22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Александр Дубровкин: внедрение инноваций – основа транспортного машиностроения
Знай наших импортозамещение машиностроение

Александр Дубровкин: внедрение инноваций – основа транспортного машиностроения

«ПК Транспортные системы» («ПК ТС») – один из крупнейших российских производителей электротранспорта. В 23 регионах страны эксплуатируется более 800 трамвайных вагонов и 350 троллейбусов, изготовленных на трех производственных площадках компании – в Твери, Санкт-Петербурге и Энгельсе (Саратовская область). О том, как «ПК ТС» преодолевает последствия санкционного давления, локализует производство и развивает инновационные технологии, «Профилю» рассказал генеральный директор компании Александр Дубровкин.

Генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин

Генеральный директор «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин

©Пресс-служба «ПК Транспортные системы»

– Александр Владимирович, насколько тяжелым испытанием для вашей компании стали западные санкции? Какие проблемы они создали? И как у вас получается их решать?

– В этом году «ПК ТС» отметит свое десятилетие. Почти всю свою историю мы работаем в режиме, когда на нашу страну оказывается санкционное давление. Да, конечно, в 2014 году мы его фактически не ощущали. Но уже тогда стало понятно, что рано или поздно положение вещей может измениться. Поэтому мы должны были минимизировать любые внешние факторы, которые могли помешать нам работать, будь то изменение политической ситуации или колебания курсов валют. Мы приняли два важных стратегических решения. Первое – ориентироваться на российских поставщиков комплектующих. Второе – развивать собственные компетенции. Время показало, что такой подход себя оправдал.

Двухсекционный трамвай

Узкоколейный двухсекционный трамвай 71-921 «Корсар»

Пресс-служба «ПК Транспортные системы»

Когда в 2022 году началась активная фаза санкционного давления, она не отразилась на деятельности компании?

– Правильнее будет сказать, что санкции затронули нас в меньшей степени, чем могли бы. Но без трудностей, особенно в первое время, конечно же, не обошлось. Произошла перестройка многих бизнес-процессов, удлинились логистические цепочки, что привело к задержке поставок комплектующих и уменьшению объема выпускаемой продукции. Кроме того, изменился порядок авансирования поставщиков. Если раньше большинство наших партнеров соглашались работать на условиях постоплаты, то теперь переключились на стопроцентную предоплату. Тем не менее мы успешно выдержали этот удар и благополучно выполнили все свои обязательства перед заказчиками.

Насколько важную роль сыграл в этом уровень локализации производства?

– Очень большую. Мы продолжаем его повышать. Если в 2021 году локализация производства трамваев «ПК ТС» составляла 80%, то в 2022 году уже достигла 90%. В 2023 году мы планируем выйти на уровень 95%. Сейчас мы полностью перешли на российские лакокрасочные материалы, заменили масла и смазки, некоторые элементы трамвайной тележки. Более того, к концу текущего года «ПК ТС» ожидает полную локализацию по производству межвагонных переходов в РФ. Что касается трамвайных двигателей, то их импортозамещение успешно произошло еще в прошлые годы. В настоящее время их серийно производят Сарапульский и Псковский электромашиностроительные заводы.

Тем не менее 95% – это все-таки не 100%. Те самые 5%, которые пока еще остались нелокализованными, никак не отразятся на производстве вашей продукции?

– Никак. Все недостающие комплектующие мы можем поставлять из дружественных стран.

Сборка трехсекционного трамвая

Сборка трехсекционного трамвая 71-931М «Витязь-М»

Пресс-служба «ПК Транспортные системы»

А как обстоит дело с троллейбусами?

– Уровень локализации производства наших троллейбусов тоже достаточно высокий, но ниже, чем у трамваев. В 2021 году он составлял примерно 75%, а по итогам 2022 года достиг 85%. Оставшиеся 15% приходятся на поставщиков из стран Евразийского экономического союза и из КНР. При этом мы продолжаем поиск российских поставщиков комплектующих для наших троллейбусов.

Есть мнение, что санкционные ограничения могут повлиять на развитие инновационных технологий в транспортном производстве.

– Да, такие опасения имеются. И наша задача – этого не допустить. Среди наших российских партнеров есть компании, чьи разработки действительно уникальны. В частности, наш транспорт оснащается системой «Говорящий город», созданной для помощи незрячим и слабовидящим пассажирам. Благодаря ей водитель получает информацию о присутствии на остановке незрячего человека, а также о его намерении войти или выйти из транспорта. Также с недавнего времени наши трамваи «Богатырь М», «Витязь М», «Невский», которые мы сейчас производим для Санкт-Петербурга, оснащаются системой активной помощи водителю. Еще в 2019 году наша компания совместно с партнерами начала тестировать систему автопилота на своих трамваях, и сегодня отдельные ее элементы пошли в серию. Так, при нештатной ситуации, возникновении препятствия по ходу движения (машин или человека), если водитель не предпринимает никаких действий, система будет предупреждать его звуковыми сигналами, а в случае отсутствия реакции со стороны водителя – останавливать вагон.

Односекционный вагон

Односекционный вагон 71-911ЕМ «Львенок»

Пресс-служба «ПК Транспортные системы»

Вы рассказали о технологиях российских партнеров, которые вы внедряете в свою продукцию. А в «Транспортных системах» создают собственные инновационные разработки?

– Да, конечно, в транспортном машиностроении без инноваций нельзя. Расскажу об одной из последних. В октябре прошлого года мы представили наш новый электробус «Генерал». Его особенность – разработанная нашими инженерами технология комбинированного восполнения заряда тяговых батарей: медленного от розетки, а также динамического и ультрабыстрого – через токоприемники. В результате «Генерала» можно заряжать от троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, а также от зарядных станций сети с напряжением 380 или 600 В. Такая технология была применена впервые в мире.

Сколько вы производите техники сейчас и сколько готовы производить в будущем?

– В прошлом году в рамках исполнения заключенных контрактов на производственных площадках собрали 131 трамвай и 50 троллейбусов. В этом году мы планируем увеличить объемы изготовленной продукции. На сегодняшний день наше производство способно выпускать в сумме до 450 единиц подвижного состава ежегодно. И перспективы для того, чтобы выйти на максимальные мощности, у нас есть.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".