Здесь не курят
С 1 июня в России запрещено курить в ресторанах, поездах дальнего следования и гостиницах. В барах заменят кальянный табак на безвредный наполнитель. Эта мера вряд ли заставит многих бросить курить, а владельцы торговых точек пока не представляют, какими будут их убытки.
Рестораторы и владельцы киосков готовятся к трудностям в бизнесе. Объем реализации сигарет в барах, ресторанах и общепите смехотворно мал, рассказывает Вадим Желнин, независимый аналитик, бывший гендиректор ассоциации «Табакпром»: «Люди в России проводят в ресторанах гораздо меньше времени, чем, скажем, в Европе, где городской житель ходит туда два-три вечера в неделю. У рестораторов, по-видимому, резко упадут доходы и выручка, и они будут вынуждены поднимать цены».
Большинство исследований американских ученых о влиянии запрета курения на бары и рестораны показали, что их прибыль может даже вырасти. Бретт Лумис, Пол Шафер и Мартин фан Хассельт в одной из таких статей для американского Центра по наблюдению за болезнями и их предотвращением (CDS) проследили за тем, как изменилась выручка баров и ресторанов после запрета на курение в девяти штатах. Они не заметили связи между изменениями продаж и запретом на сигареты, зато в одном из наблюдаемых штатов — Западной Вирджинии — на 1% выросла занятость в ресторанном сегменте.
Правда, есть и исследования, которые свидетельствуют о негативном влиянии запрета курения на бизнес. Изучение рынка более близкой к России Индии показало, что ограничение курения негативно сказалось, например, на гостиничной отрасли.
Продажа сигарет без выкладки в магазинах — более серьезная вещь, чем запрет курить в барах, полагает Вадим Желнин. «Даже в небольших торговых точках есть больше 100 наименований. Непонятно, как продавец и покупатель будут ориентироваться в них без витрины, потому что даже профессионалы иногда затрудняются сказать, как точно называется тот или иной бренд. Такой меры, в сущности нигде нет. В связи с этим запретом часто ссылаются на Канаду — но там потребитель может попросить каталог и выбрать по нему», — говорит он.
Эта мера может только ухудшить положение малого бизнеса. Владельцы киосков пока не понимают, какие они понесут убытки, говорит Владлен Максимов, президент Российской коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов. «Принятый закон в части торговли более взвешенный, чем первоначальное предложение Минздрава. Тогда предлагалось запретить торговлю табаком не в стационарных магазинах. В итоге ее запретили только в киосках, в павильонах можно. Это разумно, потому что товар легальный, почему большие сети могут его продавать, а малый бизнес не должен? В павильон покупатель может зайти, и сразу видно, если он, например, несовершеннолетний».
Торговые точки, которые хотят продолжать работать с табаком, какие-то меры приняли, продолжает Максимов. «Они переделали киоски в павильоны, но главная проблема в том, что в нескольких регионах, в том числе Москве, власти не дают это сделать. В Москве сейчас пытаются расторгнуть договора, которые кончаются через полгода-год, потому что разрешение давалось на киоск. Судьба малого бизнеса зависит от того, как решится этот вопрос в ряде крупных городов».
Торговля пострадает в первую очередь в регионах. «В отличие от Москвы, в большинстве регионов киоски — это минипродовольственные магазины, и присутствие в них табака важно, так как он у многих входит в потребительскую корзину. Человек в итоге не пойдет за покупками в киоск, и это ударит не только по владельцам торговых точек, но и по малым производителям», — уверен Владлен Максимов.
Производители табака пока не ожидают убытков и большого падения производства после вступления в силу этой меры, по словам Андрея Межонова, гендиректора «Табакпрома». «Изменение потребления — процесс инерционный. Судя по опыту стран, которые вводили подобный запрет, потребление может измениться не раньше, чем через год», — говорит он.
При этом запрет на курение не обязательно снизит общий уровень курения в России, считает Вадим Желнин. Если правительство хочет, чтобы количество курильщиков снизилось, не нужно запрещать продажу табака. Авторы блога «Фрикономика», собрав исследования по этой теме, выяснили, что больше всего людей бросят курить, если поднимется цена на пачку сигарет. Если цена поднимается на 10%, потребление сигарет падает на 3-4%, свидетельствуют наблюдения Кеннета Уорнера из Университета Мичигана. В книге Франка Чалупки, профессора экономики из университета Иллинойса, Чикаго, говорится, что продажи сигарет в США все время падали с начала 1980-х гг., потому что с этого времени цена на пачку постепенно выросла почти в три раза.
Поэтому падение числа курильщиков возможно как минимум через год. С апреля 2015 г. пачка сигарет, возможно, будет стоить не меньше 55 руб. В правительство внесен законопроект, по которому стоимость табака будет индексироваться вместе с инфляцией и изменением акциза. Но в июле 2013 ФОМ выяснил, что, если цена на сигареты увеличится в семь раз, пятая часть россиян-курильщиков будет курить, как и прежде, 8% будут искать дешевые сигареты, а еще 20% готовы выйти на митинг против подорожания табака.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".