Сможет ли Россия без западных компонентов производить спутники ГЛОНАСС?
Согласно недавнему заявлению Счетной палаты, правительство России может отказаться от планов серийного производства космических аппаратов «Глонасс-К» из-за ограничений на импорт иностранных комплектующих и невозможности оперативно изготовить российские аналоги электронной компонентной базы. Как так вышло? Российская глобальная навигационная система – один из важнейших проектов отечественной космонавтики. Почему она до сих пор зависит от иностранных компонентов? И что теперь делать, ведь спутниковая группировка нуждается в постоянном пополнении новыми космическими аппаратами? «Профиль» разобрался в сложившейся ситуации.
Родом из СССР
Персональные навигаторы, сначала в виде отдельных устройств, а потом и встроенные в мобильные телефоны, получили широкое распространение в России всего два десятка лет назад. А первый смартфон МТС 945, оборудованный ГЛОНАСС-приемником, поступил в продажу в 2011 году. Поэтому обыватели ошибочно считают, что навигационная система ГЛОНАСС – это разработка и достижение последних лет.
Но корни этого проекта уходят во времена СССР, просто тогда возможности спутниковой навигации были недоступны большинству граждан. Программа, положившая начало системе ГЛОНАСС, была исключительно военным проектом и стартовала в далеком 1976 году. Это была уже вторая попытка создать систему спутникового позиционирования. Первая называлась «Циклон» и состояла из трех спутников, выведенных на орбиту во второй половине 1960‑х.
Основой спутниковой группировки новой системы служили космические аппараты «Ураган». Первый из них вывели на орбиту в 1982 году, а уже к 1995 году в космосе работало 24 аппарата – именно столько спутников требовалось для полноценного функционирования системы. К сожалению, космические аппараты того времени имели очень малый срок службы, а потому для поддержания группировки с 1982‑го по 1998 год на орбиту было выведено 74 космических аппарата «Ураган» и восемь массогабаритных макетов (их запускали для демонстрационных и испытательных задач). Шесть космических аппаратов были потеряны из-за некорректной работы разгонного блока. В среднем спутник работал до отказа менее года, из-за этого система получалась невероятно дорогой. На развертывание отечественного созвездия, по оценкам 1997 года, было потрачено около $2,5 млрд.
С 1998‑го запуски стали производить реже, денег российской космонавтике не хватало, и уже к 2001 году количество космических аппаратов сократилось до шести штук. Чтобы восстановить работоспособность системы, в 2001‑м правительство объявило о начале работы федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». По плану уже к 2008 году предполагалось вновь нарастить размер группировки до 24 аппаратов и обеспечить полное покрытие Земли.
Группировку стали формировать уже из новых спутников «Глонасс-М» с гораздо более длительным сроком службы. Эти спутники не только имели военный шифрованный канал, но и транслировали два гражданских сигнала на частотах L1 и L2. Задуманное почти удалось реализовать в срок: на территории России полноценное покрытие было обеспечено в 2009 году, а 26 спутников (24 входящих в группировку и два резервных) обеспечили работу ГЛОНАСС по всему миру в 2010‑м. Еще спустя год удалось модернизировать систему наземного комплекса управления и добиться очень неплохой точности определения координат (примерно 2,8 метра для гражданских потребителей).
С 2011‑го началось использование ГЛОНАСС в мобильных телефонах, и к настоящему времени большинство выпускаемых чипов могут использовать сразу две глобальные системы (GPS и ГЛОНАСС), а там, где это возможно, и получать данные от китайской локальной системы «Бэйдоу».
ГЛОНАСС в цифрах
Аппараты российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС работают на средневысотной круговой орбите высотой 19 400 километров над поверхностью Земли с наклонением 64,8° и периодом 11 часов 15 минут. Для того чтобы обеспечивать устойчивое определение координат по миру, требуется 24 спутника, если использовать систему только на территории России, то хватит и 18.
Чтобы обеспечить определение координат, в поле зрения навигатора должно находиться как минимум четыре аппарата, такое количество нужно, чтобы нивелировать возможную ошибку внутренних часов принимающего устройства. Каждый спутник передает два типа навигационных сигналов: открытые с обычной точностью и защищенные с повышенной точностью. В мобильных телефонах используются первые, а вторые – прерогатива исключительно военных устройств. Военный сигнал имеет в десять раз большую скорость передачи, это повышает точность определения координат.
По состоянию на конец июня 2019 года на орбите находилось 27 аппаратов группировки ГЛОНАСС. Из них 24 составляют глобальную группу, два находятся в резерве и еще один аппарат – на этапе летных испытаний, по завершении которых он будет переведен в резерв. То есть в настоящее время проблемы нет, но нужно понимать, что из всей российской группировки восемь аппаратов были запущены в космос в период с 2006-го по 2009 год, а значит, уже в ближайшее время им может потребоваться замена.
Дорогой проблем и импортозамещения
Нельзя сказать, что после 2010‑го, когда была развернута полная группировка, у ГЛОНАСС все шло просто и без проблем. В 2012–2013 годах было возбуждено сразу два уголовных дела по факту необоснованного расходования и хищения более чем 6,6 млрд рублей. Правда, в основном хищения касались земных, а не космических вопросов. Проблемы возникли в связи со строительством в Подмосковье корпуса ФГУП «ЦНИИмаш» 100–1, где расположена наземная станция с дополнительным оборудованием, позволяющим увеличить точность определения координат системы ГЛОНАСС.
Не успел утихнуть скандал с хищениями, как появилась новая напасть. После событий 2014 года и санкций, введенных в отношении России, покупать за рубежом компоненты, составляющие основу космического аппарата «Глонасс-М», стало невозможно. В августе 2014 года Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, в интервью рассказал о необходимости импортозамещения иностранных компонентов спутника «Глонасс-М». А до того Министерством промышленности и торговли, Минобороны, Роскосмосом, Росатомом был подготовлен и утвержден 27 июня план-график, по ряду наименований подготовлены «дорожные карты». Тогда же предположили, что на замену потребуется около трех лет.
К сожалению, оценка оказалась неверной. Каждый следующий год сдвигал сроки вправо, а замены необходимым для создания спутников «Глонасс-М» компонентам все не находилось. Поначалу удавалось завершать работу, используя накопленные запасы, но это не могло продолжаться бесконечно. Параллельно спутникам «Глонасс-М» разрабатывался проект космического аппарата третьего поколения «Глонасс-К2», в составе которого большая часть электронных компонентов была отечественного производства. В 2016 году генеральный директор и генеральный конструктор «ИСС имени Решетнёва» Николай Тестоедов говорил об этом так: «Соответствующая опытно-конструкторская работа открыта, «Глонасс-К2» будут базироваться на отечественной компонентной базе, их серийное производство начнется на рубеже 2020 года. Говорить об исключительно российской комплектации я бы не стал – сделать спутник на сто процентов российским сложно. Более корректно говорить о достижении гарантированной доступности и импортонезависимости, когда при необходимости, при малейшей опасности срыва поставок мы оперативно сможем перейти на свою комплектацию».
Однако и момент, когда станет возможной сборка «почти полностью» российских спутников «Глонасс-К2», тоже все никак не наступал. И уже в 2018 году Николай Тестоедов скорректировал возможные сроки создания замены: «Роскосмосом разработана и предприятиями отрасли выполняется программа импортозамещения, по которой к 2022 году в космических аппаратах ГЛОНАСС должно быть не более 10% иностранных комплектующих». Уже не звучат слова о полностью российском аппарате, и на два года сдвинулись все сроки.
Дмитрий Рогозин, сейчас занимающий пост генерального директора корпорации «Роскосмос», гораздо более оптимистичен в оценке перспектив проекта ГЛОНАСС. В мае, читая лекцию в МГУ, он сказал об этом так: «Конец 2019‑го – начало 2020 года – мы переходим на новый космический аппарат «Глонасс-К2». Он полностью укомплектован на российской компонентной базе»
Суровая реальность
Казалось бы, можно порадоваться – состоялось импортозамещение, группировка в порядке, можно выдыхать? На самом деле все не совсем так, и ситуация с ГЛОНАСС не настолько радужная. Если внимательно посмотреть, то выяснится, что работы по созданию третьего поколения спутников ГЛОНАСС «Глонасс-К» ведутся с 2009 года, и ведутся они с очень переменным успехом. Первый экземпляр экспериментальной модели спутника «Глонасс-К1» для проведения летно-конструкторских испытаний платформы и оборудования был запущен еще в 2011 году, затем в 2014‑м состоялся запуск второго аппарата и наступила пауза длиной вот уже почти пять лет.
Вроде бы именно сейчас, когда этот спутник нужен российской группировке как воздух, требуется максимально ускорить его испытания и начало производства серийных экземпляров. Однако ничего подобного не происходит. Все так же сдвигаются вправо сроки, все так же не состоялся запуск третьего аппарата. С последнего запланированного срока (начало 2019 года) он был передвинут на конец года. И нужно понимать, что, даже если этот старт состоится, между завершением летно-конструкторских испытаний и началом работы серийных космических аппаратов пройдет еще как минимум пара лет.
В то же время 18 июня прозвучал еще один очень неприятный для группировки звоночек. Правительство предложило отказаться от планов серийного производства космических аппаратов «Глонасс-К». По словам специалистов, речь идет о нескольких аппаратах «Глонасс-К» в различной степени готовности, модернизация и доработка которых стала невозможной из-за отсутствия необходимых компонентов иностранного производства.
При этом предполагается выделить дополнительные 7 млрд рублей для создания страхового запаса электронной компонентной базы иностранного производства, в том числе для изготовления 11 космических аппаратов «Глонасс-К2». Соответственно и разговоры об аппаратах на «полностью российской элементной базе» так и остались лишь разговорами.
Что в итоге? К настоящему времени все спутники ГЛОНАСС по-прежнему зависимы от иностранных электронных компонентов, и обещанного импортозамещения за пять лет так и не произошло. Возможно, изменилось соотношение российских и иностранных комплектующих, но так ли это и насколько оно изменилось, сказать сложно. По оценкам специалистов, в «Глонасс-М» доля зарубежной электроники доходила до 80%, а в «Глонасс-К2» она снижена до 40%. Впрочем, на итоговый результат это влияет несильно, и создание новых аппаратов сопряжено с серьезной угрозой того, что в нужный момент просто не получится закупить необходимые компоненты.
При этом руководство «Роскосмоса» продолжает придерживаться версии, что с группировкой ГЛОНАСС все в порядке и переход на полностью российские спутники состоится в ближайшее время. Верить в это не получается, остается лишь надеяться на возможное потепление международных отношений и на то, что существующая в настоящее время группировка ГЛОНАСС доживет до этого времени в работоспособном состоянии.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль