- Главная страница
- Статьи
- Помощник для истребителя: "Верный ведомый" – многообещающая концепция перспективного развития беспилотной авиации
Помощник для истребителя: "Верный ведомый" – многообещающая концепция перспективного развития беспилотной авиации
Вооруженные конфликты последних лет показали, что значение военной авиации сложно переоценить, однако сама она остается весьма уязвимой. Причем, поскольку ценность представляют не только сами машины, но и пилоты, даже один сбитый самолет становится довольно чувствительной потерей. Решить эту проблему можно за счет увеличения числа беспилотников в авиапарках военно-воздушных сил. В связи с этим сейчас много внимания уделяется концепции применения «верных ведомых» –разведывательных или разведывательно-ударных дронов, действующих в связке с пилотируемыми истребителями или бомбардировщиками.
Идея сопровождения пилотируемых самолетов беспилотниками возникла еще в начале 2000-х. Но всерьез за нее взялись лишь во второй половине 2010-х. Этому поспособствовало понимание того, что применение средневысотных БЛА большой продолжительности полета (MALE) – таких как американские Predator, турецкие Bayraktar и российские «Иноходец» («Орион») – в конфликте с близким по уровню технического развития противником потребует выработки новых решений.
В рамках одной из сложившихся концепций предполагается, что беспилотники будут использоваться при выполнении самых опасных задач, а пилотируемые средства будут оставаться за пределами зон поражения противника. Перечень задач, в которых можно задействовать «верных ведомых», довольно широк: разведка, наблюдение, радиоэлектронная борьба, нанесение ударов по наземным целям и т. п.
Основные принципы
Предлагаемая концепция основывается на нескольких принципах. Во-первых, это широкая автономизация используемых БЛА за счет применения искусственного интеллекта (ИИ). Она позволит избежать необходимости быть постоянно на связи с ведомым аппаратом. При этом не исключено, что автоматике доверят не только разведывательные, но и ударные функции. Правда, тут могут возникнуть этические проблемы – не факт, что общество одобрит наделение ИИ правом убивать.
Что такое барражирующие боеприпасы, и почему их все чаще используют в боевых действиях
Во-вторых, это применение технологий повышения живучести. В отличие от распространенных сегодня разведывательно-ударных беспилотников MALE-класса, ожидается, что «верный ведомый» должен быть более сложной целью для средств ПВО. Поэтому такие БЛА предлагается создавать с использованием технологий снижения заметности – радиолокационной, тепловой, акустической, – что подразумевает использование специальных конструктивных решений, материалов и т. д.
В-третьих, «верные ведомые» должны производиться массово. Например, американцы планируют создать парк из как минимум тысячи таких БЛА. Для того чтобы их выпуск не лег тяжким бременем на бюджет, сами аппараты должны быть относительно недорогими. Они должны стоить кратно (а желательно на порядок и более) дешевле современных пилотируемых самолетов. Удешевления можно добиться за счет увеличения доли недорогих малоресурсных компонентов, а также замещения связанных с пилотом систем автоматикой.
Все это подразумевает поиск разумного баланса между ценой и функциональностью беспилотников. В том числе за счет снижения универсальности БЛА в пользу создания отдельных узкоспециализированных версий.
Свои подходы к реализации концепции «верного ведомого» прорабатываются в ряде наиболее технически и технологически развитых стран – Соединенных Штатах, Великобритании, Китае, Турции и России и некоторых других.
США
На прошедшем в ноябре в вашингтонском Центре новой американской безопасности (CNAS) мероприятии министр ВВС США Фрэнк Кендалл заявил о стремлении создать «взаимодействующие» беспилотники (Collaborative Combat Aircraft – CCA), то есть призванные работать бок о бок с пилотируемыми летательными аппаратами.
Среди инициатив, так или иначе связанных с этой концепцией, надо упомянуть реализуемую на протяжении нескольких последних лет под руководством Научно-исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL) программу Skyborg. Ее цель – создать перспективный БЛА, способный поддерживать пилотируемые самолеты либо самостоятельно выполнять боевые задачи. В рамках Skyborg прорабатывается несколько аппаратных и программных проектов с открытой архитектурой. Ключевым компонентом Skyborg должны стать системы управления БЛА с высокой степенью автономности, а также новые интерфейсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие дронов с человеком.
Зачем американцы возрождают модель истребителя времен холодной войны
Параллельно Научно-исследовательская лаборатория ВВС США начала изучение проектов летательных аппаратов-платформ для применения в программе Skyborg. То есть результатом начатого этапа программы станет появление нескольких опытных БЛА от разных фирм. Используя унифицированные системы управления, они будут различаться прочими компонентами. Предполагается, что после сравнительных испытаний в эксплуатацию могут поступить сразу несколько разных моделей.
Среди возможных платформ можно упомянуть БЛА Air Wolf американской компании Kratos Defense & Security Solutions. Первые упоминания о нем относятся к 2018 году, в марте 2020-го был впервые показан возможный облик этого дрона, а в сентябре 2021-го начались летные испытания. Аппарат имеет фюзеляж большого удлинения, крыло среднего размаха, V-образное хвостовое оперение и реактивную силовую установку. Не исключено, что в качестве основы беспилотника использовалась воздушная мишень MQM-178 Firejet.
Что касается стоимости «верных ведомых», в США об этом высказывались аккуратно – «цена одного такого беспилотника не должна превышать четверти цены самолета F-35». Впрочем, и это весьма немало, учитывая, что один F-35 стоит от $83 млн до $108 млн в зависимости от модификации. Есть ощущение, что с учетом запланированного параллельного массового перехода на самолеты 5–6-го поколений общий объем затрат может оказаться неподъемным даже для ВВС такой богатой страны, как Соединенные Штаты. А это значит, что американцам придется подумать, как снизить цену «верных ведомых», иначе эта концепция так и не станет жизнеспособной.
Австралия
В гонке разработок «верных ведомых» от «лидера беспилотных технологий» не отстает Австралия. Презентация местного проекта Loyal Wingman состоялась весной 2020-го. Разработчиком БЛА и системы в целом выступает подразделение Boeing по перспективным проектам Phantom Works, однако производство дронов практически полностью осуществляется в Австралии.
Loyal Wingman – довольно крупный дрон. Размах его крыла составляет 11,7 метра. Планер беспилотного аппарата выполнен с использованием технологий снижения заметности в тепловом и радиодиапазонах. В качестве силовой установки он оснащен одним реактивным двигателем.
Главная конструктивная особенность этого БЛА – модульный принцип: в зависимости от характера задания аппарат может брать различную нагрузку. Прежде всего, вероятно, речь идет о различных сенсорах, позволяющих обнаруживать и идентифицировать неприятеля. Однако в будущем аппарат также может получить и свое собственное вооружение.
Беспилотная платформа должна будет выполнять полеты в автономном режиме в том числе за счет технологий искусственного интеллекта. Боевой радиус для Loyal Wingman составляет 3700 километров. Основное призвание этого дрона – сопровождать на боевых заданиях различные версии самолетов F/A-18 и F-35A. Не исключено, что он также сможет работать совместно с самолетами радиоэлектронной борьбы EA-18G, а также патрульными самолетами Boeing P-8A и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-7A Wedgetail.
Турция
Турция, относительно недавно попавшая в высшую лигу мировых разработчиков беспилотных систем, стремительно развивает свои успехи на этом направлении. В 2011 году страна представила проект боевого БЛА Bayraktar MIUS. Позднее он получил название Kizilelma («Красное яблоко»).
Аппарат оснащен трапециевидным крылом с обратной стреловидностью по задней кромке, развитым передним горизонтальным оперением и V-образным хвостовым оперением. Конструкция создана с учетом снижения заметности, включая расположение вооружения во внутреннем отсеке.
Аппарат массой 6000 кг может нести 1500 кг полезной нагрузки, включая авиационные средства поражения массой до 1000 кг. Kizilelma может находиться в воздухе до пяти часов, выполняя полет на высотах до 11 тыс. м. Система управления БЛА оснащена искусственным интеллектом.
Kizilelma проектируется в двух вариантах. Базовый предназначен для проведения морских операций. Он будет базироваться на борту десантных кораблей типа TCG Anadolu. Второй вариант планируют адаптировать для работы с истребителями, сначала F-16, а затем и с самолетами 5-го поколения TF-X разработки турецкой компании TAI.
Китай
В КНР в рамках реализации концепции «верного ведомого» также создаются два БЛА, призванные стать спутниками J-20, китайского истребителя пятого поколения. Один из этих дронов – FH-97 – предназначен для работы по наземным целям, другой – FH-97A – для работы по целям воздушным. Первый был представлен публике на авиасалоне AirShow China в 2021-м, а второй – годом позже. Разработкой занималась компания Feihong при Девятой академии Китайской государственной корпорации аэрокосмической науки и техники.
В обоих случаях «верный ведомый» представляет собой небольшой малозаметный автономный БЛА с двумя турбореактивными двигателями. Система управления использует технологии на основе ИИ. Дальность полета достигает 1000 км, а максимальная продолжительность – шесть часов.
Оба варианта БЛА оснащены оптикоэлектронными и радиолокационными средствами наблюдения. При этом у FH-97 они находятся под фюзеляжем, а у FH-97A – над ним. Ударные функции реализуются за счет размещения во внутренних отсеках авиационных средств поражения. Помимо ударных задач FH-97 и FH-97A предназначены для наведения высокоточных боеприпасов, радиоэлектронной и радиотехнической разведки и т. д.
Россия
В нашей стране также предпринимаются усилия для того, чтобы реализовать на практике потенциальные преимущества беспилотных «верных ведомых», которые могли бы работать с самолетами 5-го поколения Су-57, а может быть, и с самолетами поколения 4+. Малозаметный разведывательно-ударный БЛА «Охотник» на роль «верного ведомого» не вполне подходит, поскольку слишком дорого стоит.
Более дешевой альтернативой должен стать аппарат, создаваемый в рамках проекта «Гром», о котором стало известно несколько лет назад, когда макет этого БЛА был показан на одной из оборонных выставок. Впрочем, не исключено, что предложения, касающиеся перспективного «верного ведомого» беспилотника, прорабатываются сразу несколькими компаниями.
Какие беспилотники наилучшим образом проявили себя во время СВО
О том, как именно будет выглядеть итоговый вариант, пока публично не сообщалось. Но можно предположить, что, поскольку решать ему предстоит те же задачи, что и иностранным «верным ведомым», то и характеристики у них будут схожими.
Во-первых, чтобы его можно было выпускать массово, аппарат должен быть простым и недорогим. Так что, вероятно, это будет однодвигательный турбореактивный БЛА с высокими дозвуковыми скоростями.
Во-вторых, мы наверняка также увидим характерные для «стелс-аппаратов» решения – угловатые формы, пилообразные стыки элементов, спрятанный от облучения снизу воздухозаборник, оружие, размещенное во внутренних отсеках, и соответствующие конструкционные материалы.
В-третьих, не исключено, что группа БЛА будет состоять из специализированных аппаратов – разведывательных, РЭБовских и ударных – с автоматическим распределением задач между ними и возможностью реконфигурации в случае потери части дронов. При этом оптимальный состав такой группы в каждом конкретном случае будет определяться отдельно, исходя из необходимости гарантированного решения поставленной задачи.
Итоги
Ведущие военные и технологические державы мира ведут собственные разработки боевых БЛА, которые будут служить сопровождением пилотируемых истребителей и станут важным мультипликатором мощи их ВВС. Пока Австралия и США лидируют в этой гонке, но в спину им дышат Россия, Китай и Турция.
Предложенные подходы, связанные в том числе с упрощением и удешевлением используемых подсистем, позволяют достаточно быстро создавать сами платформы. Вместе с тем уже построенные аппараты – это лишь прототипы, на которых отрабатываются отдельные решения. Основные временные и финансовые затраты по проектам беспилотных «верных ведомых» будут связаны не с созданием «железа», а с разработкой логики действия и соответствующего софта.
О важности этого направления некоторое время назад говорил один из самых авторитетных людей в российской беспилотной индустрии авиаконструктор Николай Долженков. По его словам, «можно допустить определенное отставание в каких-то других технологиях – элементной базе, целевых нагрузках, силовой установке, конфигурации, – но именно системы искусственного интеллекта будут определять дальнейший успех в развитии беспилотных комплексов». «Мы сейчас фокусируем наши усилия именно на повышении автономности действий. Нельзя сказать, что завтра все это будет решено. Нет, к этому ведет очень долгая дорога. Но то, что это точно генеральное направление развития … беспилотных аппаратов, – это главное», – уверен Долженков.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".