Архивная публикация 2003 года: "Жажда жизни"
Россияне безбожно пьют -- и чем дальше, тем больше. Беспокоиться о здоровье нации, впрочем, не стоит, поскольку речь идет о безалкогольных напитках.Можно подумать, что всемирное потепление, которым нас уже давно стращают ученые, превратило Россию в Сахару. Именно такой вывод невольно напрашивается при анализе данных Госкомстата РФ, согласно которым за последние 5 лет продажи безалкогольных напитков в нашей стране увеличились почти втрое.
Безалкогольные напитки принято подразделять на три группы. Первая -- соки, нектары и сокосодержащие напитки. Вторая -- минералка и питьевая вода. И третья -- газированные напитки (в эту группу наряду с разными лимонадами, колами и прочими "Буратинами" входит квас).
Обычно рост того или иного рынка объясняют известной формулой "есть спрос -- есть и предложение". Однако рост потребления безалкогольных напитков имеет прямо противоположную причину: бурный рост предложения плюс реклама подтолкнули продажи.
На первом месте по популярности среди жаждоутолителей у россиян традиционно стоят подслащенные газированные напитки -- то, что принято называть лимонадами. И это понятно -- они дешевы.
Лидирующие позиции на этом рынке удерживает продукция Coca Co. и Pepsi Co. (18% и 8% российского рынка газированных напитков). По данным исследовательского агентства "КомКон", 50,2% опрошенных назвали "Кока-Колу" наиболее часто потребляемым ими напитком, 45,7% чаще пьют "Фанту" (Coca Co.), 33,9% -- "7 Up" (Pepsi Co.), 33,3% -- "Спрайт" (Coca Co.), 31,9% -- "Пепси-Колу".
Следующие позиции в рейтинге производителей "лимонадов" на российском рынке держат компании "ВИНАП" (Новосибирск, контролируется ФГУП "Росспиртпром"), холдинг "Ранова", Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково" и ЗАО "ОСТ-Аква" (пос. Черноголовка). У этих российских компаний -- от 4% до 2% рынка соответственно.
За прошедший год заметно увеличилось производство кваса. По объему продаж среди прохладительных напитков (как в разлив, так и в бутылках), за первое полугодие 2002 года квас занимал четвертое место.
По данным ACNielsen, три ведущих производителя кваса -- "Очаково", "Полюстрово" и Coca Co. (торговая марка "Фруктайм") -- обеспечивают около 45% продаж этого напитка. Косвенно о росте популярности жидкого символа патриотизма свидетельствует принятие в прошлом году нового ГОСТа, который определил, что такой настоящий квас, а что -- лишь его имитация (так называемый квасной напиток). Первый должен быть получен только путем брожения. Второй -- газированный напиток с ароматом кваса.
Вторую по популярности позицию в деле утоления жажды у россиян занимают соки (31,6%). Это, кстати, самый быстрорастущий сегмент рынка безалкогольного рынка. С 1998 года рост продаж соков составил 63% по Москве и 48% -- по 10 крупнейшим городам России. Но это явно не предел. По оценке аналитиков, среднестатистический россиянин ежегодно выпивает всего 9 литров соков и нектаров, тогда как, к примеру, немец -- 59 литров, а испанец -- 20 литров.
Крупнейшим российским производителем соков является холдинг "Вимм-Билль-Данн" (торговые марки J-7, 100% Gold Premium, Rio Grande, "Любимый сад"). Группе принадлежат 14 предприятий, на которые приходится более 32% российского производства соков. На втором месте -- питерская компания "Мултон" (торговые марки "Добрый", "Дары лета", Nico). Доля рынка, занимаемая этой компанией, составляет около 25--27%. Далее следует экспериментальный консервный завод "Лебедянский" ("Тонус", "Фруктовый сад", "Я"), производящий 14--15% от общероссийского выпуска соков. Активно развивается Новосибирская компания "Нидан-Экофрукт" ("Чемпион", "Моя семья", "Да!"), занимающая сейчас четвертое место в рейтинге (около 7%).
В целом в России в прошлом году производство соков составило порядка 150 млн. дал.
Четверть (25,8%) объема ежегодно потребляемых в России безалкогольных напитков -- это минеральная (в том числе искусственно минерализованная) и очищенная питьевая вода.
Лидерами "минерального" рынка в России являются на сегодняшний день крупнейшие мировые производители -- Pepsi Co. (марка Aqua Minerale), Coca Co. (BonAqua), Georgian Glass & Mineral Water ("Боржоми"), Nestle ("Святой Источник").
Маркетологи считают, что самый перспективный напиток в данном сегменте рынка -- очищенная бутилированная питьевая негазированная вода, рост продаж которой за 2002 год составил более 30%. Объясняется это низким качеством водопроводной воды. Поэтому по мере роста благосостояния все больше россиян начинают использовать очищенную воду для приготовления пищи.
В ближайшие 7 лет общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России возрастет на 19,4% и составит 640 тыс. км против 536 тыс. км в 2002 году. В частности, протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году увеличится до 50 тыс. км с нынешних 47 тыс. км, а территориальных -- с 489 до 590 тыс. км. Таковы планы Минтранса РФ.
На реализацию поставленной задачи в рамках программы "Дороги России ХХI века" предполагается изыскать $67 млрд., из которых на дорожное строительство будет направлено около половины, а оставшиеся средства пойдут на возведение мостов, перекладку трубопроводов и т.д.
По словам специалистов Минтранса, ситуация осложняется тем, что с начала нынешнего года федеральный дорожный фонд, за счет которого производилась большая часть финансирования строительства и реконструкции дорог, прекратил свое существование ввиду отмены дорожного налога. Поэтому Минтрансом разработана программа привлечения иностранных инвестиций в строительство трасс. Так, по контракту с ЕБРР в прошлом году отрасль уже получила $229 млн., а в нынешнем к ним прибавится еще $290 млн.
Согласно принятой программе основное внимание дорожные строители намерены уделить межрегиональному сообщению и трассам, входящим в международные транспортные коридоры. В частности, среди приоритетных проектов в "Росавтодоре" называют завершение строительства сквозной трассы Москва--Владивосток--Находка (участок Чита--Хабаровск), а также кольцевых дорог вокруг Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России в 2002 произвели 5,7 млн. тонн целлюлозы, что на 2,7% превышает показатели прошлого года. Такие данные приводит Минпромнауки РФ.
Также возросло производство бумаги (на 3,1%) и составило по итогам ушедшего года 3,53 млн. тонн, картона -- на 11,5% (до 2,43 млн. тонн).
По мнению специалистов Минпромнауки, главная причина роста в целлюлозно-бумажном комплексе -- стабильное увеличение объемов производства в пищевой промышленности, основном потребителе продукции отрасли.
Корме того, с каждым годом растет объем иностранных инвестиций в отрасль. За 2002 год они составили более $250 млн.
На увеличение объемов производства по-прежнему оказывает влияние девальвационный эффект и вызванное им импортозамещение. В частности, за последние несколько лет рентабельность ЦБК выросла с 3% до 43,7%.
Наиболее популярные в России марки соков*
Россияне безбожно пьют -- и чем дальше, тем больше. Беспокоиться о здоровье нации, впрочем, не стоит, поскольку речь идет о безалкогольных напитках.Можно подумать, что всемирное потепление, которым нас уже давно стращают ученые, превратило Россию в Сахару. Именно такой вывод невольно напрашивается при анализе данных Госкомстата РФ, согласно которым за последние 5 лет продажи безалкогольных напитков в нашей стране увеличились почти втрое.
Безалкогольные напитки принято подразделять на три группы. Первая -- соки, нектары и сокосодержащие напитки. Вторая -- минералка и питьевая вода. И третья -- газированные напитки (в эту группу наряду с разными лимонадами, колами и прочими "Буратинами" входит квас).
Обычно рост того или иного рынка объясняют известной формулой "есть спрос -- есть и предложение". Однако рост потребления безалкогольных напитков имеет прямо противоположную причину: бурный рост предложения плюс реклама подтолкнули продажи.
На первом месте по популярности среди жаждоутолителей у россиян традиционно стоят подслащенные газированные напитки -- то, что принято называть лимонадами. И это понятно -- они дешевы.
Лидирующие позиции на этом рынке удерживает продукция Coca Co. и Pepsi Co. (18% и 8% российского рынка газированных напитков). По данным исследовательского агентства "КомКон", 50,2% опрошенных назвали "Кока-Колу" наиболее часто потребляемым ими напитком, 45,7% чаще пьют "Фанту" (Coca Co.), 33,9% -- "7 Up" (Pepsi Co.), 33,3% -- "Спрайт" (Coca Co.), 31,9% -- "Пепси-Колу".
Следующие позиции в рейтинге производителей "лимонадов" на российском рынке держат компании "ВИНАП" (Новосибирск, контролируется ФГУП "Росспиртпром"), холдинг "Ранова", Московский пивобезалкогольный комбинат "Очаково" и ЗАО "ОСТ-Аква" (пос. Черноголовка). У этих российских компаний -- от 4% до 2% рынка соответственно.
За прошедший год заметно увеличилось производство кваса. По объему продаж среди прохладительных напитков (как в разлив, так и в бутылках), за первое полугодие 2002 года квас занимал четвертое место.
По данным ACNielsen, три ведущих производителя кваса -- "Очаково", "Полюстрово" и Coca Co. (торговая марка "Фруктайм") -- обеспечивают около 45% продаж этого напитка. Косвенно о росте популярности жидкого символа патриотизма свидетельствует принятие в прошлом году нового ГОСТа, который определил, что такой настоящий квас, а что -- лишь его имитация (так называемый квасной напиток). Первый должен быть получен только путем брожения. Второй -- газированный напиток с ароматом кваса.
Вторую по популярности позицию в деле утоления жажды у россиян занимают соки (31,6%). Это, кстати, самый быстрорастущий сегмент рынка безалкогольного рынка. С 1998 года рост продаж соков составил 63% по Москве и 48% -- по 10 крупнейшим городам России. Но это явно не предел. По оценке аналитиков, среднестатистический россиянин ежегодно выпивает всего 9 литров соков и нектаров, тогда как, к примеру, немец -- 59 литров, а испанец -- 20 литров.
Крупнейшим российским производителем соков является холдинг "Вимм-Билль-Данн" (торговые марки J-7, 100% Gold Premium, Rio Grande, "Любимый сад"). Группе принадлежат 14 предприятий, на которые приходится более 32% российского производства соков. На втором месте -- питерская компания "Мултон" (торговые марки "Добрый", "Дары лета", Nico). Доля рынка, занимаемая этой компанией, составляет около 25--27%. Далее следует экспериментальный консервный завод "Лебедянский" ("Тонус", "Фруктовый сад", "Я"), производящий 14--15% от общероссийского выпуска соков. Активно развивается Новосибирская компания "Нидан-Экофрукт" ("Чемпион", "Моя семья", "Да!"), занимающая сейчас четвертое место в рейтинге (около 7%).
В целом в России в прошлом году производство соков составило порядка 150 млн. дал.
Четверть (25,8%) объема ежегодно потребляемых в России безалкогольных напитков -- это минеральная (в том числе искусственно минерализованная) и очищенная питьевая вода.
Лидерами "минерального" рынка в России являются на сегодняшний день крупнейшие мировые производители -- Pepsi Co. (марка Aqua Minerale), Coca Co. (BonAqua), Georgian Glass & Mineral Water ("Боржоми"), Nestle ("Святой Источник").
Маркетологи считают, что самый перспективный напиток в данном сегменте рынка -- очищенная бутилированная питьевая негазированная вода, рост продаж которой за 2002 год составил более 30%. Объясняется это низким качеством водопроводной воды. Поэтому по мере роста благосостояния все больше россиян начинают использовать очищенную воду для приготовления пищи.
В ближайшие 7 лет общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России возрастет на 19,4% и составит 640 тыс. км против 536 тыс. км в 2002 году. В частности, протяженность федеральных автомобильных дорог к 2010 году увеличится до 50 тыс. км с нынешних 47 тыс. км, а территориальных -- с 489 до 590 тыс. км. Таковы планы Минтранса РФ.
На реализацию поставленной задачи в рамках программы "Дороги России ХХI века" предполагается изыскать $67 млрд., из которых на дорожное строительство будет направлено около половины, а оставшиеся средства пойдут на возведение мостов, перекладку трубопроводов и т.д.
По словам специалистов Минтранса, ситуация осложняется тем, что с начала нынешнего года федеральный дорожный фонд, за счет которого производилась большая часть финансирования строительства и реконструкции дорог, прекратил свое существование ввиду отмены дорожного налога. Поэтому Минтрансом разработана программа привлечения иностранных инвестиций в строительство трасс. Так, по контракту с ЕБРР в прошлом году отрасль уже получила $229 млн., а в нынешнем к ним прибавится еще $290 млн.
Согласно принятой программе основное внимание дорожные строители намерены уделить межрегиональному сообщению и трассам, входящим в международные транспортные коридоры. В частности, среди приоритетных проектов в "Росавтодоре" называют завершение строительства сквозной трассы Москва--Владивосток--Находка (участок Чита--Хабаровск), а также кольцевых дорог вокруг Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности России в 2002 произвели 5,7 млн. тонн целлюлозы, что на 2,7% превышает показатели прошлого года. Такие данные приводит Минпромнауки РФ.
Также возросло производство бумаги (на 3,1%) и составило по итогам ушедшего года 3,53 млн. тонн, картона -- на 11,5% (до 2,43 млн. тонн).
По мнению специалистов Минпромнауки, главная причина роста в целлюлозно-бумажном комплексе -- стабильное увеличение объемов производства в пищевой промышленности, основном потребителе продукции отрасли.
Корме того, с каждым годом растет объем иностранных инвестиций в отрасль. За 2002 год они составили более $250 млн.
На увеличение объемов производства по-прежнему оказывает влияние девальвационный эффект и вызванное им импортозамещение. В частности, за последние несколько лет рентабельность ЦБК выросла с 3% до 43,7%.
Наиболее популярные в России марки соков*
Место | Москва | Другие города России |
---|---|---|
1 | J-7 | J-7 |
2 | "Добрый сок" | "Добрый сок" |
3 | "Фруктовый сад" | "Nico" |
4 | 100% Golden Premium | "Фруктовый сад" |
5 | "Nico" | 100% Golden Premium |
6 | "Дары лета" | "Любимый сад" |
7 | "Любимый сад" | "Дары лета" |
8 | "Чемпион" | "Чемпион" |
9 | "Тонус" | "Моя семья" |
10 | "Моя семья" | "Тонус" |
* По данным ACNielsen.
Самые популярные марки минеральной воды в России (%)*
Мин. вода | Процент |
---|---|
Aqua Minerale | 32 |
"Боржоми" | 27 |
"Нарзан" | 25 |
BonAqua | 21 |
"Ессентуки" | 21 |
"Святой Источник" | 19 |
"Славяновская" | 7 |
"Новотерская" | 7 |
"Меркурий" | 6 |
"Росинка" | 4 |
"Родники Боржоми" | 4 |
"Серебряная вода" | 4 |
"Дворцовая" | 3 |
Vera | 3 |
"Черноголовка" | 3 |
"Бамии" | 2 |
Blue water | 2 |
"Кристалин" | 2 |
"Охтинская" | 2 |
* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).
Структура потребления безалкогольных напитков в России (%)*
Газированные напитки | 16,4 |
Минеральная вода | 37,5 |
Соки и нектары | 45,9 |
* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).
* По данным агентства Canadean.
ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ЮЛИЯ МЕДВЕДЕВА И СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».