Наверх
Новое бесплатное мобильное приложение
СКАЧАЙ И ЧИТАЙ
9 сентября 2025
USD 82.34 +0.78 EUR 96.57 +1.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Визит президента Путина в Китай: глобальный контекст и последствия

Визит президента Путина в Китай: глобальный контекст и последствия

Президент РФ Владимир Путин в Китае

©Сергей Бобылев/POOL/ТАСС

Поездка Владимира Путина в КНР на саммит ШОС и торжества по поводу 80-летия победы Китая над милитаристской Японией по своей важности выходит за рамки большинства других российско-китайских визитов на высшем уровне. Причиной этого служит особый глобальный политический контекст этого визита. События предшествовавших месяцев показали: неуклонно растет роль азиатских партнеров России, прежде всего Китая, а также Индии и КНДР (чьи лидеры также присутствовали на пекинском параде) в развитии главного сюжета мировой политики – конфликта на Украине.

Визиту Путина предшествовала попытка Вашингтона надавить на Москву и ее партнеров: в середине июля президент Трамп пригрозил ввести 100-процентные пошлины на импорт в США товаров из стран – покупателей российской нефти. Эта затея обернулась фиаско. Главные покупатели российской нефти, Китай и Индия, отказались подчиниться американским требованиям.

На деле американцы даже не стали пробовать ввести пошлины против КНР, помня о неудачном первом раунде новой торговой войны с Пекином, начатой Трампом в апреле. Тогда США поэтапно довели пошлины на китайскую продукцию до 145% и ввели ряд экспортных ограничений. Однако вскоре выяснилось, что вреда для самой Америки от этого куда больше, чем пользы. В итоге Вашингтон вскоре вынужден был сдать назад и попросить о взаимном откате тарифов и возобновлении поставок чувствительной продукции (китайских редкоземельных металлов и магнитов в США, американских микрочипов и компонентов авиатехники в КНР).

Председатель КНР Си Цзиньпин, лидер КНДР Ким Чен Ын и президент РФ Владимир Путин приветствуют ветеранов на военном параде

Си Цзиньпин, Ким Чен Ын и Владимир Путин приветствуют ветеранов на параде, посвященном 80-летию окончания Второй мировой войны. Пекин, 3 сентября 2025

KCNA via REUTERS

Против Индии Трамп в два этапа ввел 50-процентный тариф, обвинив ее в протекционизме и закупках российской нефти. Индия не только отказалась подчиниться, но и пошла на ответные меры: приостановила переговоры по крупным военно-промышленным контрактам с США. Требования Трампа были восприняты как посягательство на индийскую стратегическую автономию.

Почему Индия отказывается заключить сделку с Трампом

Ситуация усугублялась тем, что Трамп требовал от Индии не только перестать покупать российскую нефть, но еще и открыть для США ее продовольственный рынок. Кроме того, он заявил, что сыграл ключевую роль в прекращении конфликта между Индией и Пакистаном в мае этого года (в реальности этот конфликт был урегулирован без американского посредничества). В таких условиях Дели просто не мог показать слабость.

В целом, плохо спланированная кампания давления закончилась провалом, за которым последовал визит в Москву спецпредставителя Трампа Стива Уиткоффа 6 августа, а затем – российско-американский саммит. Встреча Путина и Трампа на Аляске ознаменовала крупный сдвиг позиции США в выгодном для России направлении: Вашингтон признал, что прекращение огня на Украине возможно только после заключения комплексного политического соглашения.

Вместе с тем разрешение украинского кризиса по-прежнему требует значительных усилий. Сейчас цель Америки – уже не навязывание России неприемлемого для нее прекращения огня по линии соприкосновения, а продавливание российской позиции по вопросам гарантий безопасности, нейтралитета и демилитаризации Украины. Демонстративный диалог США с европейскими союзниками, их заявления о необходимости вооружить Украину ракетами средней дальности и разместить там европейские войска в качестве гаранта безопасности – элементы такого давления.

Дипломатическая борьба продолжается. И в этой связи было важно показать, насколько хороши отношения России с ее главными экономическими партнерами – Пекином и Дели, а также с военно-политическим союзником – КНДР. В этой связи примечательно, что Путин и индийский премьер Нарендра Моди не только провели в Китае продолжительные двусторонние переговоры, но и совершили совместную поездку на лимузине. Моди при этом подчеркнул тесный и привилегированный характер российско-индийских отношений.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент РФ Владимир Путин в автомобиле "Аурус", 1 сентября 2025

Нарендра Моди и Владимир Путин в автомобиле "Аурус", 1 сентября 2025

RIAKremlinpool/Telegram

Переговоры с китайцами сопровождались не только новыми подтверждениями партнерства двух стран, но и конкретными соглашениями по энергетике, которые прямо противоречат планам США усилить давление на Россию. Москва и Пекин договорились об увеличении на 8 млрд кубометров в год поставок газа по действующему трубопроводу «Сила Сибири» и строящемуся Дальневосточному газопроводу.

Кроме того, заключен обязывающий меморандум о строительстве самого крупного газопровода, соединяющего Россию и Китай, – «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд кубометров в год через территорию Монголии. Хотя отдельные обязательства по поставкам еще предстоит уточнить, стало ясно, что этот проект, обсуждение которого тянулось долгие годы, все же будет реализован.

После завершения всех трех проектов суммарный объем поставок в Китай трубопроводного газа из России составит 106 млрд кубометров в год с перспективами дальнейшего расширения. Это меньше, чем были поставки в Европу (около 150 млрд в 2021 году), но уже сопоставимая величина.

Реализация этих проектов и дальнейший рост поставок российской нефти в КНР в сочетании с работой по совершенствованию финансовых расчетов между Москвой и Пекином фактически лишат Запад рычагов экономического давления и одновременно будут означать невозможность существенно нарушить снабжение Китая энергоресурсами без прямого нападения на Россию.

Какие выводы можно сделать после встречи Трампа с Путиным и делегацией европейских лидеров

Кроме того, Пекин без предварительных консультаций с Москвой принял одностороннее решение об отмене виз для российских граждан (в тестовом режиме «безвиз» будет действовать год). Владимир Путин пообещал ответить зеркально. Введение безвизового режима между странами – давно назревшая мера. Ее введение постоянно задерживалось по бюрократическим причинам, а также из-за боязни, что пограничная инфраструктура и правоохранительные органы не готовы к увеличению наплыва гостей из-за рубежа. Китайское руководство решило волевым усилием форсировать сближение двух стран в сфере взаимных поездок и продемонстрировать таким образом укрепление связей с Россией.

Быстрый прогресс по двум направлениям, где раньше годами наблюдался застой, выглядит логичным на фоне усиления давления администрации Трампа на Китай. Другим важным фактором стал провал попыток Пекина наладить диалог с Евросоюзом.

После возвращения Трампа в Белый дом Китай пытался активизировать связи с Европой, воспользовавшись многочисленными спорами и конфликтами ЕС и США. Однако визит министра иностранных дел КНР Ван И в Евросоюз, проходивший с 30 июня по 6 июля, оказался неудачным. Ван И не удалось добиться от европейцев снятия антидемпинговых мер в отношении отдельных видов китайской продукции и возобновления подготовки к подписанию замороженного в Европарламенте в 2021 году соглашения по инвестициям. Беспардонное требование верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каи Каллас сократить российско-китайское сотрудничество привело к тому, что Ван И вынужден был прямо заявить: Пекин не допустит поражения России в украинском конфликте.

Визит сбывшихся надежд

Прямо во время европейского вояжа Ван И Китай ввел пошлины против нескольких видов европейского бренди, что ясно говорило о крайне остром характере противоречий. Саммит ЕС – Китай в Пекине 24 июля, который должен был стать триумфальным празднованием 50-летия установления отношений Европы и КНР, закончился провалом, а его программа была сокращена с двух дней до одного. Следует отметить, что надежда на восстановление конструктивных отношений с Европой была главной причиной сдержанности КНР в поддержке России в контексте СВО.

Позиция Китая и Индии стала, таким образом, реакцией на политику грубого давления со стороны Запада. Действия американской администрации в отношении этих двух стран в любом случае будут иметь долгосрочные последствия, несмотря на то, что Вашингтон, вероятно, попытается стабилизировать диалог.

Наконец, встреча Путина с северокорейским лидером Ким Чен Ыном сопровождалась подтверждением союзнического характера отношений и готовности КНДР и далее поддерживать Россию в ее борьбе. Это сотрудничество носит взаимовыгодный характер: по оценкам ЦБ Южной Кореи, рост северокорейской экономики в 2024 году оказался самым высоким за восемь лет, составив 3,7%. Но, так как Южная Корея, очевидно, не владеет всеми данными относительно экономики КНДР, фактически этот рост мог быть гораздо выше.

Северная Корея, несмотря на скромные размеры, ценный союзник, поскольку располагает значительными мощностями по выпуску многих видов вооружения, включая артиллерию, артиллерийские боеприпасы, противотанковые средства и тактическое ракетное оружие. Кроме того, КНДР уже доказала, что готова оказывать России прямую военную поддержку.

Примечательно, что ориентировочный объем поставок снарядов к ствольной артиллерии со стороны ЕС, Великобритании и США с начала конфликта и по середину 2025 года составил до 6 млн артиллерийских снарядов калибров 155 и 105 мм. При этом, по западным оценкам, одна Северная Корея поставила в Россию от 4 до 12 млн артиллерийских снарядов калибров 122 и 152 мм. При этом северокорейские поставки начались лишь со второго полугодия 2023-го. Таким образом, возможности КНДР по поставкам России артиллерийских боеприпасов оказались либо сравнимыми с возможностями всей американской системы союзов, либо превосходящими их.

Таким образом, Россия обеспечила себе благоприятные внешние условия для продолжения СВО: у нее есть крупные и надежные экономические партнеры и как минимум один мощный поставщик вооружений (пусть и ограниченного ассортимента). Возможности санкционного давления на Москву крайне ограничены. Противник также не может надеяться на изменение соотношения сил на поле боя в свою пользу, учитывая рост российского производства вооружений и партнерство нашей страны с азиатскими государствами. Благодаря этому создаются предпосылки для дальнейшего продуктивного диалога Москвы и Вашингтона по украинской проблематике.

Автор – директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".