- Главная страница
- Статьи
- Почему Победа в Великой Отечественной еще долго будет определять положение России в мире
Почему Победа в Великой Отечественной еще долго будет определять положение России в мире

Россия – это страна-цивилизация с множеством специфических особенностей. Среди этих черт есть одна действительно уникальная и хорошо заметная на общем фоне мировой истории, где даже самые могущественные народы исчезают или теряют подлинный суверенитет (как это произошло, например, с европейцами). Эта особенность состоит в том, что основной смысл нашей государственности – гарантированно обеспечить создавшему Россию народу возможность жить только по своей воле. Именно в этом наши предки 700 лет назад нашли основу для объединения; поэтому они создали общество, открытое к равноправной интеграции других языков и религий; ради свободы и независимости от кого бы то ни было построили огромную державу, вооруженную теперь самым смертоносным оружием в мире. Преодолеть стремление России, говоря словами историка Доминика Ливена, «с безграничной храбростью, упорством и самопожертвованием сражаться за свою особую, независимую нишу в современном мире» не может даже наша собственная дурь и зачастую безграмотность. И, стало быть, точно не способен никакой внешний противник.
На этом пути Россия одержала 80 лет назад самую масштабную в своей истории военную победу – разгромила фашистскую Германию, опиравшуюся на экономический и человеческий потенциал почти всей континентальной Европы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов оказалась колоссальной по масштабу и интенсивности боевых действий, количеству жертв, которые пришлось принести на алтарь победы. Однако в силу исторических обстоятельств эта победа приобрела фундаментальное значение именно для того, что определяет смысл существования России, – ее положения в мировых делах. Поэтому у нас есть все основания встречать День Победы как главный национальный праздник. И он, видимо, таким останется, даже когда уйдут те, кто мог непосредственно соприкасаться с участниками событий, – дети, внуки и правнуки победителей.
Завершение войны на руинах Третьего рейха определило место России в современном мире на десятилетия, если не на столетия вперед, поскольку, разгромив фашизм, она вошла в ядерную эпоху державой-победительницей. Появление через несколько лет после Победы оружия, сделавшего обладателей его масштабных запасов непобедимыми сверхдержавами, изменило ход человеческой истории. Россия, как и США, оказалась к этому наиболее подготовленной в том, что касается ее международного положения. Во-первых, она заняла место на вершине международной системы. Во-вторых, именно Россия следующие 70 лет была единственной страной, противостоящей один на один сильнейшей державе Запада. Оба эти свойства неизбежно и быстро привели к необходимости создать ядерное оружие. И затем обзавестись таким его арсеналом, чтобы полностью исключить внешнюю угрозу нашему существованию. Не случайно до сих пор ни одно государство не смогло приблизиться в части ядерного могущества к главным победителям во Второй мировой войне – России и США. Китай, уже практически ставший первой экономикой мира, только-только начинает сокращать отставание в сфере ядерных возможностей.

Советские военнослужащие, вернувшиеся с фронта. Минск, июль 1945
Владимир Лупейко/ТАССДля России создание и поддержание собственной стратегической непобедимости было после Второй мировой естественным продолжением всей ее истории с момента, когда началось объединение Русских земель вокруг Москвы. Российское государство возникает, по точному определению Василия Ключевского, как «вооруженная Великороссия» – военная организация создавшего ее народа, важнейшим предназначением которой была борьба с теми, кто хотел лишить этот народ свободы или самой жизни.
Поэтому в России не создано ничего, подобного теории государства Томаса Гоббса с его «Левиафаном» или «Общественного договора» Жан-Жака Руссо. В обеих этих концепциях, что характерно для цивилизации Запада, смыслом государственности названо сдерживание граждан от истребления друг друга. В России дело иное: жители ее земель не нуждались в том, чтобы жесткое государственное управление сдерживало братоубийство, – оно и так не практиковалось в угрожающих существованию народа масштабах. Не было здесь и необходимости мудрого администрирования хозяйственной деятельности, как в Китае или на засушливом Юге Евразии, где в центре находится чиновник, доблесть которого – в распределении воды или трудовых ресурсов на рисовых полях.
Истоки поведения: как формировалась внешнеполитическая культура России
Изначальное предназначение нашего государства – это оборонительная война. Только с этой задачей русский человек не мог никогда справиться в одиночку. И, как показали вражеские нашествия середины XIII века, оказался не в состоянии это сделать на уровне региональных общин – городов-государств. Монгольское нашествие, крестоносная угроза и данническая зависимость от Орды не затормозили процесс становления единой российской государственности. Напротив, эти вызовы лишь ускорили формирование нашего государства – без них мы бы так и оставались разделенными на местные сообщества. До этого несколько выдающихся князей – воинов Киева и Владимира пытались собрать Русскую землю под своей властью – ничего не получилось, а народ продолжал расползаться по своим делам и уделам. После страшных вражеских нашествий XIII столетия «собрать земли русские» смогли московские правители – спокойные, прижимистые и редко блиставшие военной доблестью. Внешняя угроза существованию привела в итоге к появлению державы, распространившейся на колоссальном пространстве от Европы до Тихого океана.
Нравится нам самим это или нет, но противостояние внешним угрозам – всегда мощный стимул для развития России. И даже политический провал Российской империи в ходе Первой мировой обернулся, как мы знаем, обновлением нашей государственности, созданием промышленности и общественного уклада, позволивших успешно пройти потрясения жестокого XX века. Посмотрим на судьбу пяти крупных стран поздней индустриализации в конце XIX столетия – России, Османской империи, Австро-Венгерской империи, Германии и Японии. Из них Австрийская и Османская державы распались, Германия и Япония потеряли подлинный суверенитет (самостоятельность в определении внешней политики). Для австрийцев, турок, немцев или японцев сегодня не стоит вопрос о возможности влиять на развитие своих соседей. И только Россия сохранила большую часть территории и способность самой выбирать курс на мировой арене, осталась центром притяжения для значительной части Евразии. Даже русофобские истерики правителей прибалтийских республик, Финляндии или Польши – это показатель того, что свою судьбу они соотносят с Россией.
Отражение экзистенциальных угроз обошлось России колоссально дорого. Особенно драматичными стали столкновения с Западом, где противник всегда был многочисленнее и сильнее в военном и экономическом отношении. За последние 200 лет страна прошла через три таких решительных противоборства, во время которых потеряла миллионы молодых и талантливых граждан: в 1812–1814, 1914–1917 и 1941–1945 годах. Чем более смертоносной становилась техника, тем больше наших людей гибло в войнах, где главным противником выступала самая населенная и агрессивная держава западного мира – сперва Франция, а потом дважды Германия. Эти потери стали основанием для теории, согласно которой Россия якобы «истончилась» в результате больших войн с Западом и произошел некий «слом» в наступательном развитии нашей государственности. Такие идеи иногда приходится слышать не только от условно «либеральных», но и от формально противостоящих им публицистов. Но это вздор и чепуха: история нелинейна, и даже самые страшные потери компенсируют своими талантами и умениями следующие поколения.
Что общего у "стояния на Угре" и сегодняшних событий на Украине
Огромная убыль русской аристократии в Наполеоновских войнах не помешала военному могуществу России в XIX веке и расцвету ее культуры – науки, литературы, живописи. Россия тогда усилилась настолько, что взяла в свой состав даже много лишнего из цивилизации Востока, намного более древней, чем она сама. Потери в Первой мировой и Гражданской войнах были ужасными, но уже следующее поколение создало мощную промышленную державу и своими силами разработало пенициллин. В том случае, если действительно все лучшие погибли в Великой Отечественной, то кто тогда полетел в космос и обеспечил наши многочисленные научные и культурные достижения второй половины прошлого века?
Никакая война не может нанести народу непоправимый ущерб, если ее результатом не стало полное физическое уничтожение или потеря суверенитета. Во всех действительно больших войнах России на кону были именно выживание и свобода. Отстояли их – значит, не возникло непреодолимых препятствий для восстановления сил уже на следующем поколении. И даже политическое поражение в холодной войне с Западом, причиной которого послужило моральное и экономическое банкротство СССР, не стало для России катастрофическим: она сохранила большую и важнейшую часть своей территории и продолжила сама принимать решения, касающиеся внешней политики. Понесенные сейчас потери в противоборстве на Украине с коллективным Западом – важнейший вклад в будущую устойчивость государства.

Расклейка плакатов в Симферополе после начала специальной военной операции, март 2022
AFP/EAST NEWSПобеда России и народов СССР в Великой Отечественной войне – это достижение, позволившее не только обеспечить на новом витке истории главное для воспроизводства боевых сил государства, но и многократно укрепить наше уникальное положение в мире. С тем, что Россия получила такое положение, связано распространенное представление о том, что Великая Отечественная стала своего рода «концом истории», после которого главное для страны – это мир. Но совершенно прав был президент Владимир Путин, сказав: «Зачем нам такой мир, если там не будет России?» Это, как представляется, относится к обоим значениям слова «мир» в русском языке – совокупность всех форм жизни на планете и одновременно антоним «войны». Мир как состояние, когда Россия не ведет боевых действий, но при этом утратила суверенитет, противоречит смыслу существования нашей государственности.
Сегодня Россия остается внутри и на мировой арене державой, чье положение было определено исходом Великой Отечественной войны. Победа в ней, несмотря на ее исторический масштаб и принесенные нами жертвы, – это не «слом» и не «конец истории», как зачастую утверждают публицисты. Русский народ сохранит этот опыт и двинется дальше, а в центре все равно останется главное – подтвержденное в небывало жестокой и кровавой войне право всегда самим определять свое место в мировых делах. Эта цель обычно скрывается за необходимостью решать массу повседневных задач и отражать текущие вызовы. Она никогда не была декларативной или тем более канонизированной – символизм глубоко несвойствен политической культуре России. Но именно такая цель формирует основу этой культуры, ставшую еще прочнее в результате победы 9 мая 1945 года.
Автор – программный директор клуба «Валдай», научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".