Как русские "понаехавшие" стали значимым фактором в армянской политике
В маленькой Армении очень любят большую конспирологию. Оппозиционеры считают, что премьера Никола Пашиняна привели к власти турки, чтобы он сдал Арцах. Близкие к правительству бизнесмены уверены: в республике готовят переворот в пользу бывшего президента Роберта Кочаряна. И почти никто не сомневается, что переехавший в Степанакерт предприниматель Рубен Варданян – козырь в колоде Москвы. Но самым весомым фактором в отношениях с Россией пока оказались сами россияне.
Русская весна и осень
Аня со своим парнем-айтишником переехали в Ереван в июле. Сняли квартиру в трех километрах от центра за 1200 долларов – дорого, но выбора не было. Армению они увидели впервые и совсем не ожидали теплого приема. Москвичей удивляют приветливость и общительность местных, непривычное чувство безопасности в темных подворотнях. «И самое главное, пресловутые семейные ценности – они же здесь», – говорит Аня, которая почти не общается со своей мамой и сестрой.
Скорее всего, через пару месяцев Аня и ее спутник двинутся дальше – в Европу. Армянские IT-компании могут предложить не больше двух тысяч долларов – по местным меркам деньги очень хорошие, но конкуренцию с европейскими зарплатами не выдержат. Поэтому волна айтишников, накрывшая Ереван, скорее всего, схлынет. Республика не сможет впитать их потенциал. Но в сфере услуг россияне оставят невероятную прибыль.
Русское нашествие началось в марте – до Еревана летали самолеты из десятка городов, въезжать можно по российскому паспорту. Сколько гостей остались надолго, не очень понятно. Назывались цифры от 70 тыс. до 150 тыс. приезжих. В Миграционной службе Армении говорят о 40 тысячах релоцированных. Пять тысяч подали заявление на получение вида на жительство. Но и без него в республике можно провести до 180 дней.
По ощущениям, в центре Еревана каждый третий – русский. Местные в шутку называют их «белыми людьми» и уверяют, что с их приездом город стал больше похож на европейский. Непонятно, кто на кого повлияет больше: то ли армянки станут расслабленнее относиться к своему внешнему виду, то ли русские начнут активнее краситься. Гостей армянской столицы видно издалека, особенно когда молодые люди в коротких шортах выходят на пробежку. Несущийся самокат – еще один признак «понаехавших».
Как обострение в Нагорном Карабахе связано с событиями на Украине
Сфера услуг в Армении переживает настоящий бум. Выручка кафе и ресторанов увеличилась в три-четыре раза. Русская речь звучит буквально повсюду. В октябре Центральный банк Армении пересмотрел прогноз роста ВВП, увеличив его почти на порядок – до 13%. Только за первые полгода чистая прибыль армянских банков составила 111 млрд драмов ($280 млн) – в три раза больше, чем в прошлом году. Рекордно вырос и объем денежных переводов из России в Армению, за первые восемь месяцев – почти $2 млрд.
Правда, выросли и цены. Заметнее всего – на такси и аренду жилья, при этом свободных квартир почти не осталось. В кафе ценники не переписывали, иначе это отпугнуло бы местных, у которых доходы не менялись годами: здесь $400–500 – приличный оклад. Столики в популярных ресторанах приходится бронировать за несколько дней – такого ажиотажа не было никогда.
«Не понимаю, почему столько ваших в Грузии, у них же всюду украинские флаги», – удивляется Карен, управляющий рестораном на одной из центральных улиц Еревана. Жовто-блакитных полотнищ в городе действительно не встретить. В мае была попытка развернуть их у посольства России, но местные с криками «пошли вон» вынудили проукраинских активистов быстро ретироваться. Карен, как и многие в Ереване, помнит, что одним из первых президента Азербайджана Ильхама Алиева с победой в Карабахе поздравил Владимир Зеленский: «Они нас не жалели, никто нас тогда не жалел... И мы, знаешь, не можем им искренне посочувствовать».
Осенью в Ереване должен был пройти концерт певицы Светланы Лободы в рамках благотворительного тура в поддержку Украины. В итоге его перенесли на зиму. Судя по всему, билеты попросту не удалось продать – желающих спонсировать Украину оказалось слишком мало.
Персоны нон грата
Один из тех, кто разгонял проукраинских активистов в мае, – популярный в Армении блогер Мика Бадалян. Ярый сторонник сближения с Москвой, он неутомимо собирает уличные акции против премьера Никола Пашиняна, которого считает ставленником Анкары. Бадаляна уже арестовывали – из-за поста в соцсетях. Сам он утверждает, что давление на него связано с общественной деятельностью, особенно с акциями в поддержку России. Мика уверен, что, хоть и непублично, Москва все это время поддерживала армян. В его представлении другого пути у республики просто нет – только союз с Россией. Он искренне переживает за спецоперацию: «Вот увидите, сейчас будет перелом, пришел [командующий Сергей] Суровикин, все изменится».
Происходящее на российско-украинском фронте многие в Армении воспринимают близко к сердцу. Так или иначе любой собеседник скажет: если Россия ослабнет – от маленькой южнокавказской республики ничего не останется. Но эта тревога за будущее старшего брата сочетается с обидой: простым людям не хватило поддержки в войне с Азербайджаном, а политиков задевает, что Пашиняна по-прежнему воспринимают как чужака, пришедшего во власть прямиком с улицы. Из-за этой обиды официальные лица готовы пожертвовать даже теми, кто годами поддерживал армян в публичной сфере, – разделяя сторонников республики на хороших и плохих.
Накануне ежегодного заседания российско-армянского «Лазаревского клуба» въезд запретили депутату Госдумы, директору Института стран СНГ Константину Затулину. К персонам нон грата политика причислил парламент Армении, хотя это не в его компетенции. Тем не менее российская делегация осталась в Москве и общалась с армянскими коллегами в онлайн-режиме. Запрет на въезд сторонники Затулина называли политическим хулиганством. На заседании клуба прозвучала фраза: «У Армении три врага – [президент Турции Реджеп] Эрдоган, [президент Азербайджана Ильхам] Алиев и Пашинян».
Близкая к премьеру Армении газета «Айкакан жаманак» связала выпад против Затулина с его критикой действующих властей. Российский политик «неоднократно обвинял Пашиняна в поражении в 44-дневной войне», заявлял, что премьер должен уйти в отставку, утверждал, что армянские власти вбивают клин в двусторонние отношения. Один из собеседников «Профиля» в команде премьера назвал главной проблемой симпатии Затулина к бывшему президенту Роберту Кочаряну и даже попытку силой вернуть того к власти.
В любом случае это событие, связанное исключительно с внутриармянской борьбой, нанесло еще один удар по отношениям с Москвой. В последние годы число сторонников ориентации на Россию сокращалось. Симпатии к ней питают в основном пожилые люди, хорошие воспоминания о дружбе хранят 40–50-летние армяне, хотя и среди них есть разные настроения.
«А вот дальше – проблема. Молодые люди не видели СССР, они прагматики и через эту призму смотрят на наши отношения, – говорит председатель исследовательско-аналитической общественной организации «Интеграция и развитие» Арам Сафарян. – Среди молодежи многие просто равнодушны, ориентированы на Запад или на национальные ценности». И, надо сказать, мало кто из российских структур с этим работает, а сами по себе симпатии у молодежи не возникнут.
К тому же не стоит приуменьшать проблему русофобии, считает политолог Тигран Кочарян, ведь противники сближения с Москвой – это не просто кучка маргиналов. Для того чтобы оценить эффект от телевизионной пропаганды, он внимательно проследил, какие эксперты приходят на Первый армянский канал и на телеканал Free news, который принадлежит супруге спикера Национального собрания Алена Симоняна. По подсчетам политолога, эфирное время в основном предоставляли антироссийским экспертам, которые в запале эмоций совсем не выбирали выражений.
«Когда говорят, что в Армении нет русофобии или что такие настроения не разгоняются, это очень неправильно, – считает Кочарян. – Потому что эти люди появляются на официальных каналах и на каналах, аффилированных с властью».
От Москвы требуют умиротворения
Собеседник «Профиля» в парламенте настаивает, что в команде Пашиняна прекрасно понимают: альтернативы России для Армении нет, никакие другие государства, как бы красиво ни говорили их лидеры, не смогут или не захотят поддержать республику – ни в военном, ни в экономическом плане. «Но в то время, когда Эммануэль Макрон громко выступает в поддержку армян, от Москвы мы ничего не слышим. У Пашиняна хороший диалог с Владимиром Путиным, – уверяет собеседник. – Но на уровне исполнителей происходит нечто непонятое: то ли бардак, то ли саботаж, то ли просто высокомерное отношение. И постоянно со всех сторон в России мы слышим, что Пашинян – всего лишь революционер. Это оскорбляет».
Нет у революции конца: что помогло Пашиняну снова стать победителем
Маленьким жестам здесь придают большое значение. В частной беседе один из крупнейших армянских бизнесменов с удовлетворением обратил внимание – российский президент раскрыл зонтик над приехавшим в Сочи Пашиняном. На трехстороннюю встречу лидеров России, Армении и Азербайджана 31 октября возлагали осторожные надежды. Но она не принесла ощутимого результата, стороны лишь согласовали совместное заявление.
С еще большими надеждами на эту встречу смотрели в Арцахе (армянское название Нагорного Карабаха). В руках российских миротворцев благополучие ста тысяч жителей непризнанной (даже Ереваном) республики. Если миротворцев выведут, гуманитарная катастрофа почти неизбежна: безопасность армян окажется под вопросом, и, чтобы избежать этнических чисток, многие из них предпочтут покинуть родную землю.
В конце октября в Степанакерте прошел масштабный митинг против включения региона в состав Азербайджана. Собравшиеся требовали от Еревана не подписывать документы, ставящие под сомнение существование Арцаха. А у Москвы просили и дальше выполнять взятое на себя обязательство по обеспечению безопасности.
В Степанакерте гораздо четче, чем в Ереване, понимают: кроме России, защитить их некому. Еще одним фактором российского присутствия, хотя и не столь однозначным, как миротворцы, стал приезд в Арцах представителя армянской диаспоры бизнесмена Рубена Варданяна. Крупный предприниматель с обширными международными связями отказался от российского гражданства и перебрался в Армению, а уже спустя месяц ему предложили возглавить правительство непризнанной республики. В Армении популярна версия, что бизнесмен согласовал свои действия с Москвой. Как он поведет себя дальше – загадка, похоже, даже для официального Еревана. Возможные сюжеты обсуждают увлеченно, почти с азартом.
Год назад, когда боль от потери большей части Карабаха была еще очень свежа, многие в республике с надеждой говорили: придут французские миротворцы, ОБСЕ, американцы, придут – и помогут армянам. С тех пор пришли только русские. Пусть и неосознанно, они стали мягкой силой Москвы: напомнили язык, принесли деньги, вернули симпатии. И пока не собираются покидать солнечную страну, где их так хорошо встретили.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".