом (реестр перевозчиков) будут собраны сведения об электронном разрешении на перевозку. Во втором (реестр такси) – информация о транспортных средствах и их владельцах. В третьем (реестр служб заказа такси) – адреса, где расположена техника для получения, хранения, обработки и передачи заказов. Водитель не должен получить заказ, если он по каким-то причинам не пройдет проверку в реестрах.
Так как не у всех регионов есть деньги на поддержание собственной базы данных, Минтранс потратил 120 млн рублей на создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Такси». Местные власти могут выбрать, будут ли они вести собственные списки или воспользуются уже готовым предложением от федерального центра. При этом ФГИС «Такси» – это агрегатор реестров всей страны, который планируется использовать для аналитической работы. Надзор за исполнением закона о такси будут осуществлять региональные власти.
Чем возмущены извозчики
Закон о такси призван отрегулировать рынок пассажирских перевозок. Идею вынашивали около 10 лет. Как подчеркивает замминистра транспорта Дмитрий Баканов, таким образом власти заботятся о безопасности пассажиров. По его словам, раньше многие родители боялись сажать ребенка в такси, так как автомобиль мог быть неисправен, а водитель – неадекватным, но сейчас эти риски будут полностью исключены.
Но не все таксисты разделяют такое мнение. В интернете появилась петиция, авторы которой утверждают, что всего в России около двух миллионов таксистов, из которых 60% не способны выполнить требования вступившего в силу закона. Среди прочего их возмущает требование оформлять ОСАГО и перекрасить автомобиль в желтый цвет: во-первых, дорого, во-вторых, для многих извоз являлся подработкой, а не основным источником дохода.
Некоторые уже создали чат в одном из мессенджеров для приема заказов от пассажиров без посредников. В Чите, Иркутске и Владивостоке сервис такси «Максим» в тестовом режиме предлагает услугу по «аренде автомобиля с экипажем». Соответствующий договор заключается автоматически – нужно только указать свои фамилию, имя и отчество. Утверждается, что цены на извоз в связи с этим не изменились. Одновременно в августе такси «Максим» попробовал в качестве эксперимента начать работать по федеральному закону, в итоге, как утверждается, стоимость поездок пришлось поднять в 3–8 раз, потому что заказ не могли принять 9 из 10 водителей.
Зачем нужны изменения
Опрошенные «Профилем» эксперты считают, что главное среди нововведений – это создание цифровых реестров, которые значительно упрощают контроль за отраслью, и новый статус агрегаторов. Почти всё остальное в том или ином виде было предусмотрено предыдущим законом, однако власти большинства субъектов Федерации не занимались его соблюдением, в том числе из-за нехватки финансирования.
«Закон о регулировании деятельности такси был принят в 2011-м, но в полной мере он работает только в Москве. Чиновники несколько раз в год устраивали рейды, чтобы привести отрасль в порядок, – рассказывает независимый эксперт по городскому транспорту Роберт Ян. – В результате примерно в 2017 году из столицы исчезли разваливающиеся автомобили и водители с сомнительной репутацией. В регионах ничего подобного не произошло, поэтому появился миф, что закон был чисто московским».
ФСБ получит доступ к базам данных служб заказов легкового такси с 1 сентября
Теперь региональные перевозчики боятся, что их постигнет судьба столичных коллег: придется платить налоги, увеличить расходы на обслуживание автомобилей, нести ответственность перед пассажирами и тому подобное. «Таксисты пытаются запугать власти тем, что не смогут работать в таких условиях, и рынок умрет. Пусть уходят. Москва через такое успешно прошла, – заявил Ян. – Придут те, кто готов работать. Многие уже говорят, что согласны на усиление контроля, если к ним не будут приходить с проверками, потому что это хуже».
Многие, но не все. Например, по словам Яна, «Максим» – монополист в 30 субъектах Федерации. Судя по заявлениям сервиса, большая часть работающих с ней таксистов не отвечают требованиям закона, и компания пока не стремится это исправить.
«Новый закон обелит рынок такси, в результате вырастет безопасность пассажиров, – уверен руководитель службы эксплуатации «Формула такси» Януш Пинтер. – Конечно, законодательство накладывает новые затраты на компанию–владельца автомобилей: техосмотр, медосмотр и так далее. Например, нужно приобрести полис ОСАГО. Если для обычного автомобиля он стоит около 6–7 тыс. руб., то для нас она обойдется в 60 тыс. руб. А в некоторых автопарках больше 100 тыс. машин».
Вырастут ли цены
Пинтер считает, что цены на услуги такси вырастут, но не связывает это только с новым законом: свой вклад в подорожание на рынке уже внесли падение рубля, возросшая стоимость автомобилей и их обслуживания.
Директор «Такси Ритм» Руслан Садретдинов соглашается с коллегой и считает, что повышение расценок должно было произойти уже давно. «За последние несколько лет все автомобили подорожали 50–80%, некоторые – в два раза. Цены на их обслуживание тоже поднялись, – объясняет он. – При этом за два года услуги такси подорожали максимум на 25%, а цены на аренду автомобилей для таксистов увеличилась на 5–7%. Сейчас многие компании работают в убыток, в том числе не могут обновить автомобильный парк, а это нужно делать постоянно из-за высокой скорости износа транспорта».
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль