30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "Хеппи-энд"

Архивная публикация 2010 года: "Хеппи-энд"

Главный плюс от вступления в ВТО - это распространение на Россию общемировых правил игры. В начале 1990-х годов в жизни России произошло два знаменательных события. В 1992-м страна начала смотреть "Санта-Барбару", а в 1993-м подала заявку на вступление в ВТО. За прошедшие годы один из самых длинных телесериалов в мире можно было просмотреть уже несколько раз, даже если смотреть по серии в день.
Сага же о вступлении России в ВТО не кончается до сих пор. Неудивительно, что за 17 с лишним лет переговоры о вступлении в ВТО стали многими восприниматься как нечто самоценное, где важен процесс, а не как задача, требующая разрешения. И все-таки дело не стоит на месте: после важных соглашений с США и Европой, заключенных за последние пару месяцев, даже пессимисты вынуждены признать, что в конце этого туннеля виден свет.
Наверное, все уже сказано про то, какие отрасли от нашего вступления в ВТО выиграют и кто может пострадать. Дискуссии же об общем эффекте от членства во Всемирной торговой организации носят больше теоретический характер.
Такой подход, конечно же, верен: проблемы надо решать по мере их появления, а даже при вступлении в ВТО на самых драконовских условиях у России будет продолжительный переходный период, в течение которого будет достаточно времени, чтобы проблемы эти обсудить и даже попробовать решить.
Как бы то ни было, мы остаемся в стане тех, кто считает, что, несмотря на вполне реальную угрозу существованию целых отраслей российской промышленности, вступление в ВТО будет благом для экономики России.
Причем отметим, что основной позитив тут состоит не в масштабе возможного расширения экспорта, а в том, что членство в ВТО задаст общемировые рамки для внутрироссийского регулирования. Мы уверены, что потенциальный позитивный эффект от более четких и предсказуемых правил игры переоценить очень трудно, и особенно в случае России.
Именно по причине того, что членство в ВТО задаст для России некие внешние рамки, мы думаем, что даже Грузия не будет слишком препятствовать нашему вступлению в организацию. Хотя бы потому, что у этой страны появится еще одно место, где можно будет на равных противостоять России.
Помимо этого не стоит забывать и о потенциальном эффекте от расширения международной торговли. Действительно, с одной стороны, будучи членом ВТО, поддерживать АвтоВАЗ будет гораздо сложнее. Но с другой - почему, чтобы АвтоВАЗ мог и дальше оставаться на плаву, каждый, кто покупает машину в России, должен за нее заплатить чуть ли не в полтора раза больше, чем она на самом деле стоит?
Понятно, что в том, как государство тратит получаемые таможенные сборы, есть большая государственная политика. Однако даже если предположить, что средства эти государство тратит максимально эффективно и прозрачно, мы уверены, что все равно лучше оставить эти деньги тем, кто их заработал, - результат будет гораздо лучше.
Можно возразить, что дополнительные доходы, которые население получит за счет снижения импортных пошлин, могут пойти лишь на новый импорт, без особого позитивного эффекта для местных производителей. Действительно, возможность такого развития событий более чем реальна.
Однако лично я уверен, что подавляющее большинство тех, кто приводит такие аргументы, ездят совсем не на "ладах" и носят одежду, пошитую очень далеко от Иваново. При этом, если государство и дальше будет продолжать заботиться о "местных производителях", довольно сложно придумать какой-либо сценарий, при котором существующее положение будет меняться в лучшую сторону.
В качестве иллюстрации этого аргумента можно предложить тот факт, что самой продаваемой машиной 2010 года в России был ВАЗ-2105/2107, впервые сошедший с конвейера в 1979 (!) году и включенный в государственную программу стимулирования спроса.
Подводя черту, можно сказать, что честная и открытая конкуренция в России нужна как фундамент для того, что называется модернизацией. И то, что сериал под названием "Вступление России в ВТО" вроде как близится к счастливому финалу, дает редкий повод для оптимизма.

Главный плюс от вступления в ВТО - это распространение на Россию общемировых правил игры. В начале 1990-х годов в жизни России произошло два знаменательных события. В 1992-м страна начала смотреть "Санта-Барбару", а в 1993-м подала заявку на вступление в ВТО. За прошедшие годы один из самых длинных телесериалов в мире можно было просмотреть уже несколько раз, даже если смотреть по серии в день.
Сага же о вступлении России в ВТО не кончается до сих пор. Неудивительно, что за 17 с лишним лет переговоры о вступлении в ВТО стали многими восприниматься как нечто самоценное, где важен процесс, а не как задача, требующая разрешения. И все-таки дело не стоит на месте: после важных соглашений с США и Европой, заключенных за последние пару месяцев, даже пессимисты вынуждены признать, что в конце этого туннеля виден свет.
Наверное, все уже сказано про то, какие отрасли от нашего вступления в ВТО выиграют и кто может пострадать. Дискуссии же об общем эффекте от членства во Всемирной торговой организации носят больше теоретический характер.
Такой подход, конечно же, верен: проблемы надо решать по мере их появления, а даже при вступлении в ВТО на самых драконовских условиях у России будет продолжительный переходный период, в течение которого будет достаточно времени, чтобы проблемы эти обсудить и даже попробовать решить.
Как бы то ни было, мы остаемся в стане тех, кто считает, что, несмотря на вполне реальную угрозу существованию целых отраслей российской промышленности, вступление в ВТО будет благом для экономики России.
Причем отметим, что основной позитив тут состоит не в масштабе возможного расширения экспорта, а в том, что членство в ВТО задаст общемировые рамки для внутрироссийского регулирования. Мы уверены, что потенциальный позитивный эффект от более четких и предсказуемых правил игры переоценить очень трудно, и особенно в случае России.
Именно по причине того, что членство в ВТО задаст для России некие внешние рамки, мы думаем, что даже Грузия не будет слишком препятствовать нашему вступлению в организацию. Хотя бы потому, что у этой страны появится еще одно место, где можно будет на равных противостоять России.
Помимо этого не стоит забывать и о потенциальном эффекте от расширения международной торговли. Действительно, с одной стороны, будучи членом ВТО, поддерживать АвтоВАЗ будет гораздо сложнее. Но с другой - почему, чтобы АвтоВАЗ мог и дальше оставаться на плаву, каждый, кто покупает машину в России, должен за нее заплатить чуть ли не в полтора раза больше, чем она на самом деле стоит?
Понятно, что в том, как государство тратит получаемые таможенные сборы, есть большая государственная политика. Однако даже если предположить, что средства эти государство тратит максимально эффективно и прозрачно, мы уверены, что все равно лучше оставить эти деньги тем, кто их заработал, - результат будет гораздо лучше.
Можно возразить, что дополнительные доходы, которые население получит за счет снижения импортных пошлин, могут пойти лишь на новый импорт, без особого позитивного эффекта для местных производителей. Действительно, возможность такого развития событий более чем реальна.
Однако лично я уверен, что подавляющее большинство тех, кто приводит такие аргументы, ездят совсем не на "ладах" и носят одежду, пошитую очень далеко от Иваново. При этом, если государство и дальше будет продолжать заботиться о "местных производителях", довольно сложно придумать какой-либо сценарий, при котором существующее положение будет меняться в лучшую сторону.
В качестве иллюстрации этого аргумента можно предложить тот факт, что самой продаваемой машиной 2010 года в России был ВАЗ-2105/2107, впервые сошедший с конвейера в 1979 (!) году и включенный в государственную программу стимулирования спроса.
Подводя черту, можно сказать, что честная и открытая конкуренция в России нужна как фундамент для того, что называется модернизацией. И то, что сериал под названием "Вступление России в ВТО" вроде как близится к счастливому финалу, дает редкий повод для оптимизма.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».