22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Новой жертвой конфликта США и Китая становится компания Shein
Индия Китай мода Стиль жизни США торговля

Новой жертвой конфликта США и Китая становится компания Shein

Покупатели у магазина Shein в Мадриде

©Keystone Press Agency/Global Look Press

Торговая война между США и Китаем идет не только на фронтах высоких технологий. В мае американская Комиссия по ценным бумагам и биржам развернула наступление на китайскую электронную коммерцию, которую дежурно обвиняют в шпионаже. Удар нанесли по маркетплейсу Pinduoduo, чья «дочка» Temu в прошлом году успешно зашла на американский рынок. Мощной атаке подвергся также гигант «быстрой моды» Shein, по популярности шопинга обогнавший в США даже Amazon. От компании потребовали представить доказательства, что она не эксплуатирует принудительный труд уйгуров.

Проблема прав человека вообще не чужда модной индустрии. Почти всю одежду шьют десятки миллионов работников в развивающихся странах, чьи условия труда и быта весьма отличаются от западных представлений о норме. Впрочем, в самих Соединенных Штатах вовсю эксплуатируют нелегальных мигрантов. Недавно власти опубликовали список из 835 компаний, где только по детям задокументировано 3800 серьезных нарушений, включая рабочий день по 14–16 часов, грошовую оплату, отсутствие элементарной охраны труда. А учитывая общее число нелегалов в Америке, реальный масштаб проблемы в разы серьезнее. Засветились и H&M, и Zara, и Nike, и Adidas – все те, кто два года назад громко выступал насчет притеснения уйгуров и на другие темы, не имеющие отношения к кройке и шитью. Китайцы тогда ответили народным бойкотом продукции этих компаний. Пришлось им сворачивать бизнес в КНР якобы в знак протеста. А через год американские покупатели Shein вдруг стали находить на бирках полученной одежды призывы о помощи от несчастных уйгуров. История быстро завирусилась в соцсетях, хотя многие обратили внимание на подозрительные детали и явные подтасовки. В Shein, конечно, всё отрицали, и скандал быстро сошел на нет, но осадочек остался.

Какое значение для всего мира будет иметь "развод" Америки и Китая

О самой компании известно немного. Она тщательно дозирует информацию, и на виду только яркая обертка. Основатель Shein Крис Сюй (его китайское имя Сюй Янтянь) старательно избегает всякой публичности. Неизвестно даже, родился он в Америке или в Китае. С названием компании у нас тоже путаница. По-русски ее называют «Шеин» или даже «Шейн». Когда в 2008 году Крис с партнерами запустил в Нанкине интернет-магазин свадебных платьев, он назывался SheInside. И только через несколько лет название превратилось в более благозвучное Shein (по-китайски «Сиинь»). Поначалу компания занималась дропшиппингом – собирала розничные заказы и доставляла их покупателям со складов производителей и оптовиков. Ставка была сделана на агрессивное продвижение через поисковый маркетинг.

Через несколько лет Shein переориентировалась на зарубежные рынки. Здесь она выступила уже как интегрированный ритейлер с полным ассортиментом модной продукции, которую начала поставлять под собственным брендом. Но не просто пришивая свои бирки, а привлекая тысячи дизайнеров, занятых адаптацией продуктов, – от подгонки под местные вкусы и создания большого количества вариантов до серьезной переделки чужих моделей, чтобы избежать обвинений в нарушении прав интеллектуальной собственности, и разработки собственных дизайнов.

Изменилась и схема продвижения: основной упор сделали на маркетинг в социальных сетях, долгосрочное сотрудничество с инфлюенсерами и многочисленные бонусные программы. Другая фишка Shein – попап (pop up) продажи: небольшие торговые точки, работающие всего несколько дней в каком-нибудь людном месте, например, на остановке. Но, пожалуй, главным слагаемым успеха стала собственная система анализа поисковых запросов пользователей. Говорят, информатизация – конек Криса Сюй, и по этой части компания заметно опережает конкурентов. За несколько лет Shein, по сути, переосмыслила парадигму модного бизнеса и построила то, что по аналогии с «Веб 2.0» иногда называют «модой 2.0».

В 2019 году Shein перерегистрировалась в Сингапуре и полностью сосредоточилась на глобальном рынке и выходе на IPO на Западе. Китай для нее не фронт для наступления, а глубокий тыл. При этом компания очень старается вести себя как добропорядочный международный бизнес, но на Западе ей постоянно вставляют палки в колеса. Не помогает ни сотрудничество с властями, ни даже готовность Криса Сюй стать гражданином США и перебраться в Америку, о чем постоянно намекают, но в самой компании от официальных комментариев многозначительно воздерживаются.

Между тем Shein быстро наращивает обороты, осваивая новые возможности. Очень показательно ее сотрудничество с Индией. В 2020-м приложение компании там запретили из-за нарушений, связанных с обработкой пользовательских данных. И вот теперь Shein триумфально возвращается в Индию. Но уже в новом качестве. В мае было объявлено о сделке с индийским гигантом Reliance Retail – крупнейшим ритейлером, занимающимся почти всем – от продуктов питания до одежды и от электроники до сельскохозяйственной техники.

Обыкновенное чудо: как Индия стала одной из главных экономик мира

Сам по себе индийский модный рынок пока невелик, меньше, чем в любой большой европейской стране, не говоря уже об Америке. Для Shein Индия – это прежде всего выход на сырье и производственные мощности. Причем компания отлично умеет выстраивать сложные цепочки, включающие в том числе надомное и мелкое кустарное производство, интегрированное в традиционные хозяйственные связи. Думается, важную роль играет и возможность широкого привлечения индийских дизайнеров. Не столько признанных кутюрье, чьи имена хорошо известны на Западе, как, например, Маниш Малхотра, одевающий весь Болливуд, или Риту Кумар – легенда индийской моды, соединившая национальные традиции и современность и в свои 78 лет продолжающая активно работать. Shein нужна молодежь, которая будет работать над дизайнами, использующими растущий во всем мире интерес к индийской моде, мотивам и материалам.

А для Индии это весомый вклад в реализацию ее амбициозных целей. Вовлечь гигантские массы граждан в эффективную хозяйственную деятельность – старейшая, важнейшая и сложнейшая задача, стоящая перед любым индийским правительством. Через год после того,как Нарендра Моди возглавил страну, он запустил ряд прорывных инициатив, направленных на цифровую трансформацию и стимулирование малого бизнеса: «Мейк ин Индия», «Стартап Индия», «Стендап Индия». Последняя программа специально разработана для привлечения к предпринимательству миллионов индийских женщин. И сотрудничество с Shein здесь очень кстати. Проблемы, которые компании периодически устраивают на Западе, конечно, мешают ее бизнесу, но вряд ли смогут его остановить.

У Запада вообще нет шансов остановить бизнес «быстрой моды», в который включаются всё новые и новые игроки из развивающихся стран. Как нет возможности победить конкурентов в честной борьбе. И политические рычаги тоже не помогут. Даже если убрать одного конкурента, отряд не заметит потери бойца. Нужно менять всю культуру потребления и перетряхивать основы самого бизнеса.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".