30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Оборона чужими руками"

Архивная публикация 2003 года: "Оборона чужими руками"

Для обеспечения собственной национальной безопасности американцы хотят построить в Ираке "действующую модель" арабской демократии.Сегодня, когда военная часть операции успешно завершена, главная задача американцев в Ираке связана с обеспечением стабильности и предсказуемости ситуации внутри страны. Стоит признать, что при всех ошибках и несуразностях, которые допускают американцы, тем не менее ни один из апокалиптических сценариев развития событий не реализовался. Хотя накануне операции говорили о возможности начала иракцами химической войны, о затоплении страны путем подрыва плотин, о миллионах самоубийц-шахидов, о возможности всенародных восстаний и т.д. Уже одно это, на мой взгляд, крайне позитивный факт: самое плохое из того, что могло произойти, все-таки не произошло.
Думаю, что на данном этапе американцы с удовольствием передали бы ряд функций, которые они сегодня выполняют, представителям других государств или международным организациям. Речь идет, например, о полицейских функциях, пограничном контроле, распределении продовольствия и воды и т.д. -- поскольку эти функции достаточно трудоемкие и выполнять их силами военных просто нет никакого смысла. Но здесь есть ряд проблем. Во-первых, в США не уверены, что другие сделают это лучше и эффективнее, чем американцы. Во-вторых, нет гарантий, что эти "другие" рвутся взять на себя эти функции, -- дело это неблагодарное. И в-третьих, не факт, что сами американцы готовы в качестве поощрения начать делиться с другими тем политическим и уж тем более экономическим влиянием, которое они сейчас объективно имеют в Ираке. И дело даже не в президенте Буше, а в тех американских компаниях, которые вложили средства или просто пролоббировали эту войну, мечтая наложить руку на те или иные ресурсы Ирака.
На мой взгляд, говорить о том, что после Ирака американцы начнут реализовывать "иракский сценарий" в других частях земного шара (например, в странах, включенных в так называемую ось зла), было бы крайне неверно. Само понятие "ось зла", равно как и представление о том, что по входящим в нее странам будут последовательно наноситься американские удары, -- не более чем миф, придуманный самим Белым домом. Просто в определенный момент понадобилось в очень простых словах объяснить, как США станут реагировать на новые угрозы. После 11 сентября американцы оказались в ситуации цейтнота: нужно было что-то срочно предпринимать, но стратегии, философии действий не было. Именно тогда была предпринята неудачная, на мой взгляд, попытка представить врагов США как некое единое целое.
На самом деле решение проблемы "оси зла" распадается на целый ряд фрагментов. По сути, речь идет о решении проблем каждой отдельно взятой страны, отнесенной к "оси". Поэтому совершенно очевидно, что механизмы решения, скажем, северокорейской или иранской проблем будут кардинально отличаться и друг от друга, и тем более от модели решения иракской проблемы. В этом смысле "иракская модель" была создана только для Ирака и только для ситуации весны 2003 года. Думаю, если бы эту проблему пришлось решать сейчас, модель была бы уже совершенно иной. Как бы это кому ни нравилось, надо отдать должное США: и экономически, и интеллектуально Соединенные Штаты могут позволить себе каждый раз "шить костюм на заказ", избегая единообразия в выборе фасона и материала.
Ни для кого не секрет, что США хотят решить вполне понятную и вполне эгоистическую задачу: существенно повысить уровень своей национальной безопасности. Сегодня американцы все чаще задумываются над тем, что и в каком объеме они могут делать сами. Понятно, что "своими руками" обеспечивать стабильность и безопасность в глобальном масштабе -- дело крайне затратное (никакой армии не хватит для того, чтобы соваться во все дырки) и крайне неблагодарное (тут же следуют обвинения в стремлении к гегемонии).
Таким образом, появилась идея делать это не путем дальнейшего размещения своих военных баз по всему миру (это "технология" прошлого, если не позапрошлого века), а путем создания режимов, которые на своей территории успешно решали бы те самые задачи, которые в противном случае пришлось бы решать американским солдатам. В этом смысле национальная безопасность США должна опираться не просто на дружбу с национальными правительствами, а на готовность и способность этих правительств бороться с терроризмом на своей территории.
Поэтому американцы постепенно начинают переходить к созданию в разных частях земного шара "действующих моделей" демократии, которые были бы не просто дружески настроены по отношению к США, западному миру и западным ценностям, но и обеспечивали бы позитивное влияние на целый регион.
В этом плане для американцев важно построить в Ираке "действующую модель" арабской демократии, арабского рынка, арабского государства, уважающего права и свободы человека и способного выполнять свои прямые функции (контролировать свои границы и территорию, бороться с терроризмом, экстремизмом, криминалом и т.д.). Тем более что в арабском мире, по большому счету, таких государств нет, что не может не беспокоить США. Я думаю, именно с этих позиций и следует оценивать то, что делается американцами в Ираке.

Для обеспечения собственной национальной безопасности американцы хотят построить в Ираке "действующую модель" арабской демократии.Сегодня, когда военная часть операции успешно завершена, главная задача американцев в Ираке связана с обеспечением стабильности и предсказуемости ситуации внутри страны. Стоит признать, что при всех ошибках и несуразностях, которые допускают американцы, тем не менее ни один из апокалиптических сценариев развития событий не реализовался. Хотя накануне операции говорили о возможности начала иракцами химической войны, о затоплении страны путем подрыва плотин, о миллионах самоубийц-шахидов, о возможности всенародных восстаний и т.д. Уже одно это, на мой взгляд, крайне позитивный факт: самое плохое из того, что могло произойти, все-таки не произошло.

Думаю, что на данном этапе американцы с удовольствием передали бы ряд функций, которые они сегодня выполняют, представителям других государств или международным организациям. Речь идет, например, о полицейских функциях, пограничном контроле, распределении продовольствия и воды и т.д. -- поскольку эти функции достаточно трудоемкие и выполнять их силами военных просто нет никакого смысла. Но здесь есть ряд проблем. Во-первых, в США не уверены, что другие сделают это лучше и эффективнее, чем американцы. Во-вторых, нет гарантий, что эти "другие" рвутся взять на себя эти функции, -- дело это неблагодарное. И в-третьих, не факт, что сами американцы готовы в качестве поощрения начать делиться с другими тем политическим и уж тем более экономическим влиянием, которое они сейчас объективно имеют в Ираке. И дело даже не в президенте Буше, а в тех американских компаниях, которые вложили средства или просто пролоббировали эту войну, мечтая наложить руку на те или иные ресурсы Ирака.

На мой взгляд, говорить о том, что после Ирака американцы начнут реализовывать "иракский сценарий" в других частях земного шара (например, в странах, включенных в так называемую ось зла), было бы крайне неверно. Само понятие "ось зла", равно как и представление о том, что по входящим в нее странам будут последовательно наноситься американские удары, -- не более чем миф, придуманный самим Белым домом. Просто в определенный момент понадобилось в очень простых словах объяснить, как США станут реагировать на новые угрозы. После 11 сентября американцы оказались в ситуации цейтнота: нужно было что-то срочно предпринимать, но стратегии, философии действий не было. Именно тогда была предпринята неудачная, на мой взгляд, попытка представить врагов США как некое единое целое.

На самом деле решение проблемы "оси зла" распадается на целый ряд фрагментов. По сути, речь идет о решении проблем каждой отдельно взятой страны, отнесенной к "оси". Поэтому совершенно очевидно, что механизмы решения, скажем, северокорейской или иранской проблем будут кардинально отличаться и друг от друга, и тем более от модели решения иракской проблемы. В этом смысле "иракская модель" была создана только для Ирака и только для ситуации весны 2003 года. Думаю, если бы эту проблему пришлось решать сейчас, модель была бы уже совершенно иной. Как бы это кому ни нравилось, надо отдать должное США: и экономически, и интеллектуально Соединенные Штаты могут позволить себе каждый раз "шить костюм на заказ", избегая единообразия в выборе фасона и материала.

Ни для кого не секрет, что США хотят решить вполне понятную и вполне эгоистическую задачу: существенно повысить уровень своей национальной безопасности. Сегодня американцы все чаще задумываются над тем, что и в каком объеме они могут делать сами. Понятно, что "своими руками" обеспечивать стабильность и безопасность в глобальном масштабе -- дело крайне затратное (никакой армии не хватит для того, чтобы соваться во все дырки) и крайне неблагодарное (тут же следуют обвинения в стремлении к гегемонии).

Таким образом, появилась идея делать это не путем дальнейшего размещения своих военных баз по всему миру (это "технология" прошлого, если не позапрошлого века), а путем создания режимов, которые на своей территории успешно решали бы те самые задачи, которые в противном случае пришлось бы решать американским солдатам. В этом смысле национальная безопасность США должна опираться не просто на дружбу с национальными правительствами, а на готовность и способность этих правительств бороться с терроризмом на своей территории.

Поэтому американцы постепенно начинают переходить к созданию в разных частях земного шара "действующих моделей" демократии, которые были бы не просто дружески настроены по отношению к США, западному миру и западным ценностям, но и обеспечивали бы позитивное влияние на целый регион.

В этом плане для американцев важно построить в Ираке "действующую модель" арабской демократии, арабского рынка, арабского государства, уважающего права и свободы человека и способного выполнять свои прямые функции (контролировать свои границы и территорию, бороться с терроризмом, экстремизмом, криминалом и т.д.). Тем более что в арабском мире, по большому счету, таких государств нет, что не может не беспокоить США. Я думаю, именно с этих позиций и следует оценивать то, что делается американцами в Ираке.

НИКОЛАЙ ЗЛОБИН, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».