"Там, где цветет полынь" и "Библиотекарь": битва двух новых фэнтези-сериалов
На стримингах выходят адаптации романов Ольги Птицевой и Михаила Елизарова
29 июня на More.tv и Wink стартует сериал «Библиотекарь», а 1 июля на Kion – «Там, где цветет полынь». Обе работы вдохновлены популярными одноименными романами в жанре, который можно условно назвать городским фэнтези. Первые впечатления о сериалах – в этом тексте.
«Там, где цветет полынь»
Сериал «Там, где цветет полынь» выйдет в формате «киносторис», то есть в виде коротких, 15-минутных, серий, которые можно запросто посмотреть подряд как полнометражный фильм.
"Копенгагена не существует": эстетская детективная мелодрама о герметичных взаимоотношениях
За режиссуру отвечал Кирилл Кузин, снявший в том же формате сериал «Отец Сергий» – тоже городское фэнтези, правда, не мрачное, а забавное. Сценарий написал Михаил Шульман на основе романа Ольги Птицевой «Там, где цветет полынь», выпущенного в прошлом году издательством Popcorn Books (первая его инкарнация выходила в АСТ). Важно понимать, что экранизацией сериал назвать все же нельзя: слишком много принципиальных моментов было изменено. В общем, получилось произведение по отдаленным мотивам – а жаль.
Главная героиня по имени Ульяна (Виктория Агалакова) в самом начале первого эпизода попадает в трагическую ситуацию: она отвлеклась на минуту, не уследила за младшим братом, которого вела из детского сада, и тот попал под колеса грузовика. Произошло это, на самом деле, потому, что Уле за мгновение до этого привиделась гибель брата, и она впала в оцепенение. Мать героини то ли от горя, то ли из-за какого-то проклятия впадает в кому. Вскоре Уля выясняет, что обладает даром предвидения чужой смерти, а смерть в большом городе – повсюду. Когда Ульяна приближается к человеку, которому скоро предстоит умереть, она чувствует горький запах полыни. Это сводит с ума.
Героиня знакомится с юношей по кличке Рэм (Илларион Маров), страдающим от того же «недуга» – таких, как они, вообще оказывается много. Рэм служит некоей Руте (Сабина Ахмедова), которая выходит и на Улю и предлагает ей выполнить для нее три задания – тогда она исполнит любое желание девушки. Та, конечно, мечтает о выздоровлении матери. Но заключать контракты с нечистой силой (договор скрепляется магическим тату с изображением полыни), как известно, плохая затея.
У сериала яркий, запоминающийся визуальный ряд. Бар «Полынь» светится неоновыми огнями, полынное поле затягивает зловещий туман, посреди поля ютится магический дом. Авторы явно вдохновлялись и «Гарри Поттером», и «Очень странными делами», и другими громкими фэнтези-вселенными с их двоемирием, но им удалось при этом создать нечто индивидуальное. В сериале отличный саундтрек и актеры: помимо уже упомянутых, это Риналь Мухаметов (его персонажа в романе не было) и Артем Ткаченко. Всё остальное скорее не удалось.
"Мое преступление": Франсуа Озон снял ретро-комедию с двойным дном
Ощущение безысходности, сопровождающее многие главы романа Ольги Птицевой, в сериале передано довольно поверхностно. Одна лишь мрачная картинка не позволяет по-настоящему прочувствовать весь ужас, который переживает героиня. Который испытывают и читатели, во время чтения романа, вынужденные постоянно сталкиваться с мыслями о человеческой смертности и, что даже важнее, о ее иногда внезапности.
Гибель брата, в которой Уля себя винит и которая мучает ее на протяжении книги, в сериале почти не сопровождается болезненной рефлексией героини. Этот эпизод как будто лишь технически запускает интригу, о мальчике вскоре все забывают. Сериал лишен и напряженных размышлений героини о зле, неожиданно найденном ею и в себе самой.
Он нацелен в первую очередь на экшен и на внешнюю эффектность. В итоге, по вине еще и небольшого хронометража, мы получаем рваный, скомканный, порой нелогичный сюжет, поверхностных персонажей и отсутствие глубины, которая в тексте романа как раз есть. Мотивация главного антагониста, у которого зачем-то изменили гендер, измельчала: вместо фундаментальных законов бытия речь теперь идет о банальном желании сохранить молодость.
В результате от финала сериальной версии «Там, где цветет полынь» сложно испытать катарсис, заложенный в романе. Когда тьма готова заполонить полынью все в этом мире, маятник непременно качнется к свету. В общем, остается надеяться, что сериал станет для кого-то мотивацией прочитать книгу – она лучше.
«Библиотекарь»
Сериал режиссера Игоря Твердохлебова «Библиотекарь» по роману Михаила Елизарова, получившему в 2008 году премию «Русский Букер», только начал выходить, поэтому сравнивать его с первоисточником пока бессмысленно. Да и в принципе делать это не обязательно, если кино по мотивам книги рассказывает историю внятную и дающую почву для размышлений. Зачин же «Библиотекаря» выглядит достаточно убедительно и заставляет ждать продолжения.
"Снегирь": фильм о том, что корабль плывет, но толку от этого мало
Актер Алексей Вязинцев (Никита Ефремов, который постепенно становится молодым актером номер один) мечтает попасть в Голливуд, но пока что перебивается детскими утренниками. Он никогда не видел своего отца (Андрей Мерзликин по возрасту, конечно, не годится в отцы Ефремову), и поэтому, когда тот появляется на пороге их с матерью квартиры, Алексей этому не рад. Вскоре отец умирает, и сын едет в его родной город, чтобы продать быстро квартиру и потратить деньги на визу США.
Все, конечно, идет не по плану. У Алексея хотят купить квартиру странные люди, которые почему-то интересуются книгой забытого писателя-соцреалиста Громова из домашней коллекции отца. В тот же вечер на этих людей жестоко нападают – главному герою потом объяснят, что ради его защиты. Дело в том, что книга Громова не простая, а волшебная: ее чтение наделяет человека сверхспособностями.
Существуют и другие книги Громова, каждая – особенная: некоторые наделяют человека невероятным терпением, некоторые дают власть и т. д. Отец Алексея был «Библиотекарем» – возглавлял одну из групп людей, конкурирующих за обладание этими томами. «Библиотека» очень хочет, чтобы сын стал преемником отца.
«Библиотекарь» с первых же сцен удивляет достаточно высокой степенью кровавости: сериал открывается флешбэком с битвой «библиотек». Герой Никиты Ефремова приходит в ужас от жестоких обычаев книжников и саркастично называет их «толкинистами», но если бы действие разворачивалось не в конце 1990-х, то он скорее бы вспомнил об «Игре престолов». Кровожадность совмещается в сериале с ироничностью: над советским литературным каноном в его примитивном варианте авторы все же скорее потешаются. Интересна и общая амбивалентность происходящего: литература дает невероятную силу, но добрая ли эта сила, если она приводит к человеческим жертвам?
Что касается персонажей, то пока непонятно, каким образом будут развиваться их характеры, но образы героев определенно яркие. Чего только стоит интеллигентная Таня (Марина Ворожищева), охраняющая ночью Алексея с мечом, или священник Шульга (Михаил Трухин), распробовавший вкус власти, данной ему одной из книг Громова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".