11 октября 2024
USD 97.24 +0.29 EUR 106.51 +0.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Сто лет тому вперед": новая жизнь Алисы Селезневой
кинофильмы Культура

"Сто лет тому вперед": новая жизнь Алисы Селезневой

В прокате идет картина «Сто лет тому вперед» режиссера Александра Андрющенко и продюсера Федора Бондарчука – очень вольная адаптация произведений Кира Булычева, легших в основу советского сериала «Гостья из будущего» и мультфильма «Тайна третьей планеты». Фильм занял первое место по сборам за последний уик-энд, но не оправдал прогнозы экспертов, которые ожидали большего зрительского ажиотажа.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Сто лет тому вперед"

©"Централ Партнершип"

Оценка «Ста лет тому вперед» во многом зависит от того, какими конкретный зритель хочет видеть современные российские блокбастеры. Если мечтать о том, чтобы в России появлялись фильмы, которые с визуальной и с технической точки зрения могли сравниться с голливудскими хитами, то к авторам «Ста лет тому вперед» сложно предъявить какие-то основательные претензии. Им удалось создать фантастическую картину, которую действительно можно поставить рядом с проектами Marvel (в первую очередь, со «Стражами Галактики» и с «Капитаном Марвел»), cо «Звездными войнами», «Дюной», «Матрицей» и т. д.

Мир, созданный в «Сто лет тому вперед», выглядит очень эффектно, и, хотя порой и кажется холодным, не вполне обжитым, критиковать за это авторов не хочется. Никакого визуального «кринжа» в фильме нет, а этим может похвастаться отнюдь не любая российская картина даже с относительно большим бюджетом. Да, многие персонажи и локации выглядят так, будто мы их уже где-то видели, но это не мешает радоваться тому, каким высоким стал уровень компьютерной графики и уровень мастерства людей, которые ей занимаются.

Кадр из фильма "Сто лет тому вперед"

Кадр из фильма "Сто лет тому вперед"

"Централ Партнершип"

С точки зрения сюжетостроения «Сто лет тому вперед» тоже наследует от многих голливудских хитов, и в данном случае это скорее минус. Вторая часть картины утомляет нескончаемым (и не самым изобретательным) экшеном и бесконечными путешествиями во времени. За логикой и смыслом происходящего становится сложно уследить, а человеческое почти теряется за героическим. Вероятно, это связано еще и с убежденностью создателей картины, что зрители мультиплексов разучились смотреть более спокойное по темпу кино.

ММКФ-2024: пришелец на Урале и роботы на Марсе

Отчасти так и есть, но дело все-таки в балансе, и он в данном случае не соблюден. Обидно, что сценарист Андрей Золотарев, ставший одним из авторов «Сто лет тому вперед», прекрасно умеет рассказывать человеческие истории: именно он вместе с Жорой Крыжовниковым написал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Впрочем, сравнивать кино с сериалами тоже несправедливо: уже давно именно сериалы с их большим хронометражем называют новыми романами.

Зато в фильме по-настоящему отличный кастинг и, что большая редкость даже для Голливуда, удачные злодеи. Их мотивация, конечно, банальна, как и мотивация большинства антагонистов, зато харизмы – хоть отбавляй. Вернувшийся не так давно на большие экраны Александр Петров отрывается в роли космического пирата Весельчака У: образ сел на него как влитой. Петров любит создавать в кадре драматический накал (многие даже упрекают его в переигрывании), но фильм Александра Андрющенко демонстрирует, что в комическом амплуа он едва ли не более органичен. Юра Борисов тоже предстает в достаточно необычном для себя образе лишенного всяких эмоций монстра Глота. Актер, чье неимоверное обаяние обычно невозможно игнорировать, даже когда он изображает персонажей морально неоднозначных, убедительно играет исчадие ада.

Кадр из фильма "Сто лет тому вперед"

Кадр из фильма "Сто лет тому вперед"

"Централ Партнершип"

Замечательны и главные герои: наш современник, школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) и его ровесница Алиса Селезнева (Даша Верещагина), обитающая в Москве 2124 года. У обоих актеров явно большое будущее, причем, возможно, не только в России. Эйдельштейн вместе с тем же Юрой Борисовым уже снялся в картине «Анора» культового американского независимого постановщика Шона Бейкера («Проект "Флорида"»). В мае премьера картины состоится в основном конкурсе Каннского фестиваля. Верещагина выбрана на роль Фурии – героини комиксов издательства Bubble, чей «Майор Гром» пользовался большим успехом на международном Netflix (впрочем, сегодня подобное уже невозможно).

"Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца": обаятельное драмеди о крови и любви

Коля и Алиса получились у актеров трогательными, обаятельными, при этом сильными – за ними приятно наблюдать даже в те моменты, когда их характеры никак не развиваются. Герои Булычева в фильме стали старшеклассниками, поэтому у них, конечно, возникает романтический интерес друг к другу. Эйдельштейн и Верещагина изображают его деликатно, но химия между их персонажами чувствуется.

Неожиданна Виктория Исакова в качестве экшен-героини. Ее Кира Селезнева – мама Алисы – оказалась заперта в прошлом, куда переместилась, спасая мир от катастрофы. Теперь она учительница физики, у которой в подсобке Коля и находит – нет, не миелофон – космион. Магический артефакт, перемещающий его в будущее. Там он встретит Алису, уверенную в том, что ее мать не умерла (в обратном ее убеждает отец – Константин Хабенский). Попытка отыскать мать в прошлом обернется в итоге очередной схваткой за судьбу вселенной.

Уже в самом финале «Сто лет тому вперед» обретает пронзительную интонацию: новая версия «Прекрасного далека», звучащая перед титрами, способна даже вызвать слезы. То ли из-за отсутствия классического хэппи-энда (финал напоминает о трилогии Филипа Пулмана «Северное сияние»). То ли из-за осознания, что прекрасное далеко вполне может оказаться жестоко.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль