"Зло не существует": японская медитация с неожиданным финалом
До экранов кинотеатров добралась картина японца Рюсукэ Хамагути «Зло не существует», на последнем Венецианском кинофестивале завоевавшая особый приз жюри и премию кинокритиков ФИПРЕССИ. Хамагути за короткий срок стал одним из самых известных и почитаемых любителями авторского кино японских постановщиков.
Три его последние работы («Случайность и догадка», «Сядь за руль моей машины» и, собственно, «Зло не существует») обрели призы трех главных европейских киносмотров: Берлинского, Каннского и Венецианского соответственно. «Сядь за руль моей машины» принес Хамагути еще и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Загадочная и не вписывающаяся в каноны одного жанра картина «Зло не существует» помогла Хамагути обрести еще больше поклонников.
Синопсис фильма на русском языке выдает слишком много информации, отчего «Зло не существует» начинаешь смотреть с несколько неправильными ожиданиями. Ждешь, когда произойдет некоторое важное анонсированное событие, а оно все не происходит и не происходит. Вместо детектива или даже триллера, на которые настраивало описание, – медитативное наблюдение за природой и за жизнью деревенского разнорабочего Такуми (Хитоси Омика) и его маленькой дочери Ханны (Рё Нисикава). Такуми рубит дрова, помогает товарищу, чья жена открыла в деревне кафе, носить чистейшую местную родниковую воду – ее используют во время готовки.
Герой всегда погружен в себя, немногословен, даже суров, зато каждое дерево им изучено, каждая птица ему знакома, каждая оленья тропа изведана. У него проблемы с вниманием («Неужто СДВГ?» – поначалу подумает зритель, интересующийся психологией.) То и дело Такуми забывает забрать из школы дочь Ханну, но, правда, ее это явно не расстраивает. Девочка, как и ее отец, знает многое о природе и о лесе рядом с домом в частности. Долгие проезды камеры по лесу постепенно создают ощущение, что и мы уже неплохо изучили этот мир.
Судя по всему, Такуми недавно потерял жену, и именно этим можно объяснить его невнимательность по отношению к дочери, которую безусловно любит. Он не знает, как справиться со своими переживаниями, и на Ханну, с чьими чувствами ему тоже потенциально придется встретиться, не хватает сил. Зато сил ему хватает на борьбу с компанией, собирающейся построить глэмпинг в его деревне, которая находится недалеко от Токио.
Представители компании Такахаши (Рюдзи Косака) и Маюдзуми (Аяка Сибутани), которые на самом деле ничего не решают, приезжают провести встречу с местными жителями, чтобы показать, будто они заботятся и об их интересах тоже. Однако деревенские мало того, что отнюдь не дураки – они еще и весьма сплочены. Они яростно пытаются защитить родные места, которые окажутся загрязненными, если план строительства не будет скорректирован.
Тут происходит довольно неожиданный сюжетный поворот: оппоненты, и женщина, и мужчина, проникаются симпатией к жителям деревни, прислушиваются к ним. Однако принимать решение все равно будет их босс, заинтересованный лишь в собственном обогащении. Непонятно на что рассчитывая, Такахаши и Маюдзуми снова приезжают в деревню и просят Такуми как уважаемого соседями человека стать их консультантом.
Проводя с ним день, Такахаши всерьез задумывается о том, чтобы бросить городскую жизнь и приобщиться к существованию на природе. В этот момент и происходит драматическое событие, после которого каждый зритель останется с собственной трактовкой как произошедшего, так и всей картины в целом.
С одной стороны, в фильме, хоть и намеками, но звучит тема горевания и вызванного им разрыва коммуникации между близкими людьми. В этом смысле Хамагути продолжает линию его предыдущей картины «Сядь за руль моей машины». В ней главный герой ставил Чеховского «Дядю Ваню» и пытался изжить свою травму: потерю дочери, а потом и жены. Но «Зло не существует» выходит за рамки традиционной драмы.
В фильме действительно много необъяснимого, его концовку можно трактовать как с рациональной точки зрения, так и с иррациональной. Реалистическая это вообще картина или мистическая? Вопросов после фильма остается гораздо больше, чем ответов. Невозможно даже понять авторскую позицию Хамагути касательно зла.
Существует оно все-таки или нет? Отрицательные поначалу персонажи по ходу развития сюжета становятся почти положительными, а положительные могут совершать сомнительные с этической точки зрения поступки. Но ведь добро и зло – понятия, придуманные человеком, в природе их не существует.
Природа, меж тем, едва ли не главная героиня «Зло не существует». Отношение к ней у жителей города и жителей деревни в фильме совершенно разное. У первых – потребительское. У вторых – почтительное, благодарное.
Первые считают себя властителями природы, вторые понимают, что роль человека второстепенна. Можно интерпретировать финал работы Хамагути как отпор природы человеку вообще – тогда он кажется логичным. Когда нападают представители другой «страны», становится неважно, кто из них поддерживал это нападение.
Известно, что изначально Рюсукэ Хамагути собирался снять не фильм, а видеоряд для концертов композитора проекта Эико Исибаси – она в итоге даже значится соавтором сценария «Зло не существует». Но, увлекшись созданием образов, соответствующих музыке, Хамагути в итоге придумал художественный фильм (впрочем, и визуал для концертов коллеги из отснятого материала тоже смонтировал). Возможно, и анализировать работу Хамагути нужно так же, как музыку: больше думать не о сюжете, а о чувствах и ассоциациях, которые появляются во время просмотра.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".