"Сто лет тому вперед": новая жизнь Алисы Селезневой
В прокате идет картина «Сто лет тому вперед» режиссера Александра Андрющенко и продюсера Федора Бондарчука – очень вольная адаптация произведений Кира Булычева, легших в основу советского сериала «Гостья из будущего» и мультфильма «Тайна третьей планеты». Фильм занял первое место по сборам за последний уик-энд, но не оправдал прогнозы экспертов, которые ожидали большего зрительского ажиотажа.
Оценка «Ста лет тому вперед» во многом зависит от того, какими конкретный зритель хочет видеть современные российские блокбастеры. Если мечтать о том, чтобы в России появлялись фильмы, которые с визуальной и с технической точки зрения могли сравниться с голливудскими хитами, то к авторам «Ста лет тому вперед» сложно предъявить какие-то основательные претензии. Им удалось создать фантастическую картину, которую действительно можно поставить рядом с проектами Marvel (в первую очередь, со «Стражами Галактики» и с «Капитаном Марвел»), cо «Звездными войнами», «Дюной», «Матрицей» и т. д.
Мир, созданный в «Сто лет тому вперед», выглядит очень эффектно, и, хотя порой и кажется холодным, не вполне обжитым, критиковать за это авторов не хочется. Никакого визуального «кринжа» в фильме нет, а этим может похвастаться отнюдь не любая российская картина даже с относительно большим бюджетом. Да, многие персонажи и локации выглядят так, будто мы их уже где-то видели, но это не мешает радоваться тому, каким высоким стал уровень компьютерной графики и уровень мастерства людей, которые ей занимаются.
С точки зрения сюжетостроения «Сто лет тому вперед» тоже наследует от многих голливудских хитов, и в данном случае это скорее минус. Вторая часть картины утомляет нескончаемым (и не самым изобретательным) экшеном и бесконечными путешествиями во времени. За логикой и смыслом происходящего становится сложно уследить, а человеческое почти теряется за героическим. Вероятно, это связано еще и с убежденностью создателей картины, что зрители мультиплексов разучились смотреть более спокойное по темпу кино.
Отчасти так и есть, но дело все-таки в балансе, и он в данном случае не соблюден. Обидно, что сценарист Андрей Золотарев, ставший одним из авторов «Сто лет тому вперед», прекрасно умеет рассказывать человеческие истории: именно он вместе с Жорой Крыжовниковым написал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Впрочем, сравнивать кино с сериалами тоже несправедливо: уже давно именно сериалы с их большим хронометражем называют новыми романами.
Зато в фильме по-настоящему отличный кастинг и, что большая редкость даже для Голливуда, удачные злодеи. Их мотивация, конечно, банальна, как и мотивация большинства антагонистов, зато харизмы – хоть отбавляй. Вернувшийся не так давно на большие экраны Александр Петров отрывается в роли космического пирата Весельчака У: образ сел на него как влитой. Петров любит создавать в кадре драматический накал (многие даже упрекают его в переигрывании), но фильм Александра Андрющенко демонстрирует, что в комическом амплуа он едва ли не более органичен. Юра Борисов тоже предстает в достаточно необычном для себя образе лишенного всяких эмоций монстра Глота. Актер, чье неимоверное обаяние обычно невозможно игнорировать, даже когда он изображает персонажей морально неоднозначных, убедительно играет исчадие ада.
Замечательны и главные герои: наш современник, школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) и его ровесница Алиса Селезнева (Даша Верещагина), обитающая в Москве 2124 года. У обоих актеров явно большое будущее, причем, возможно, не только в России. Эйдельштейн вместе с тем же Юрой Борисовым уже снялся в картине «Анора» культового американского независимого постановщика Шона Бейкера («Проект "Флорида"»). В мае премьера картины состоится в основном конкурсе Каннского фестиваля. Верещагина выбрана на роль Фурии – героини комиксов издательства Bubble, чей «Майор Гром» пользовался большим успехом на международном Netflix (впрочем, сегодня подобное уже невозможно).
"Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца": обаятельное драмеди о крови и любви
Коля и Алиса получились у актеров трогательными, обаятельными, при этом сильными – за ними приятно наблюдать даже в те моменты, когда их характеры никак не развиваются. Герои Булычева в фильме стали старшеклассниками, поэтому у них, конечно, возникает романтический интерес друг к другу. Эйдельштейн и Верещагина изображают его деликатно, но химия между их персонажами чувствуется.
Неожиданна Виктория Исакова в качестве экшен-героини. Ее Кира Селезнева – мама Алисы – оказалась заперта в прошлом, куда переместилась, спасая мир от катастрофы. Теперь она учительница физики, у которой в подсобке Коля и находит – нет, не миелофон – космион. Магический артефакт, перемещающий его в будущее. Там он встретит Алису, уверенную в том, что ее мать не умерла (в обратном ее убеждает отец – Константин Хабенский). Попытка отыскать мать в прошлом обернется в итоге очередной схваткой за судьбу вселенной.
Уже в самом финале «Сто лет тому вперед» обретает пронзительную интонацию: новая версия «Прекрасного далека», звучащая перед титрами, способна даже вызвать слезы. То ли из-за отсутствия классического хэппи-энда (финал напоминает о трилогии Филипа Пулмана «Северное сияние»). То ли из-за осознания, что прекрасное далеко вполне может оказаться жестоко.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль