19 апреля 2019
USD EUR
Погода

Затравленный гений и закомплексованный миллиардер

В прокат выходят главные претенденты на премию «Оскар». Вслед за «Бёрдмэном» в российских кинотеатрах с 29 января будет демонстрироваться обладатель каннской награды за лучшую режиссуру «Охотник на лис» (5 номинаций на главную голливудскую статуэтку). А с 5 февраля — «Игра в имитацию» (8 номинаций). О том, что хорошего в этих картинах, — в нашем обзоре.

«Игра в имитацию»

Британо-американская «Игра в имитацию» — история о том, как в годы Второй мировой войны английский математик, логик и криптограф Алан Тьюринг с помощью возглавляемой им команды смог, не зная немецкого, взломать код немецкой  шифровальной машины «Энигма». Он придумал собственную машину, способную переводить германские шифры на понятный язык. Уже после войны стало известно, что Тьюринг — гомосексуалист, а это тогда преследовалось в Великобритании по закону. В 1954 году ученый покончил с собой. Лишь в 2013-м королева посмертно помиловала Тьюринга. А придуманная им машина стала прототипом современных компьютеров.

Фото: Централ Партнершип Classic

На сентябрьском кинофестивале в Торонто фильм стал обладателем приза зрительских симпатий. Это считается верным знаком грядущего оскаровского успеха. Режиссер «Игры в имитацию» — норвежец Мортен Тильдум, чьи «Охотники за головами» несколько лет назад выходили в российский прокат. Скандинавам каким-то образом удается снимать очень британские по духу фильмы (вспомните, например, триллер «Шпион, выйди вон!» шведа Томаса Альфредсона). Малоизвестный Тильдум претендует сейчас на «Оскар» за режиссуру — при том, что номинаций на сей раз не удостоились ни Клинт Иствуд, ни Дэвид Финчер, чьи фильмы «Американский снайпер» и «Исчезнувшая» тоже считаются событиями киногода. Это заслуженно: «Игра в имитацию» одновременно строга и эмоциональна, умна и прочувствованна.

Более чем заслуженна и номинация Бенедикта Камбербэтча, исполняющего роль Тьюринга. После просмотра уже не кажется единственно верным решением отдать «Оскар» Майклу Китону за «Бёрдмэна». Камбербэтч, игравший гениев от Шерлока Холмса и Виктора Франкенштейна, до Винсента ван Гога и Стивена Хокинга, сыграл в этой картине, пожалуй, свою лучшую на сегодняшний день, самую отчаянную роль. Что-то в Камбербэтче есть такое, что заставляет вновь и вновь доверять ему роли людей неординарных.

«Игра в имитацию» не история победы во Второй мировой, а история необыкновенного человека. Это фильм о том, что гениальности всегда сопутствует странность, непохожесть на других. Эта непохожесть — трагедия для человека, ею обладающего, и счастье для общества, использующего плоды работы гения. Но это же общество уничтожит потом своего героя именно за его отличие от большинства.

Тьюринг не такой, как все, не только потому, что гей. Еще в школе над ним издевались просто из-за странных привычек (он отделял на тарелке горошины от моркови, ведь они разного цвета). В результате он вырос абсолютно одиноким, не способным к коммуникации. Это тот самый типаж, который так полюбили в последние лет десять зрители хороших западных сериалов. Социопат, мизантроп, циник, но очень обаятельный. Безусловно, гений (мотив сопряженности гениальности и социопатии в массовой культуре популярен давно). Но если в сериалах подобный герой — фигура либо комическая, либо хотя бы не слишком драматическая, то в «Игре в имитацию» Тьюринг — фигура трагическая. Он может расшифровать код «Энигмы», но не в состоянии разгадать код самого обычного человеческого общения. Окружающие люди в свою очередь не понимают его. Когда-то у него был друг. Теперь он называет его именем изобретенную им машину. Иных друзей, кроме этой машины, у него нет. Он работает, чтобы побороть одиночество, но одолеть его неспособен. Такова участь великих. Достижения зачастую не приносят им счастья.

Кому-то покажется, что фильм изначально сделан под «Оскар» (чудик-гей должен по идее понравиться академикам). Но гораздо логичнее заметить, что это фильм-извинение: Британии — перед своим гражданином, одним из важнейших в истории XX века, которого общество преследовало ни за что, забыв о его заслугах (которые вдобавок целых полвека были засекречены). В России тем временем принимают сами знаете какие законы.

«Охотник на лис»

«Охотника на лис» Беннетта Миллера стали называть одним из лидеров оскаровской гонки задолго до ее начала: сразу после показа на Каннском фестивале, где фильм получил приз за лучшую режиссуру. Предсказания и сбылись, и не сбылись одновременно. У картины пять номинаций, в том числе за режиссуру, но в категории «Лучший фильм» ее обошли вниманием. Подобного случая в последние годы и не припомнишь. Миллер известен своими лентами «Капоте» и «Человек, который изменил все».

Фото: Парадиз

Фильм основан на реальной истории. Она об одном из самых знаменитых преступлений, совершенных миллиардером. Наследник богатейшей семьи Америки Джон Дюпон хочет создать в родовом поместье команду по вольной борьбе. Главная цель — победа на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. Стать чемпионом, как он считает, может Марк Шульц, который уже выигрывал золото Олимпиады. Раздобыть вдобавок и его брата, олимпийского чемпиона и тренера Дейва Шульца, у него не получается (вернее, получается не сразу). Простоватый и инфантильный Марк счастлив попасть под крыло Дюпона: ведь американские борцы (в отличие от советских, как утверждает его новый покровитель) не получают помощи от государства и прозябают в нищете.

Если «Бёрдмэн» — картина о герое творческом и небездарном, пытающемся добиться чего-то в этой жизни, то «Охотник на лис» — об аналогичных проблемах героя, лишенного талантов.  Рефлексией по поводу своих неудач личность одаренная может принести вред только себе. Человек ординарный, но не признающий этого, стремясь к славе, может быть крайне опасным для окружающих.

Желание Дюпона стать гениальным тренером, наставником и отцом родным для членов своей команды, во многом связано с его комплексами. Для него важно доказать своей матери, что он чего-то стоит и сам по себе. Но все бесполезно: она, глава клуба «Охотник на лис» (сын берет это название и для своего — по борьбе), считает увлечение Джона плебейством. У богачей тоже есть свои экзистенциальные проблемы. Если встретите таких — бегите. При всем при том Дюпон — герой трагический: одинокий до мозга костей.

«Охотник на лис» построен на полутонах и взглядах. Многое считывается по выражению глаз. Именно так мы понимаем, что Дейв для Джона Дюпона становится постепенно объектом ненависти. Ведь именно он — настоящий, а не фиктивный тренер Марка, его опора. Дюпон свои хвалебные характеристики придумывает сам, а на деле лишь манипулирует Марком. «Охотник на лис» рассказывает еще и о том, как можно придумать свою жизнь, создать иллюзию для всех вокруг, в том числе и для себя. И о том, к чему это приводит.

Дюпона изобразил неузнаваемый и невероятный в этой роли комик Стив Каррел, Марка и Дейва — Ченнинг Татум и Марк Руффало. У Каррела и Руффало — заслуженные номинации на «Оскар» (работа Татума, впрочем, ничуть не хуже).

Читайте больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK