- Главная страница
- Статьи
- На маленьком плоту: как подводная война стимулировала разработку средств выживания
На маленьком плоту: как подводная война стимулировала разработку средств выживания
Во время Второй мировой войны остро встал вопрос «Как спасать жизни моряков, чье судно было уничтожено?» Многим из них удалось выжить благодаря шлюпкам и спасательным плотам. Их опыт внимательно изучался властями стран антигитлеровской коалиции и становился основой для нововведений на флоте. Примером здесь может послужить история экипажа норвежского судна, потопленного 27 июня 1942 года.

История моряков с норвежского судна «Молдангер» помогла лучше понять потребности потерпевших кораблекрушение
©Negatievencollectie Ferdinand en Louis ClaesТрудная эволюция выживания
Неизвестно, когда впервые в морской истории появились средства спасения на воде. Но точно можно сказать, что они эволюционировали вместе с мореходством и кораблестроением. Особую важность эти средства приобрели в ХХ веке, поскольку во время обеих мировых войн боевые действия, приводившие к огромным жертвам, велись не только на суше, но и на воде. Причем гибли как военные, так и гражданские. К примеру, во Вторую мировую, по официальным данным, погибли почти 33 тыс. британских и американских моряков торгового флота.
Далеко не все из них ушли на дно вместе с судами. Достаточно большое число людей встретили свою смерть в шлюпках и на спасательных плотах из-за голода, жажды и холода. Таких жертв было бы меньше, если бы средства спасения были лучше оборудованы.
Впервые подводные лодки заявили о себе как об истребителе морской торговли в 1914–1918 годах. Тогда страны Антанты и нейтралы потеряли свыше 5000 судов, 80% которых потопили субмарины. Действуя против торгового судоходства, кайзеровские подводники без предупреждения атаковали торпедами транспорты, что приводило к большим потерям среди их экипажей и пассажиров.
Однако, несмотря на горький опыт Первой мировой, к 1939 году так и не было принято единых международных стандартов оборудования средств спасения. Каждая страна имела собственное представление о том, что должно быть в шлюпках и плотах и кто должен за это платить: власти или владельцы судов.

Британские моряки на деревянном спасательном плоту в Атлантическом океане, 1943
NYC/Gardner/Interfoto/Vostock PhotoНапример, в одних спасательных шлюпках были только весла. В других были весла и парус, а на третьих – двигатели того или иного типа. При этом шлюпки с небольших судов обычно были оборудованы хуже, чем с крупных, хотя это действительно больше зависело от судовладельца или, возможно, капитана.
Поэтому были примеры, когда капитаны маленьких судов, одновременно будучи их владельцами, очень хорошо подготавливали средства спасения.
Небольшие, но надежные
Кроме шлюпок, надежду на спасение после кораблекрушения давали плоты самых разных типов. К примеру, британские ВМС использовали плот Карли, представлявший собой медную трубу большого диаметра и овальной формы, разделенную переборками на отсеки. Сверху она была покрыта пробкой и затянута брезентом, а снизу имела платформу из реек. Кроме того, с внешней стороны плота был прикреплен спасательный трос, оснащенный деревянными или пробковыми поплавками.

Плот Карли был рассчитан на спасение от 20 до 50 человек
Vostock PhotoВ зависимости от модели плот Карли был рассчитан на спасение от 20 до 50 человек. Причем предполагалось, что лишь часть жертв кораблекрушения займет места на плоту, остальные же должны были находиться в воде, держась за стропы спасательного троса. На плоту Карли имелись фонарь, ящик с водой в банках, аварийный паек, весла и тому подобное. Пища и питье были надежно защищены от морской воды.
Но это все было для ВМС, а моряки торгового флота могли о подобном лишь мечтать. Их стандартный плот представлял собой деревянную конструкцию площадью около 2,5 кв. м с несколькими бочками внутри, обеспечивавшими плавучесть. Посередине плота находилась площадка, на которую можно было поставить ноги.
Несмотря на свою неказистость, плоты служили надежным средством спасения. Спускать на воду их было проще, чем шлюпки. Часто плоты были установлены на наклонном скользящем креплении под углом в 45° вдоль борта. Когда судно тонуло, они легко сбрасывались на воду с помощью гидростатических спусковых устройств или вручную.
Такая живучесть плотов была морякам на руку. Если людям удавалось покинуть тонущее судно в шлюпках, то после его гибели они могли обнаружить несколько плавающих плотов и пополнить с них свои запасы.
Особенности морской кулинарии
При комплектации аварийного пайка для шлюпок и плотов учитывалось, что продукты должны быть очень калорийными и нескоропортящимися. В то время выбор таких продуктов был невелик. Поэтому внимание обратили на пеммикан североамериканских индейцев – особым образом приготовленную мясожировую смесь, рассчитанную на долгое хранение.
Кроме пеммикана, в паек входили банки сгущенного молока, шоколад, таблетки из солодового молока, галеты и сушеная рыба. При всех своих плюсах эти продукты имели и большой минус: после них очень хотелось пить. Разумеется, в шлюпках и на плотах был запас воды в контейнерах или бочонках. Но он был небольшим, поэтому выжившие после кораблекрушения экономили воду как могли. По воспоминаниям британского моряка Алана Шарда, после потопления немцами в июне 1942-го судна «Путней Хилл» он и его товарищи в шлюпке установили водный рацион – по 60 мл утром и вечером каждому. Выдержать такое могли не все.
Расчеты по снабжению на берегу не всегда были верны. Часто случалось так, что выживших было больше, чем средств спасения, в результате чего шлюпки и плоты оказывались переполненными. Еда и вода быстро заканчивались, что ставило спасшихся перед выбором: или как-то добыть себе пропитание, или умереть. Чтобы спастись, им приходилось проявлять чудеса изобретательности.
Это опыт затем изучался на берегу, что позволяло лучше понять потребности потерпевших кораблекрушение. Примером тому служит история моряков с норвежского судна «Молдангер».
Семь недель на плоту
27 июня 1942 года «Молдангер» находился в одиночном плавании в 300 милях к юго-востоку от Филадельфии. Рейс парохода подходил к концу, так как до Нью-Йорка, куда он вез груз продовольствия из Аргентины, было уже недалеко. Но в 22:57 судно было торпедировано немецкой лодкой U-404.
Несмотря на то что «Молдангер» достаточно быстро затонул, его экипаж успел спустить на воду весельную и моторную шлюпки, а также плоты. Выжившие распределились в них, стараясь держаться вместе. Но затем было решено, что шлюпки, где были раненые, оставят плоты и пойдут к берегу, чтобы затем прислать помощь. 7 июля моторная шлюпка была замечена британским корветом, который принял с нее 15 моряков. Спустя неделю самолет ВВС США заметил весельную шлюпку, наведя на нее сторожевик, который спас находившихся в ней шестерых человек.
Как вокруг потопления «Вильгельм Густлофф» расплодились мифы и почему им нельзя верить
Оставшимся же на двух плотах девятерым морякам судьба уготовила серьезное испытание, поскольку американцы их найти не смогли. Но норвежцы не пали духом. Связав плоты вместе, они сделали из весел мачты и поставили самодельный парус. При этом моряки продолжили соблюдать четырехчасовой вахтенный график, как будто плыли на корабле.
Быстро достичь суши не получилось: мешали ветер и течение. К счастью, стояла теплая погода, а норвежцы были хорошо экипированы: на большинстве из них были гидрокостюмы, а остальные были одеты в непромокаемые рыбацкие куртки. Эта одежда сослужила им добрую службу во время трех циклонов, которые они пережили в море.
Но нет худа без добра – циклоны позволили им увеличить запас пресной воды. Тем не менее моряки продолжали строго экономить воду – в день на человека выдавалась одна чашка. А вот с питанием дела обстояли плохо, так как галеты и прочая провизия оказались испорчены морской водой. Поэтому в сутки каждый из моряков съедал лишь несколько молочных таблеток.
Долго на такой диете протянуть было нельзя, и норвежцы принялись искать еду в море. Гольфстрим уносил плоты в богатые рыбой южные воды. Но на плотах не было рыбацких снастей. Тогда моряки из найденных в аптечке булавок сделали рыболовные крючки, которые привязали к полуметровой бечевке. Пойманная рыба чистилась ногтями, после чего ее подвешивали на 36-часовую сушку. Затем улов съедался. Особенно ценилась богатая питательными веществами рыбья печень.
Чтобы размяться, норвежцы по очереди плавали вокруг плотов, когда рядом не было акул. Но именно эти грозные морские хищники даровали им больше пищи. Охотясь на морских черепах, акулы невольно подогнали их к плотам. Моряки воспользовались нечаянной удачей и вытащили из воды трех рептилий, обеспечив себя едой на две недели.
Черепахи были съедены практически целиком. Под их панцирем было много жира, но, поскольку он оказался неприятным на вкус, норвежцы решили его перетопить. Наполненные жиром банки ставили на солнце и, когда он растапливался, осадок оседал на дно, а наверху оставалась прозрачная жидкость со вкусом топленого масла, хорошо шедшая в пищу с пойманной рыбой. Любопытно, что среди моряков один оказался вегетарианцем. Сначала он отказался есть черепах, но, поскольку голод не тетка, через некоторое время поступился своими принципами.
Найден немецкий крейсер – участник вторжения вермахта в Норвегию
Во время плавания моряки видели суда, но им нечем было подать сигнал. И лишь на 48-е сутки к северу от Азоров их подобрал норвежский пароход.
За время плавания на плоту норвежцы потеряли по 30 кг веса, но, как было отмечено, сохранили бодрость духа и физическую активность. Когда моряки с «Молдангера» были доставлены в Нью-Йорк, то привлекли к себе внимание прессы и медиков. Их рассказы о плавании и способах выживания помогли властям союзников ввести новые правила и стандарты оснащения плотов и шлюпок.
Теперь в обязательном порядке в аварийный пакет стали включать рыболовные снасти и инструменты для разделки черепах и рыбы. Кроме того, продукты начали размещать в нескольких контейнерах, чтобы исключить ситуацию, когда все они разом оказывались испорчены. А поскольку было установлено, что на плотах «Молдангера» изначально не хватало еды, была введена строгая регулярная проверка запасов перед выходом судов в море.
В итоге опыт выживших моряков с погибших судов в начале войны спас в дальнейшем много жизней. То, что можно было найти в шлюпках и на плотах в конце войны, сильно отличалось от того, что было ранее. Например, в них появились даже аварийные радиопередатчики. Таким образом, подводная война заставила союзников пересмотреть правила выживания в море.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".