22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Семь баллов, три попытки: что изменилось в правилах сдачи экзаменов и получении водительских прав
Автомобили автомобили водители

Семь баллов, три попытки: что изменилось в правилах сдачи экзаменов и получении водительских прав

С апреля изменен целый ряд положений и правил при сдаче экзамена в Госавтоинспекции на право управления автомобилем. В ГИБДД уверяют, что практический экзамен теперь стал удобнее и проще. Вступили в силу поправки в положение о лицензировании автошкол, внесены уточнения в сроки действия водительских прав. Кого коснулись изменения?

Сдача экзамена в автошколе

©Эрик Романенко/ТАСС
Содержание:

Буква закона

Нововведения прописаны в дополнениях к ст. 25 и ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и в специальном постановлении правительства № 2177, а также приказе министра МВД России от 5 марта 2024-го № 90. Самые любопытные и принципиальные могут обратиться непосредственно к этим важным документам. Но, уверяю вас, разобраться в официальном документе непрофессионалу, не знакомому с правилами написания бюрократических бумаг, очень сложно. Все эти бесчисленные отсылки к другим постановлениям и законам, обороты типа «Подпункт «а» пункта 13 изложить в следующей редакции: «проезд по «колейной доске»…

Это реальная фраза из постановления, и поди разберись, о чем речь идет! Для того чтобы понять, что она означает, надо взять предыдущее постановление, в которое вносятся изменения, сопоставить их (лучше в виде таблицы), и только тогда выяснится, что речь идет о замене одного упражнения при сдаче практического экзамена по категории А на другое. В результате, к сожалению, многие мои коллеги и эксперты сделали не совсем верные выводы из этого важного документа. Попробуем разобраться, что же действительно изменилось.

Выбор автошколы

Начнем с того момента, когда приходится выбирать автошколу. Никому и никогда не советую искать по принципу «где дешевле»: выпускников таких «серых» автошкол могут просто не допустить к экзаменам в Госавтоинспекции. Речь идет об автошколах, не имеющих специального заключения ГИБДД о проверке учебно-материальной базы – площадок, образовательных классов, штата инструкторов с учебными авто. Дело в том, что инспекторы ГИБДД теперь проверяют у автошкол наличие всего этого по списку и выдают заключение о соответствии. Они этого не делали со времени коронавирусных ограничений, вот и расплодилось множество школ-однодневок, где есть только директор с печатью и бланками свидетельств о ее окончании. Сейчас проверки возобновлены. Если автошкола не имеет этого документа, она не сможет получить лицензию на ведение образовательной деятельности (или продлить уже действующую). Выпускников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.

Локальный некомплект: чего не хватает российскому автопрому

В любом случае до поступления в автошколу стоит проверить, есть ли у нее лицензия. Лучше всего это сделать на сайте Рособрнадзора в разделе «Реестр лицензий» (на осуществление образовательной деятельности) или на сайте Госавтоинспекции («Автошколы»). Там же можно и нужно посмотреть, есть ли заключение о проверке у этой автошколы, чтобы не столкнуться с проблемами перед сдачей экзаменов. Правда, этот раздел на портале, похоже, пока дорабатывается: «Перечень образовательных организаций находится в стадии наполнения и может не содержать информацию о ряде образовательных организаций, получивших заключения о соответствии учебно-материальной базы». Надеюсь, в ближайшее время сайт будет работать нормально. Но не забудьте посмотреть на этот документ в самой автошколе.

Семь штрафных баллов

В ГИБДД говорят, что практический экзамен – демонстрация навыков вождения в реальных городских условиях – стал удобнее и проще для кандидатов. Так, вместо 5 штрафных баллов за те или иные промахи начинающий водитель может набрать 7 баллов, прежде чем экзамен остановят, а кандидата отправят на пересдачу.

Под пристальным взглядом: влияют ли дорожные камеры на безопасность движения

По поводу «цены» каждой конкретной ошибки изменений нет. Сразу 5 штрафных баллов дадут за грубую ошибку. Не уступил дорогу пешеходам, имеющим преимущество; выехал на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления и т. д. – и всё, свободен. Так было раньше. Теперь экзамен будет продолжаться, но, думаю, недолго: внимание к такому кандидату станет очень пристальным. За ошибку «средней тяжести» (например, не пристегнул ремень безопасности) выпишут 2 штрафных балла. За небольшую ошибку дадут «всего» 1 балл (например, несвоевременно подал сигнал поворота и т. д.).

Такая «поблажка» – семь штрафных баллов вместо пяти – действительно может помочь при сдаче городского экзамена, ведь часто будущие водители сначала допускают мелкие промахи, а потом собираются с силами и успешно сдают тест. Но вообще добавка двух дополнительных баллов – это еще маловато, ведь раньше, когда кандидаты сдавали два практических экзамена (на площадке и в городе), то суммарно могли набрать 10 «штрафов». И в любом случае сдача или несдача экзамена так и остается в зависимости от настроения и квалификации инспектора ГИБДД. То есть в практической части экзамена присутствует элемент субъективности, в отличие от теоретической, которую принимает компьютер.

Мужчина во время теоретических занятий в автошколе ДОСААФ

В любом случае до поступления в автошколу стоит проверить, есть ли у нее лицензия

Виталий Белоусов/РИА Новости

Долгая пересдача

Изменились для кандидатов в водители и сроки пересдачи экзаменов. Это касается тех, кто не смог успешно сдать вождение с трех попыток. Ранее прийти на следующую пересдачу кандидаты могли не раньше, чем через месяц, и не позже, чем через три месяца. Теперь, если курсант не сдал вождение трижды, прийти на следующую пересдачу он сможет уже не ранее, чем через 6–9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Как объясняли в ГИБДД при обсуждении изменений, водители использовали пересдачи в качестве возможности «потренироваться». Не знаю, насколько это близко к истине, но новые правила мне кажутся чрезмерно жесткими.

Без гарантии: какие проблемы ждут владельцев машин из параллельного импорта

Во-первых, за такой длительный срок всякие навыки вождения, полученные в автошколе, забудутся напрочь. И надо будет заново проходить недешевый курс практических занятий. Во-вторых, за такой срок автоматически «сгорит» и результат теоретического экзамена, а значит, и тут понадобится пересдача после серьезной переподготовки. Как следствие, сдача экзамена станет более нервной, особенно во время третьей попытки, когда над кандидатом нависает риск остаться без прав еще на полгода как минимум. И, боюсь, у молодого человека после двух неудачных попыток либо опустятся руки («Ничего у меня не получается, все равно не сумею сдать!»), либо появится желание «договориться».

Кстати, статистика сдачи практического экзамена в ГИБДД показывает, что с первого раза это удавалось сделать только 11% кандидатов (по данным прошлого года). То есть лишь каждый девятый сразу получает водительское удостоверение! Можно, конечно, предположить, что автошколы учат плохо, но тогда получается, что из 7,2 тыс. этих образовательных учреждений (официальные данные ГИБДД) дают хорошее образование только восемьсот? В таком случае остальные надо закрыть из-за непрофессионализма! Однако я думаю, что, скорее всего, есть проблемы и у самих автошкол, и в системе экзаменов в ГИБДД. Над чем, конечно, тоже надо работать и работать.

Парктроник и «колейная доска»

Есть еще некоторые технические изменения в регламенте. На переднем пассажирском сиденье автомобиля за дублирующими педалями теперь может находиться представитель автошколы (раньше туда допускался только экзаменатор ГИБДД). Можно пользоваться парктроником, камерами заднего вида и системой кругового обзора (раньше во время экзамена было запрещено применять любые системы активной безопасности, которые облегчали процесс парковки автомобиля). Не нужно выполнять маневр «Начало движения на спуске». Но как курсант трогается после остановки на подъеме, проверят.

Обгонять или опережать другое транспортное средство во время экзамена необязательно. Ранее экзамен по вождению без этого не засчитывали, даже если обгонять или опережать было некого (или такая возможность не представилась).

Для тех, кто сдает экзамен на мотоциклетные права (категории А и М), ГИБДД ввела новое упражнение под названием «Колейная доска»: кандидату нужно проехать 10 метров по искусственной колее, не касаясь земли ногами, и остановиться перед линией «Стоп». А вот упражнения «Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места» и «Движение задним ходом» для мотоциклистов отменены.

Во время теоретических занятий в автошколе

Изменились для кандидатов в водители и сроки пересдачи экзаменов

Виталий Белоусов/РИА Новости

Замена иностранных прав на российские

Все иностранные граждане теперь могут пользоваться своими национальными или международными водительскими удостоверениями только в течение года с момента получения гражданства России или вида на жительство в нашей стране. Это касается и граждан РФ, которые сдали экзамены на права и получили водительские удостоверения за рубежом, после чего вернулись в страну. Им также надо получить российские права. Тут все понятно и логично.

Но что дальше сказано в изученном нами документе? Выдача российских национальных водительских удостоверений на основании иностранных, подтверждающих право на управление транспортом категорий A, В, М (мотоциклы, легковые автомобили, мопеды), «производится только после успешной сдачи теоретического экзамена». То есть повторно учиться в автошколе и получать справку о прохождении курсов не придется. А вот обладателям прав категорий С, D, СЕ, DЕ и подкатегорий к ним «необходимо предоставить документ о прохождении обучения, а также сдать теоретический и практический экзамены». То есть достаточно предъявить зарубежные права? Или не хватит? Медицинскую справку, например, точно до сдачи экзаменов нужно получать всем – так записано в разделе «Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами».

И с экзаменом не все ясно. Ведь не всякий дочитает до конца постановление. А ниже, например, в разделе 4 «Выдача российских национальных водительских удостоверений» есть подпункт «и»: «Документ о квалификации, подтверждающий прохождение итоговой аттестации <…> в форме квалификационного экзамена в организации, осуществляющей образовательную деятельность, после освоения основной программы профессионального обучения». В переводе на понятный язык это означает, что для получения российских профессиональных прав категорий С или D кандидату придется несколько месяцев грызть гранит науки в автошколе. Будь у него хоть 30-летний водительский стаж. А потом сдавать экзамены вместе с новичками – сначала выпускные, в автошколе, затем и в ГАИ.

Русские горки: что ждет отечественный рынок автокредитования в 2024 году

Зачем это было сделано, понятно. Нет у наших органов допуска к базам данных иностранных, пусть и дружественных государств, и найти официальное подтверждение, что гражданин в своей стране исправно учился и законно получил водительское удостоверение, сложно. Вот и решили, видимо, перестраховаться. Тем более что случаев, когда у водителей-иностранцев оказывались фальшивые права, немало. Но всем без исключения не доверять и отправлять учиться по новой, как мне кажется, перебор. Достаточно было бы проверить их знания и навыки во время экзаменов.

Такая строгость мне кажется непозволительной в ситуации, когда наблюдается острый дефицит профессиональных водителей. Так, по данным Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, который провел опрос владельцев транспортных компаний и водителей-дальнобойщиков, нехватка кадров в этой сфере составляет свыше 53%, большая часть водителей – старше 55 лет.

Впрочем, одно исключение в новых правилах есть. Оно касается национальных водительских удостоверений, выданных в Белоруссии гражданам РФ или белорусам, которые получили вид на жительство в России. Им не придется сдавать экзамены в ГИБДД и получать российские документы. Их водительские права приравнивают к нашим.

Остальные «новые русские», не заменившие иностранное водительское удостоверение в положенный по закону срок, будут считаться водителями, которые управляют автомобилем без документов. Причем у инспектора ГАИ не возникнет проблем с проверкой даты их въезда в Россию или получения вида на жительство – достаточно только заглянуть в паспорт (или документ о предоставлении ВНЖ). Понятно, что эти документы не входят в число обязательных для водителя, но инспектор, как сотрудник полиции, имеет полное право проверить гражданина по базе данных МВД. Со всеми вытекающими последствиями: штраф от пяти до 15 тыс. руб. (ч.1. ст. 12.7 КоАП РФ) и отправка машины на штрафстоянку.

В положенный срок

Перечислим еще несколько изменений, касающихся российских водителей. Во-первых, к обучению в автошколе на управление автобусом (категория D и подкатегория D1) кандидаты теперь допускаются только при наличии стажа управления транспортным средством категорий B или С (легковой автомобиль или грузовик) не меньше года. И важен возраст – старше 21 года. Тут все логично: водитель автобуса отвечает за жизни и здоровье десятков пассажиров, и опыт, пусть небольшой, просто необходим.

Водитель электробуса

Учиться управлять автобусом теперь допускают только тех, у кого есть права категорий B или С

Михаил Воскресенский/РИА Новости

Во-вторых, тот, кого суд лишил прав (или человек по каким-то причинам не вернул водительское удостоверение после лишения), не допускается к экзамену и не может открыть другую категорию. Раньше он мог пройти обучение и даже сдать экзамен в ГИБДД.

И в-третьих, нам на три года продлили водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2024–2025 годах. Говорят, сделано это в заботе о гражданах, чтобы они меньше тратили времени на бюрократические процедуры. (Хотя лично у меня поход в МФЦ занял полчаса, и через неделю новые права были готовы. Но спасибо за заботу.) За заменой потребуется обратиться в Госавтоинспекцию только в 2027-м или в 2028-м. Впрочем, при желании новые права можно получить и раньше. И я рекомендую сделать это в положенный срок. Хотя бы потому, что при въезде на автомобиле в соседние страны (например, Белоруссию) у вас могут возникнуть проблемы. Ведь на их территории приказ нашего министра не действует, как не будет считаться действующим и ваше автоматически продленное водительское удостоверение.

…За последние десять лет это уже как минимум третья реформа системы организации экзаменов на получение водительского удостоверения. Как следствие, число граждан, успешно их сдающих с первого раза, сократилось в разы (как и количество желающих получить права – на 40%). Зато снизилась аварийность среди молодых водителей. Но прямой связи я тут не вижу. Тем более что 90% ДТП случаются по вине водителей опытных.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".