- Главная страница
- Архив
- Архивная публикация 2003 года: "Наше кино: эпоха великих географических открытий"
Архивная публикация 2003 года: "Наше кино: эпоха великих географических открытий"
 Новое русское кино вышло за пределы Садового кольца
 Новое русское кино вышло за пределы Садового кольца
Минувший кинематографический год не был скуп на эффектные события. Здесь, конечно, главная отечественная гордость - "Возвращение" Андрея Звягинцева, который вернулся из Венеции с двумя "Львами". А вот в самом кино произошла интересная история с географией: обозначились новые обстоятельства места, и оказалось, что приметы жизни можно и нужно искать совсем не там, где их еще вчера хором искали и не находили.
В зрачке нашей молодой режиссуры - зрачке золотого российского юношества с надежным советским тылом - страна съежилась до Москвы, а сама Москва - до элитных районов с застройкой "под ключ". Теперь же карту основательно перекроили.
Положим, обильное петербургское присутствие ("Прогулка" А. Учителя, "Петербург" И. Евтеевой и др.) можно списать на юбилейный восторг. Однако никакими привходящими обстоятельствами не объяснишь массовый побег нашей режиссуры в провинцию, в глушь - на поиски новой крови и старых корней. И если пять-шесть лет назад Лидия Боброва с кособоким деревенским житьем-бытьем ("В той стране") и Лариса Садилова с облезлым роддомом в глухомани ("С днем рождения!") слыли отважными одиночками, то теперь они со своими новыми фильмами - драмой "Бабуся" (понятно про кого) и мелодрамой "С любовью. Лиля" про девушку с заштатной птицефабрики - окружены плотным кольцом единоверцев.
Наше кино интуитивно рвется из стального Садового кольца на воздух жизни, но жизни этой не знает, не чувствует - пока. Главное, однако, случилось: появилась потребность этот вкус распробовать и этот запах учуять. Пускай в массовых путешествиях режиссеров-горожан в народ и ощутим привкус экскурсионного тура, но этнографический налет - беда временная, не самая большая. Куда меньшая, чем пластиковые очки, через которые совсем недавно было модно разглядывать евростандартный мир.
Дмитрий Савельев
Главный киножанр
"Бумер" Петра Буслова, "Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и уже помянутое "Возвращение" - именно эти фильмы, качественно сделанные в жанре road movie??, предъявляют симптоматичные результаты той проверки, что кино добровольно устроило себе на новых дорогах - провинциальных и проселочных. Особенно это касается "Бумера" и "Коктебеля".
В "Бумере" четверо друзей не самого миролюбивого рода занятий всю дорогу мчат из Москвы прочь - а вокруг пустота, вымершая жизнь. Если кто встретится им в пути, то либо бандиты, либо молодые отморозки, глядящие в бандиты, либо дальнобойщики, которые по своим прихватам от бандитов недалеко ушли. А если кто другой попадется - то такой фольклорный насквозь, что не веришь в него ни на грош. В Коктебель отправляются отец с маленьким сыном - совершают путешествие, давно обещанное старшим младшему во искупление вины перед ним. Пересекают страну - в товарняке, в грузовике, пешком. А страны нет - есть одинокие, наспех прикрепленные к почве встречные фигурки и гулкая нота, резонирующая в пустоте.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».