31 января 2025
USD 98.01 -0.01 EUR 102.78 +0.37
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Премьеры конца января: старушки с ядовитыми грибами, зимний Тбилиси, два дирижера, Модильяни и слово пацана по-французски
кинофильмы Культура

Премьеры конца января: старушки с ядовитыми грибами, зимний Тбилиси, два дирижера, Модильяни и слово пацана по-французски

Рассказываем о кинопремьерах конца января. Франсуа Озон наблюдает в своей новой картине «Что случилось осенью» за двумя пенсионерками с загадочным прошлым. Бакур Бакурадзе в трагикомедии «Снег в моем дворе» рассказывает о друзьях детства, переживающих кризис среднего возраста. Драмеди «Братья по нотам» Эммануэля Курколя посвящено внезапному воссоединению двух музыкально одаренных братьев. «Моди: три дня на крыльях безумия» – неожиданный байопик о великом итальянце Амедео Модильяни, срежиссированный Джонни Деппом. Криминальная мелодрама «Разбитые сердца» Жиля Леллуша совмещает кровь с любовью.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Что случилось осенью"

©«A-One»

«Что случилось осенью»: Франсуа Озон о старости, парадоксах морали и грибах

Один из самых любимых в России французских режиссеров Франсуа Озон продолжает регулярно снимать хорошее кино, причем его почерк узнаваем, в каких бы жанрах он ни работал. Жанр его новой работы «Что случилось осенью» – сложносочиненный: это и драма, и детектив, и элегическая зарисовка об осени во французской провинции, и, как почти всегда у Озона, немного комедия, и даже эссе о грибах.

Фестиваль "Сандэнс-2025": женщина, ставшая креслом, и секта поп-звезды

В центре повествования героиня на пенсии – что все еще является редкостью для кино. Мишель (Элен Венсан, номинированная за эту роль на премию «Сезар») ведет тихую жизнь в маленьком городке. Она проводит время за готовкой, походами в лес за грибами с подругой Мари-Клод (Жозиан Баласко), чтением книг и ожиданием встреч с дочерью Валери (Людивин Санье) и внуком Лукасом (Гарлан Эрлос). Когда последние приезжают к ней, чтобы Лукас провел школьные каникулы с бабушкой, происходит чрезвычайная ситуация. Мишель случайно скармливает дочери ядовитый сатанинский гриб, и та попадает в больницу.

После произошедшего Валери больше не готова доверять матери и увозит от нее внука, с которым та так мечтала провести, наконец, побольше времени. Мишель тоскует и уже начинает сомневаться в себе: а действительно ли она отравила дочь случайно? Тем более что та явно никогда не проявляет к матери никаких теплых чувств.

После того, как из тюрьмы выходит сын Мари-Клод по имени Венсан (Пьер Лоттен), с которым у Мишель отличные отношения, он решает помочь ей в ситуации с дочерью, продолжающей избегать общения с матерью. Однако все идет не по плану. А еще зрители узнают о причинах дурного отношения Валери к Мишель.

Озон сделал кино, может, и не идеальное, проседающее в какой-то момент по ритму, но определенно запоминающееся и своей медитативной атмосферой живописного городка, неотделимого от природы вокруг, и парадоксальностью событий. Он рисует портрет героини, поведение которой можно расценивать очень по-разному, но к которой сложно не испытывать симпатию. В интервью режиссер говорил о том, что ему не интересен черно-белый мир, он не стремится наделять фильм моралью. Он хочет задавать вопросы и оставлять пространство для интерпретаций и оценок – и ему действительно это блестяще это удается.

«Снег в моем дворе»: тбилисская элегия о связи сквозь время и пространство

Предыдущий фильм Бакура Бакурадзе «Брат Дэян» вышел почти десять лет назад, но ожидание новой работы стоило того. «Снег в моем дворе», только что победивший в трех номинациях Национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов «Белый слон» (лучшая режиссерская и операторская работа, лучший звук) – картина, которую хочется смаковать. Редкий фильм, оставляющий после себя долгое, горько-сладкое послевкусие.

Интересно, что «Снег в моем дворе» можно назвать автофикшном: сюжет вдохновлен историей, которая действительно произошла с Бакуром Бакурадзе и другом его детства Леваном Гоголадзе. Главный герой «Снега в моем дворе» Леван (соавтор сценария Леван Гоголадзе) прожил всю жизнь в Тбилиси. Его товарищ детства Гиви (сам Бакур Бакурадзе) уже давно переехал в Москву и стал режиссером авторского кино, чьи картины принимали участие даже в Каннском кинофестивале. Однако Гиви не знает, куда двигаться и в творчестве, и в личной жизни.

Кадр из фильма "Снег в моем дворе"

Кадр из фильма "Снег в моем дворе"

«K-24»

В этот момент его в соцсетях и находит Леван, чья жизнь и вовсе давно скатилась под откос. Когда-то он выступал за сборную Грузии по регби. Теперь, пережив инсульт и мучаясь от диабета и панических атак, расставшись с матерью своих восьмилетних тройняшек, он прозябает в нищете. Вместе с молодым соседом (Гиорги Бакурадзе) ворует по мелочи, чтобы выжить. Из радостей – две любимые собаки: старушка Джесси Большая и подросток Джесси Маленькая. А еще общение с Гиви, который поначалу просто отправляет ему деньги на лекарства, а потом придумывает для него дополнительную мотивацию: он просит Левана записывать то, что с ним происходит. Все те обыденные рутинные события, в которых только пытливый взгляд способен различить поэзию и красоту.

Самые ожидаемые фильмы 2025 года: Супермен, Франкенштейн, Пушкин и Шекспир

Бакура Бакурадзе («Шультес», «Охотник») причисляют обычно к направлению медленного кино. «Снег в моем дворе» – действительно медленное, малособытийное, но вместе с тем совершенно гипнотическое кино. В связи с ним вспоминаются и картины франко-грузинского классика Отара Иоселиани, и «Патерсон» Джима Джармуша, и «Идеальные дни» Вима Вендерса, и работы Хон Сан-су или Хирокадзы Корээды.

У картины особенная меланхоличная атмосфера: магия снежного Тбилиси и просыпающихся от зимы гор, нежность собак и возродившаяся спустя годы дружеская связь все равно не позволяют забыть о том, в каком незавидном положении находится главный герой – то ли сломленный жизнью человек, то ли не выросший ребенок. Бывшая жена сравнивает Левана с его детьми, считая, что его психологический возраст совсем не соответствуют возрасту реальному. Однако если даже Маленькой Джесси удается начать взрослеть, может быть, получится и у Левана?

«Братья по нотам»: драмеди о генетическом таланте к музыке

Премьера картины Эммануэля Курколя («Триумф») состоялась на Каннском фестивале. Только что фильм получил семь номинаций на главную французскую кинопремию «Сезар». История, рассказанная в «Братьях по нотам», могла бы стать основой какого-нибудь бразильского сериала, но Эммануэль Курколь сотворил из нее гуманистическое драмеди с социальным подтекстом.

Тибо Дезормо (новая французская звезда Бенжамен Лаверн) – всемирно известный дирижер, руководящий оркестром и в США, и в родном Париже. Упав в обморок на репетиции, он вскоре узнает, что болен лейкемией. Ему срочно нужен донор-родственник для пересадки костного мозга. Так Тибо и обнаруживает, что на самом деле он приемный ребенок, и где-то у него есть родной брат. Им оказывается работающий в столовой завода в провинциальном городке Джимми (Пьер Лоттен). Он как раз знал о том, что он приемный ребенок, но не догадывался о существовании такого близкого родственника.

Кадр из фильма "Братья по нотам"

Кадр из фильма "Братья по нотам"

«U Films»

Джимми соглашается помочь Тибо, и после этого они потихоньку начинают налаживать связь друг с другом. Оказывается, что и Джимми тоже обладает музыкальным талантом. Более того, у него абсолютный слух, чего он даже не осознает: ему некому было об этом сказать. Он безошибочно угадывает любую ноту, даже если это чей-то крик или гудок машины. Джимми играет на тромбоне в любительском духовом оркестре, ценит джаз и в иной ситуации добился бы куда больших успехов на музыкальном поприще.

"Плохая девочка": как CEO захотела стать кошечкой

Однако условия, в которых рос Джимми, не позволили ему должным образом развить свой талант. Он не мог закончить консерваторию и не мог при всем желании достичь профессионального уровня Тибо (не стоит, конечно, преуменьшать и труд последнего). Тибо понимает всю несправедливость ситуации, в которую попали братья, а значит, и ситуации в мире в целом. Доступ к образованию, славе и деньгам открывает не только труд, но и уровень жизни и возможности семьи. Джимми никогда не сможет сравняться с братом, как бы ни старался – время ушло.

Но, несмотря на остросоциальную проблематику, «Братья по нотам» фильм не про разъединение, а про объединение: братьев, представителей разных классов, музыкальных жанров. Мегаполиса и провинции, большой сцены и улицы, жизни и смерти. Картина про музыку как универсальный язык.

«Моди: три дня на крыльях безумия»: неожиданный портрет Модильяни

Джонни Депп постепенно возвращается в кинематограф, после того как его почти отменили из-за громких скандалов в личной жизни. И, несмотря на то, что его личные качества до сих пор вызывают у многих обоснованные вопросы, стоит признать, что его вторая режиссерская работа получилась любопытной. Полнометражный режиссерский дебют Деппа «Храбрец» с ним самим и Марлоном Брандо в главных ролях вышел аж в 1997 году и попал тогда в основной конкурс Каннского кинофестиваля.

В новой картине центральную роль Депп отдал итальянской звезде Риккардо Скамарчо – он изобразил великого художника и скульптора Амедео Модильяни, прожившего всего 35 лет. Модильяни в фильме 31, а Скамарчо в реальности 45, и это все-таки заметно, но восприятию картины не мешает.

Кадр из фильма: "Моди: три дня на крыльях безумия"

Кадр из фильма "Моди: три дня на крыльях безумия"

«RVW Film»

Депп, подобно, например, Пабло Ларраину, сделал не классический байопик, описывающий все этапы становления личности, а фильм, охватывающий всего несколько дней из жизни героя. Разумеется, дней важных. В Париже 1916 года Модильяни кутит с друзьями Хаимом Сутиным (Райан МакПарланд) и Морисом Утрилло (Брюно Гуэри), которые тоже пока не подозревают о том, что их картины будут выставляться в лучших музеях мира и стоить миллионы.

"Мегалополис": проект мечты Фрэнсиса Форда Копполы

Предается страсти, ссорится и пишет портрет своей возлюбленной, журналистки и поэтессы Беатрис Гастингс (Антония Деспла). Напивается и кашляет кровью. Наведывается к меценату Леопольду Зборовскому (Стивен Грэм), который пытается продавать картины Моди. И, главное, надеется на встречу с известным коллекционером Морисом Ганья (Аль Пачино) – только он, кажется, способен сделать так, чтобы фамилия Модильяни прогремела на весь мир.

Подзаголовок картины выбран не случайно: Джонни Депп действительно снял картину об особенном безумии художников, которое может способствовать как творению, так и разрушению. Кажется, совершенно безумен и оттого гениален чудак Сутин, рисующий зловонную тушу, пытаясь таким образом вернуть корову обратно к жизни. Безумен Утрилло, обещающий уйти на войну и тут же об этом забывающий. Безумен Модильяни, который постоянно видит в снах образ близкой смерти и потом транслирует мрачные настроения в творчестве. В приступе отчаяния, нонконформизма и почти сумасшествия он уничтожает свои работы. Уж о чем о чем, а о саморазрушении Депп знает не понаслышке – так же, как и о большом таланте.

«Разбитые сердца»: криминальные страсти и немного сказки

Почти трехчасовая криминальная мелодрама Жиля Леллуша «Разбитые сердца» участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля, где получила весьма скромные оценки прессы. Впрочем, это не помешало фильму стать большим хитом французского проката и быть номинированным на премию «Сезар» в 13 категориях.

История, легшая в основу картины, стара как мир: умница и хулиган влюбляются друг в друга, но множество препятствий мешают им быть вместе.

Кадр из фильма "Разбитые сердца"

Кадр из фильма "Разбитые сердца"

«Capella Film»

Пятнадцатилетняя Жаклин (Мэллори Ванэк), которую после смерти матери воспитывает отец (Ален Шаба), переходит в новую школу. Едва выйдя из школьного автобуса, она знакомится с семнадцатилетним Клотером (Малик Фрика), одним из местных «пацанов», давно плюнувшим на учебу. Красота и дерзость Жаки (так Клотер называет девушку) мгновенно очаровывают юношу. Быстро развивающиеся отношения несутся к трагическому финалу. Связавшись с бандитами, Клотер в итоге оказывается в тюрьме за преступление, которого не совершал.

Кадры вне рамок. Двенадцать самых запоминающихся фильмов 2024 года

Фильм делится на две части: уже повзрослевших, но все еще помнящих друг о друге Жаки и Клотера изображают уже Адель Экзаркопулос и Франсуа Сивиль. Несмотря на звездный статус последних, более удачной оказывается первая половина картины. Между совсем молодыми персонажами больше химии и искры, в их чувства веришь больше, чем в эмоции тех, кто, казалось бы, должен был уже перерасти подростковую любовь. Кроме того, поначалу довольно сильное впечатление производит форма картины: Леллуш экспериментирует с планами, ракурсами и монтажом, заливает экран яркими красками, не забывает о выразительном ретро-саундтреке. Некоторые эпизоды сделаны почти как мюзикл, некоторые напоминают эффектный клип.

В первой части ленты много драйва, азарта и даже иронии. Вторая, мрачная и пафосная половина (с редкими вкраплениями не всегда уместного черного юмора) постепенно утомляет. Нельзя кататься на аттракционе слишком долго: закружится голова.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".