Фильм открытия: La Grazia («Грация»), режиссер Паоло Соррентино
Один из главных итальянских режиссеров современности, лауреат «Оскара» Паоло Соррентино гораздо чаще приезжал со своими киноработами на Каннский, а не на Венецианский фестиваль. Однако там ему почти никогда не везло с наградами. Впервые же попав в лайнап Венеции с автобиографической «Рукой бога» в 2021 году, Соррентино сразу обрел особый приз жюри. Возможно, его «Грацию» ждет еще более высокая награда?

Кадр из фильма "La Grazia"
A-One«Грация» – первый с 2018 года фильм, в котором центральную роль у Соррентино сыграл его фирменный артист Тони Сервилло («Изумительный», «Великая красота», «Лоро»). Детали сюжета картины пока держат в тайне: известно только, что это история любви.
Кинокомпания A-One позже выпустит ленту в российский прокат. Они же привезут новую, черно-белую, драму Франсуа Озона «Посторонний» – адаптацию одноименного романа Альбера Камю. Фильм с Бенжаменом Вуазеном, Пьером Лоттеном, Сваном Арло, Дени Лаваном и Ребеккой Мардер также отобран в основной конкурс Венецианского фестиваля.
After The Hunt («После охоты»), режиссер Лука Гуаданьино
Вне конкурса покажут новую картину другого важнейшего итальянца Луки Гуаданьино, который делает в основном англоязычное кино («Зови меня своим именем», «Суспирия», «Претенденты»).
Кстати, прямо сейчас Гуаданьино работает над фильмом «Искусственный» о скандале вокруг стартапа OpenAI, где одну из главных ролей играет Юра Борисов. В «После охоты» же заняты Джулия Робертс, Эндрю Гарфилд, Айо Эдебири и Хлоя Севиньи. Это психологическая драма разворачивается в академической среде.

Кадр из фильма "После охоты" (2025)
Imagine Entertainment/Global Look Press/Keystone Press AgencyЗвездная студентка рассказывает профессору колледжа Альме о том, что ее коллега перешел границы в общении с девушкой. Узнав об этом, профессор понимает, что теперь и ее темный секрет из прошлого может стать всем известен.
Bugonia («Бугония»), режиссер Йоргос Лантимос
Йоргоса Лантимоса ценят и Канны, и Венеция, откуда два года назад он увез «Золотого льва» за своих «Бедных-несчастных». В «Бугонии» греческий постановщик продолжает свое продуктивное сотрудничество с Эммой Стоун, которая сыграла в его «Фаворитке», «Бедных-несчастных», принесших ей «Оскар», и «Видах доброты».

Кадр из фильма "Бугония" (2025)
Focus Features/Global Look Press/Keystone Press AgencyДвое молодых людей, одержимых конспирологией, в «Бугонии» похищают CEO крупной компании, считая ее инопланетянкой, которая собирается уничтожить Землю. От Лантимоса можно ожидать, как всегда, черного юмора, абсурда и сложного отношению к человеку, в котором мизантропия сталкивается с гуманизмом.
Frankenstein («Франкенштейн»), режиссер Гильермо дель Торо
Кому, как не ценителю всевозможных монстров Гильермо дель Торо, делать новую экранизацию классического хоррор-романа Мэри Шелли? Ну разве что Тиму Бёртону, которому фантастические существа тоже милее людей (по крайней мере, если последние скучны и ординарны). Судя по слогану из трейлера «Только монстры играют в богов», дель Торо в своей картине если и не на стороне чудовища, то явно не на стороне создавшего его Виктора Франкенштейна.
Изобретателя изображает в фильме Оскар Айзек, а монстра Франкенштейна – Джейкоб Элорди. Как будет выглядеть загримированный красавец Элорди, привыкший играть плохишей (вспомним «Эйфорию» или «Присциллу: Элвис и я»), пока держат в секрете. Яркий каст усиливают королева хорроров Миа Гот и вечный кинозлодей Кристоф Вальц.
No Other Choice («Метод исключения»), режиссер Пак Чхан-ук
Корейский постановщик Пак Чхан-ук, автор «Олдбоя», «Служанки» и «Решения уйти», возвращается на Венецианский фестиваль после двадцати лет отсутствия – последний раз на «Золотого льва» претендовало его «Сочувствие госпоже Месть» в 2005 году. Специалист по жестокому, чувственному, парадоксальному кино снял черную комедию со звездой «Игры в кальмара» Ли Бен-хоном (в корейском хитовом сериале он изображал распорядителя игр).

Кадр из фильма "Метод исключения"
Кинокомпания "Вольга"Его персонажа Ман-су в «Методе исключения» увольняют с бумажной фабрики, где он трудился несколько десятков лет. Отчаявшись найти работу, он принимает решение начать устранять своих конкурентов. Кинокомпания «Вольга» выпустит «Метод исключения» в прокат в России 4 декабря.
The Wizard Of The Kremlin («Кремлевский волшебник»), режиссер Оливье Ассайас
Французский мэтр Оливье Ассайас («Ирма Веп», «Карлос», «Персональный покупатель») снял Джуда Лоу в роли Владимира Путина. Однако главным героем его картины стал политтехнолог Вадим Баранов, который работал с Путиным, в том числе когда тот еще не стал президентом. Фигура это вымышленная, однако считается, что прототипом стал Владислав Сурков. Забавно, что на роль Баранова Ассайяс выбрал Пола Дано, в свое время изобразившего Пьера Безухова в британском сериале «Война и мир». В «Кремлевском волшебнике» также задействованы Алисия Викандер, Том Стерридж и Джеффри Райт. В основе картины – одноименный недавний роман-бестселлер Джульяно да Эмполи.
Dead Man’s Wire («Взрывное устройство»), режиссер Гас Ван Сент
Карьера любимого киноманами американского постановщика Гаса Ван Сента (каннская «Золотая пальмовая ветвь» за драму «Слон») в последние годы пошла на убыль. Полнометражного кино он не выпускал с 2018 года, когда вышла его картина «Не волнуйся, он далеко не уйдет». Его предыдущая лента «Лес самоубийц» десять лет назад с треском провалилась в Каннах (надо сказать, что не вполне оправданно). Поможет ли новый фильм реабилитироваться Ван Сенту?
В касте «Взрывного устройства», премьера которого пройдет в Венеции вне конкурса, модная талантливая молодежь в лице Билла Скарсгарда встречается с великой актерской школой в лице Аль Пачино (последний, впрочем, исполняет, судя по всему, роль второго плана). Ван Сент в фильме рассказывает основанную на реальных событиях историю о том, как в 1977 году некто Энтони Киритсис задолжал выплаты по ипотеке и, когда ему не дали дополнительного времени, пришел с ружьем к своему ипотечному брокеру и взял его в заложники.
Father Mother Sister Brother («Отец, мать, сестра, брат»), режиссер Джим Джармуш
Желанный многими камбэк еще одного американского независимого – Джима Джармуша. Предыдущая его полнометражная картина, зомби-сатира «Мертвые не умирают» была показана в Каннском конкурсе в 2019 году и получила очень смешанные отзывы. Картину «Отец, мать, сестра, брат» автор «Мертвеца» и «Выживут только любовники» собирался тоже премьерить в Каннах, но ему в итоге отказали. Стоит ли из этого делать вывод, что фильм плох, тем более если его взяли в конкурс Венеции?
Father Mother Sister Brother состоит из трех историй, рассказывающих об отношениях взрослых детей со своими отстраненными родителями и друг с другом. Действие каждой из новелл разворачивается в разных странах: США, Ирландии и Франции, где живут члены семьи. Джармуш называет свою новую работу «антиэкшен-фильмом». Судя по всему, это тонкая, медитативная и меланхоличная комедия – Джармуш возвращается к стилю своих ранних картин. В ролях: Кейт Бланшетт, Вики Крипс, Том Уэйтс, Шарлотта Рэмплинг, Майим Бялик и Адам Драйвер.
Американские режиссеры вообще широко и разнообразно представлены в нынешнем Венецианском конкурсе. Можно будет также увидеть свежие проекты Ноя Баумбаха, Кэтрин Бигелоу, Бэнни Сафди, впервые снявшего кино без своего брата Джоша Сафди.
«Записная книжка режиссера», режиссер Александр Сокуров и другие документальные картины
«Записная книжка режиссера» – пятичасовой документальный проект российского мэтра Александра Сокурова. Его покажут во внеконкурсной программе Non Fiction. Картина основана на дневниках режиссера, начиная с 1961 и заканчивая 1995 годом. Сокуров говорит, что в «Записной книжке режиссера» он передает свои ощущения от времени, в котором жил он и другие советские люди. Синопсис на Венецианском сайте обещает, что зрителей ждет духовная биография автора на фоне тысяч лиц огромной страны и событий со всего земного шара. Просмотр этого фильма сравнивают с чтением книги: литература и кино сливаются в ленте воедино.
В секцию Non fiction отобраны и другие картины лучших мировых постановщиков. Например, София Коппола сделала кино о модельере Марке Джейкобсе, с которым дружит тридцать лет (Marc by Sofia). Патриарх Вернер Херцог (ему в этом году вручат приз за вклад в кинематограф, причем сделает это Фрэнсис Форд Коппола) привезет поэтичный черно-белый док «Слоны-призраки» (Ghost Elephants). Картина посвящена тому, как в течение десяти лет доктор Стив Бойз искал таинственное, неуловимое стадо слонов-призраков в высокогорье Анголы. Он отправляется в путь вместе с мастерами-следопытами из Намибии. Херцог говорит, что эта его работа, как и многие другие, исследует мечты и воображение, противопоставленные реальности.
Самобытный документалист Александр О. Филипп, чьи картины «Линч/Оз» и «Цепные реакции» российские зрители могли видеть на фестивале Beat Film Festival, порадует синефилов работой «Головокружение Ким Новак» (Kim Novak’s Vertigo). Легендарной хичкоковской блондинке, звезде признанного одним из главных в истории фильмов «Головокружение» сегодня за 90. Больше тридцати лет она не снимается в кино – Новак предпочла «жить свою лучшую жизнь», удалившись от софитов. Однако в Венеции актрисе предстоит вспомнить былое: ей, как и Вернеру Херцогу, вручат почетного «Золотого льва».
Стоит также упомянуть свежие картины Лоры Пойтрас, чья «Красота и кровопролитие» победила в Венеции в 2022-м, аргентинки Лукресии Мартель, не выпускавшей ничего со времен исторической драмы «Зама» 2017 года, и тайваньского гения медленного кино Цая Минь-Ляня.
В документальной секции программы «Венецианская классика» продемонстрируют картину культового в 1990-е –2000-е режиссера-экспериментатора Майка Фиггиса «Мегадок» – он рассказывает о съемках «Мегалополиса» Фрэнсиса Форда Копполы. Основной конкурс тоже не обойдется без документалистики: туда отобрана работа Джанфранко Рози «Под облаками».
А еще на фестивале есть параллельная конкурсная секция «Венецианские дни», куда вошли работы двух российских режиссеров: «Память» Владлены Санду и «Короткое лето» Насти Коркия. Первая постановщица в документальной, а вторая в игровой форме рефлексируют о своем детстве, на которое пришлась Чеченская война.