Мелом по планшету: Счетная палата оценила цифровизацию российских школ
Счетная палата провела аудит реализации госпрограмм по внедрению IT-технологий в российских школах. За последние пять лет на эти цели из бюджета было выделено почти 72 млрд рублей. Однако во время пандемии, когда обучение перешло в дистанционный формат, выяснилось, что учителя и дети недостаточно хорошо владеют цифровыми технологиями. Аудиторы изучили, какими ресурсами обладают школы сегодня и как ими пользуются.
Смена приоритетов
Счетная палата опубликовала бюллетень, посвященный проблемам цифровизации учреждений общего и дополнительного образования. Это одна из ключевых задач государственной политики в данной сфере, которая была обозначена еще в 2006 году, при запуске нацпроекта «Образование». В 2018–2019 годах стартовал обновленный нацпроект, с более комплексным и системным подходом к цифровизации школ. Основная цель – преодолеть территориальное неравенство образовательных возможностей школьников и подготовить их к работе в цифровой среде. До 2019 года средства тратились в основном на цифровой образовательный контент, а после приоритетом стало материально-техническое обеспечение и подключение школ к интернету.
По оценкам Счетной палаты, с 2016 по 2021 годы на цифровизацию школ и организаций дополнительного образования было направлено 71,8 млрд рублей из федерального бюджета. Только в 2019 году объем господдержки достиг 13,6 млрд рублей. Большая часть денег (почти 60%) предназначалась для обновления материально-технической базы, еще 20% – для развития компетенций педагогов. Также было профинансировано развитие ИТ-инфраструктуры школ (10%), создание цифрового образовательного контента (6%) и организационно-методического сопровождения цифровой трансформации (4%). Между тем доля мероприятий по цифровизации в общих расходах бюджета на образование составляет всего 1,5%.
Переход на дистанционное обучение в 2020–2021 годах показал все недостатки и проблемы системы, но одновременно стал катализатором очень быстрых перемен.
Школа как центр цифрового развития
В целом Счетная палата отмечает положительную динамику в сфере цифровизации образования. Количество персональных компьютеров в школах увеличилось почти на 28%, а число школ с высокоскоростным интернетом выросло в 3,7 раза. Также школы получили интерактивные доски и мультимедийные проекторы (+22%). По итогам 2020 года 92% школ имели оборудованные кабинеты информатики.
В России вынужденно остановили программу подключения школ к Wi-Fi
К интернету подключены 85% учреждений образования. Однако скорость подключения неравномерна, особенно большой разрыв наблюдается между городскими и сельскими школами. Лишь 37% сельских школ подключены к интернету со скоростью выше 50 Мбит/сек, тогда как в городе таких почти 57%. Четверть сельских школ пользуются сетью со скоростью ниже 2 Мбит/сек, среди городских школ таких менее 6%.
Кроме того, мероприятия по цифровизации часто не увязаны между собой. Например, интернет может быть проведен в школу, у которой нет ни достаточного количества компьютеров, ни инфраструктуры. Или доступ в сеть обеспечивается неустойчивым каналом связи.
Это свидетельствует о проблемах доступа к качественному образованию сельских детей, отмечают аудиторы. «Более отдаленные и малочисленные школы сталкиваются одновременно как с рисками низкого качества образования, так и с рисками недостаточной инфраструктурной оснащенности для компенсации этого разрыва при помощи цифровых технологий», – говорится в исследовании.
Облик сельской школы изменился за считаные годы, говорит заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, лидер Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина. Для многих сел общеобразовательные организации стали местом, где сельские жители впервые узнали, что такое широкополосный скоростной интернет. «Школа может и должна быть центром цифрового развития всего села, открытой площадкой, где возможностями современных информационных технологий могут воспользоваться не только учащиеся и педагоги, но и все остальные жители», – убеждена она.
Правительство РФ выделило более 4 миллиардов рублей на строительство школ в регионах
В то же время действующие регламенты зачастую не позволяют даже учителям использовать ресурсы в полной мере, рассказала эксперт. В некоторых школах интернет есть лишь в кабинете информатики, а большинство сайтов заблокировано. В результате педагогам приходится дома по вечерам заниматься размещением информации на официальных школьных страницах или подбором методических материалов на коммерческих ресурсах.
По мнению Юлии Оглоблиной, важно также предоставить больше возможностей использовать школьный интернет учащимся, даже во внеурочное время – ведь у многих из них нет дома компьютеров. Подвести качественный интернет в дома сельских жителей гораздо сложнее и дороже, чем в городские квартиры, а пользование смартфонами может быть ограничено из-за слабого сигнала мобильной связи.
«Важно, используя новые цифровые возможности сельских школ, не настраивать учащихся на скорейший переезд в мегаполисы, где есть качественная мобильная связь и интернет, а демонстрировать возможности самореализации на родной земле. Только тогда колоссальные бюджетные средства, уже вложенные в цифровизацию образовательного процесса, будут работать по-настоящему эффективно для развития муниципалитетов и регионов», – подчеркивает эксперт.
Научить учителей
Официальная статистика позволяет проверить лишь отдельные направления цифровизации, навыки же педагогов и учащихся оценить сложнее. Поэтому Счетная палата воспользовалась альтернативными источниками информации, такими как Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций, который ежегодно проводит НИУ ВШЭ. Согласно его результатам, более половины учителей за последние три года проходили курсы повышения квалификации, включающие обучение по использованию цифровых технологий. В итоге заметно выросли их компетенции и уверенность в своих силах.
Путин подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах
Однако проведенное Счетной палатой социологическое исследование показало, что обучающие курсы не всегда дают системное представление и практические навыки использования цифровых технологий в образовательном процессе. Конкретным приемам работы с инструментами педагоги чаще всего обучаются неформально, общаясь друг с другом или на коммерческих курсах. Развитие партнерства между бизнесом и государством способствовало бы значительному усовершенствованию действующей системы повышения квалификации.
Кроме того, отмечается дефицит специалистов – не только рядовых IT-сотрудников, но и руководящих работников, – которые могли бы поддерживать и развивать технологические решения. По мнению аудиторов, в школах следует ввести позицию заместителя директора по информатизации и внедрению цифровой образовательной среды. Также необходимо методическое сопровождение по использованию новых технологий в рамках занятий.
«Сам факт наличия доступа к той или иной платформе обучения еще не означает, что она используется и используется правильно», – отмечает директор департамента аудита цифрового развития и государственной поддержки предпринимательства Счетной палаты РФ Юрий Урсу. Нужно повышать доступность для учащихся образовательных материалов в электронной форме, чтобы, с одной стороны, давать больше возможностей для дистанционного (в том числе факультативного) их изучения, а с другой – отказаться от бумажных учебников тем, кто этого пожелает, уверен эксперт.
Наличие в школах интернета и современных компьютеров с подключенными платформами само по себе не поможет учителям и ученикам стать «цифровыми», говорит основатель и генеральный директор образовательной компании Maximum Education Михаил Мягков. Неотъемлемой частью цифровизации должно стать повышение профессионального мастерства педагогов. «Во время пандемии, когда вся система была вынуждена уйти на дистант, учителя столкнулись с беспрецедентным вызовом. Мы сами плотно работали с несколькими регионами, где помогали школам перейти на дистанционное обучение. Самый главный вывод – больше всего поддержки требовалось педагогам, чтобы адаптировать их к преподаванию онлайн», – рассказал он.
Результаты взаимодействия государственных институтов и частного сектора на поле повышения цифровой грамотности педагогов оказались убедительными и доказали перспективность направления. Также важно, чтобы изучение цифровых технологий происходило не только путем повышения квалификации. Обязательные дисциплины, связанные с обучением методике онлайн-преподавания, нужно вводить в педагогических вузах. Это позволит в дальнейшем существенно оптимизировать затраты на повышение квалификации, а также способствует пропорциональному росту цифровой грамотности.
Главное не навредить
Система образования имеет свои специфические направления цифровой трансформации, и следует аккуратно решать имеющиеся проблемы, а не создавать дополнительные, отмечает Сергей Станченко, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
Нужно найти модели, которые действительно могут облегчить работу учителя и помочь ему избежать рутины. «На сегодняшний день огромная часть наших учителей прекрасно выполняют свою работу с мелом или маркером у доски. И многие из них добиваются высочайших результатов. Важно не разрушить это, планируя цифровую трансформацию» – уверен он. Поэтому с большой осторожностью следует обсуждать показатели цифровой грамотности педагогов, выбирая только те из них, которые не способны вызвать негативные эффекты, считает эксперт.
То же касается и дистанционного обучения. «Да, ковид стал очень серьезным вызовом для системы образования. Но вопрос о тотальном переводе школы в дистанционный режим не стоит. Учитель остается главной фигурой в образовании, а очное обучение, сопровождающееся воспитанием и социализацией обучающихся, – одной из ключевых его форм», – резюмирует Сергей Станченко.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".