Наверх
Новое бесплатное мобильное приложение
СКАЧАЙ И ЧИТАЙ
23 ноября 2025
USD 79.02 -1.71 EUR 90.56 -2.04
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Есть стали лучше: как изменились качество и структура питания россиян за пять лет

Есть стали лучше: как изменились качество и структура питания россиян за пять лет

В течение последних лет в рационе жителей РФ произошли заметные сдвиги. Отмечается тенденция к уменьшению доли хлебобулочных изделий и увеличению потребления мяса. Параллельно с этим растет популярность готовых блюд и полуфабрикатов, вытесняющих домашнюю еду. Но, несмотря на некоторое изменение ассортимента продуктов на столах, достижение оптимальной сбалансированности питания пока остается только целью.

В течение последних лет в рационе жителей РФ произошли заметные сдвиги

©Виталий Тимкив/РИА Новости
Содержание:

Экономнее и здоровее

В текущем году розничная торговля демонстрирует существенное замедление темпов роста по сравнению с предыдущим. По данным Росстата, за первые девять месяцев прирост составил всего 2,1%, тогда как годом ранее показатель достигал 7,8%. Почти половина всех продаж (46,7%) – это продукты. В сентябре оборот торговли пищевыми продуктами стал больше лишь на 1,2% в годовом выражении, в то время как в августе рост составлял 1,5%. За девять месяцев показатель увеличился на 2,3%.

Еда на вес золота: будет ли рост цен на продукты нашим страхом в новом году

Анализ сервиса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (оператор фискальных данных) показывает, что за январь – сентябрь 2025-го количество чеков в продуктовых магазинах увеличилось на 3,5% в годовом исчислении, хотя в начале года (январь – апрель) рост был более существенным и достигал 6%. При этом, по оценкам специалистов платежной системы T-Pay, в январе – сентябре количество покупок в супермаркетах даже сократилось на 2% по сравнению с прошлым годом.

Как подсчитали в информационно-аналитическом агентстве Infoline, в первом полугодии выручка 10 крупнейших FMCG-сетей (супермаркеты, специализирующиеся на товарах повседневного спроса) составила 6,1 трлн рублей, увеличившись на 17,1% год к году. За аналогичный период 2024-го прирост оценивался в 24,7%.

«Причины замедления продаж кроются в двух факторах. Во-первых, это эффект высокой базы 2024 года и насыщение рынка после пика покупок. Во-вторых, изменение потребительского поведения. Люди стали экономить на количестве, но не на качестве базовых продуктов, что отражается на структуре их покупок», – пояснил «Профилю» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Мясо, булгур и грибы шиитаке

Последние данные Росстата показывают, что за пять лет произошло качественное изменение структуры питания и спроса на продукты. В рационе россиян увеличилась доля фруктов, овощей, молочных продуктов, яиц и мяса, а потребление хлеба и сладостей снизилось.

Антонина Стародубова: "Главный диетологический принцип – разнообразие"

Как сообщил «Профилю» глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, сегодня житель РФ съедает в среднем 83 кг мяса в год, что соответствует показателям «богатых» европейских стран и почти в два раза больше среднемировых показателей (43 кг на душу населения). За последние 20 лет потребление выросло на 20%, что стало возможным благодаря увеличению внутреннего производства и приемлемым ценам. «Килограмм курицы стоит сегодня, как две баночки йогурта. Продукт доступен всем слоям общества», – подчеркнул Юшин.

По подсчетам Росстата, в 2024-м россияне больше ели овощей и бахчевых – 110 кг против 107 кг годом ранее, а также свежих фруктов и ягод – 46,7 кг против 45 кг соответственно. Потребление молочных продуктов в среднем на одного россиянина составило 263 кг в год, яиц – 241 шт. При этом потребление мучных изделий снизилось до 86,2 кг/год на человека, что стало минимальным значением за последние 40 лет.

Руководитель Лаборатории демографии и эпидемиологии питания ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи» Елена Смирнова рассказала «Профилю», что в питании россиян происходят существенные сдвиги, но они связаны с изменением стереотипов (больше мяса и жира), что приводит к несбалансированности рациона в целом. Хотя молочных продуктов, овощей и фруктов в рационе становится больше, их содержание все еще не соответствует целевым уровням: потребление картофеля составляет 61,4% от рекомендованной величины, овощей – 78,5%, фруктов – 74%, молока – 81,7%, рыбы – 81,4%, растительного масла – 73,3%.

Виктор Тутельян: "Из-за стола нужно вставать голодным"

По мнению эксперта, число людей, приверженных принципам здорового питания и образа жизни, увеличивается, но недостаточно быстро, и в основном это жители крупных городов с более высоким уровнем дохода и доступом к спорту и большому ассортименту продовольствия. Они не ограничиваются обычными продуктами, а активно пробуют что-то новое и экзотическое. Например, в 2025 году, по данным информационно-аналитической компании NTech, в России стали покупать в четыре раза больше грибов шиитаке, на четверть больше булгура и на 15% больше киноа. Все эти продукты заявлены как «суперфуды», полные клетчатки и витаминов.

Поясним для читателей. Шиитаке (или «си-такэ») – японский гриб, широко используемый в блюдах азиатской кухни. В последнее время эти грибы пользуются спросом во многих странах мира за счет полезных свойств и сравнительно простого приготовления. Булгур – крупа из обработанных зерен пшеницы твердых сортов. Булгур весьма популярен в странах Ближнего Востока, в Индии и Пакистане, на Балканах и в других южных регионах. Киноа – еще одна зерновая культура, очень распространенная в странах Южной и Центральной Америки.

Быстро и вкусно

Меняется не только ассортимент на столах россиян, но и привычки питания: растет популярность готовых рационов. Рынок готовой еды в России демонстрирует опережающую динамику по сравнению с сегментом сырых продуктов. Согласно данным Foodretail, в первой половине 2025-го он увеличился на 42% по сравнению с прошлогодним показателем. Наиболее заметный подъем (50%) зафиксирован в городах-миллионниках. По информации Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), общий объем этого сегмента, охватывающий как общественное питание, так и доставку готовых блюд из розничных точек, на данный момент составляет 3,8 трлн рублей. Потенциал эксперты оценивают в 14 трлн рублей. Сегодня торговые сети контролируют примерно четверть этого рынка, а к 2030 году их доля может достигнуть 40%.

Быстро, вкусно, по-русски: особенности отечественной гастрономии в формате фастфуда

Данный феномен обусловлен ускорением темпа жизни и трансформацией института семьи, указывают аналитики, в частности увеличением доли домохозяйств, состоящих из одного человека, что снижает потребность в приготовлении еды в больших объемах. Перерабатывающая и пищевая промышленность гибко реагирует на изменения спроса. «Развитие сегмента готовой еды, например, стимулировало рост производства питьевого молока до 4,59 млн тонн и сыров до 644,6 тыс. тонн за девять месяцев текущего года», – отмечает директор по связям с общественностью «Союзмолоко» Мария Жебит.

По прогнозам экспертов, если динамика сохранится, то к концу 2025-го готовые продукты составят 15% от общего объема продаж продовольствия в России. Однако Елена Смирнова выражает обеспокоенность по поводу влияния этого тренда на здоровье россиян. Она отмечает, что калорийность готовой еды может быть существенно выше, чем у домашней, первая чаще содержит больше жира, соли и добавленных сахаров.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".