Автономный режим: почему российские банки смогут обойтись без SWIFT
Международная платежная система SWIFT выполнила решение Евросоюза, отключив внесенные в санкционный список семь российских банков. К такому варианту развития событий банковский сектор РФ был подготовлен. Система передачи финансовых сообщений (СПФС) – полноценная замена SWIFT, уверена председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Удобство и технологическая гибкость
Несмотря на недружественные действия ЕС, направленные против финансового сектора РФ, он остался способным выполнять обязательства перед клиентами. СПФС позволяет сохранять все средства на счетах и поддерживать доступность операций, заявила Эльвира Набиуллина, подводя основные итоги заседания совета директоров регулятора. «Мы развивали и внутреннюю финансовую инфраструктуру, поэтому <...> она будет работать бесперебойно. Так, у нас есть Система передачи финансовых сообщений – СПФС, которая может заменить SWIFT внутри страны. К ней могут присоединяться участники из-за границы», – цитирует РБК главу ЦБ.
Масштаб санкционного давления на Россию со стороны коалиции недружественно настроенных государств после начала специальной операции на Украине приобрел беспрецедентный характер. Вопреки экономической целесообразности и здравому смыслу США, ЕС и их союзники предприняли попытку удалить из системы мирового хозяйствования индустриально развитую страну, играющую значимую роль в структуре международных экономических связей.
В ЦБ РФ сообщили, что деньги на счетах будут доступны и после отключения от SWIFT
Россия встретила «идеальный шторм» в достаточной степени подготовленной. Программа импортозамещения, упорно (хотя и не без огрехов) реализуемая правительством последние 7–8 лет, позволила создать самодостаточную экономическую конструкцию. Налицо высокая стрессоустойчивость в том числе финансовой системы. Она способна быстро адаптироваться к внешним потрясениям и санкциям, нарушающим ключевые нормы международного права.
Комплекс мероприятий, выполненных за последние несколько лет ЦБ, позволил сформировать сильный банковский сектор. Гарантия его бесперебойного функционирования – собственная платежная инфраструктура, получившая название Система передачи финансовых сообщений. По функционалу СПФС – полный аналог SWIFT, а по определенным параметрам она даже превосходит бельгийского двойника. Российская система осуществляет обмен сообщениями, анализирует и структурирует данные по международным стандартам. По уровню защищенности у СПФС явное преимущество перед европейским прототипом. Вне конкуренции она и по стоимости обслуживания. У российского варианта она существенно ниже. Важная особенность СПФС – технологическая гибкость, что открывает возможности для совмещения платформы, разумеется, через соответствующие «шлюзы», с другими национальными платежными системами.
Одна из уникальных характеристик СПФС состоит в том, что она работает как в привычном международном формате, так и на основе собственного реестра. То есть, даже если клиент не имеет идентификационного кода SWIFT, его информация может быть обработана, а операции проведены.
Еще один принципиальный момент – услугами СПФС может воспользоваться любое юридическое лицо, а не только кредитные учреждения. Из-за антироссийских санкций фактически все банки сейчас обречены работать с СПФС. Соответственно, платежная система страны как бы «закольцована» в едином финансово-информационном поле.
Отсюда вывод: предприятиям нет необходимости нести издержки на обеспечение бесперебойной и безопасной связи с ЦБ, да еще соблюдать дополнительные требования. Например, о наличии минимум двух счетов в разных банках, чтобы заключить соглашение с регулятором. И все благодаря продуманному функционалу СПФС.
История и современность
Стадию тестирования национальная Система передачи финансовых сообщений прошла в 2014 году. После возвращения по итогам референдума Крыма и Севастополя в состав России стало очевидным, что отечественной экономике требуется собственная автономная платежная инфраструктура, способная обеспечивать непрерывность денежных расчетов вне зависимости от геополитических метаморфоз.
С 2015 года российские банки стали активно подключаться к платформе. Тогда СПФС рассматривалась многими финансовыми организациями как сугубо резервный канал связи. А сейчас некогда запасной вариант стал по понятным причинам основным. Система на 100% охватывает внутренний финансовый трафик, тем самым гарантируя стабильную работу банковского сектора страны.
Пока главный недостаток национальной разработки – ограниченная география ее использования. Вопрос не технический, а чисто политический. СПФС ни в коем случае нельзя считать продуктом, разработанным только для внутреннего пользования. По замыслу и по фактическому положению вещей, как было сказано выше, это полноценная международная платежная система.
Вот почему в повестке дня стоит поиск возможностей осуществления трансграничных переводов в обход зарубежных финансовых структур. Речь не только о SWIFT, но и о банках США, Европы и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сегодня к СПФС подключены финансовые структуры стран – членов Евразийского экономического союза. До недавнего времени был открыт доступ и для «дочек» ведущих российских банков в Швейцарии и Германии, то есть существовала прямая коммуникация с Европой.
Уроки политической географии
Расширение зоны действия СПФС представляется возможным, например, через использование платформы для расчетов с европейскими партнерами за поставки российских энергоносителей. По логике, это могло бы стать эффективной формой сотрудничества, но позиция евробюрократов не оставляет надежд на прагматичный подход.
Зато вполне реальной перспективой выглядит подключение к СПФС стран БРИКС. В частности, Индия, занимающаяся разработкой собственной платформы обмена финансовыми данными, крайне заинтересована в сопряжении с ее российским аналогом. Нью-Дели рассматривает взаимодействие с Россией в финансовой сфере как гарантию устойчивости внешнеторговых связей.
В 2021 году была достигнута договоренность об использовании СПФС совместно с КНР. В Поднебесной динамично развивается собственная платформа – CIPS (китайская трансграничная межбанковская платежная система). CIPS обеспечивает прямые расчеты в юанях китайских и иностранных компаний посредством использования кредитными организациями корреспондентских счетов.
Возможность интеграции двух платформ выглядит весьма перспективным проектом. Учитывая технологическую гибкость российской системы (в частности, возможность соблюдения стандартов SWIFT), согласование форматов обмена информацией с китайской стороной может быть достигнуто.
В случае создания оси финансового взаимодействия Москва – Пекин – Нью-Дели она позволит осуществлять расчеты всем участникам по всему миру. Такая конструкция открывает хорошие перспективы использования в расчетах рублей, юаней или рупий, а также конвертации в любую другую валюту мира через юань.
Конечно, из-за «логистики» издержки окажутся несколько выше, чем могли бы быть при прямом обмене. Но при условии достижения договоренностей с Народным банком Китая о преимущественных взаимных расчетах в национальных денежных единицах конверсионные операции можно было бы минимизировать.
Таким образом, политика Банка России, поставившего во главу угла укрепление и оздоровление банковского сектора, сыграла важную мобилизационную роль в подготовке финансовой системы к внешним потрясениям. Велика вероятность того, что долго (возможно, десятилетия) нам придется развиваться в условиях «свернувшейся», регионально замкнутой хозяйственной структуры. При таком раскладе СПФС превращается в основу стабильности финансовой системы и всей национальной экономики.
Автор – преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".