Самостоятельно и с поддержкой
«Comic Con Игромир» охватил несколько развлекательных сфер: комиксы и околокомиксовые форматы (литература, кино и мультипликация), игры настольные и компьютерные (мобильные представлены практически не были). Но именно гейм-индустрия оказалась наиболее интересна за счет сочетания нескольких факторов.
Прежде всего – активный и, судя по всему, стабилизировавшийся после встряски предыдущих нескольких лет рост. Российские игры продолжают укреплять позиции и в некоторых случаях уже достойно, на конкурентоспособном уровне, представляют отечественный геймдев (индустрия разработки видеоигр). Если в 2024-м объем рынка оценивался в 173 млрд руб., то по итогам этого года он может превысить 200 млрд руб. По оценкам аналитиков, рост ожидается на уровне 7–8% ежегодно. Способствовать этому будут в первую очередь системные релизы новых игр, все более сложных и масштабных.
Игры с офлайном: как менялся интерес к игровым конференциям, и почему он возрождается
Второй немаловажный фактор – поддержка со стороны частных инвесторов и, главное, государства. Например, недавно в «Сколково» начал работу Московский кластер видеоигр (Moscow Game Hub) под эгидой Агентства креативных индустрий Москвы (АКИ).
На фестивале заместитель генерального директора по развитию индустрии видеоигр АКИ Константин Бучнев рассказал «Профилю» о назначении новой организации: «Кластер – уникальная для России инфраструктура, где собраны все инструменты, которые могут понадобиться разработчику: оборудование, студии мокапа и звукозаписи, киберарена и другие. Наши резиденты имеют возможность получить налоговые льготы от "Сколково", которые, например, включают нулевую ставку по налогу на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество».
Также кластер помогает резидентам вывести компании на международный рынок через бизнес-миссии и международные выставки. «В 2025 году мы помогли разработчикам попасть на ряд крупнейших выставок в Азиатском регионе: Tokyo Game Show, G-STAR в Южной Корее, IGDX в Индонезии, IGDC в Индии и другие», – уточнил Бучнев.
Тренд на развлекательные вселенные
Ключевое отличие нынешнего фестиваля от прошлых «Игромиров» и более ранних «Конференций разработчиков игр» (проводилась в 2003–2013 годы, затем объединилась с «Игромиром») – минимум иностранных участников. Вниманию посетителей предлагались только разработки российских компаний. И нельзя сказать, что их было мало.
Популярность концепта развлекательных вселенных растет – неудивительно, что почти все самые заметные игры так или иначе в них встраиваются, а по большей части являются развитием уже запущенных миров. Что логично: они уже приносят прибыль, которую можно пустить на дорогую и сложную разработку и в перспективе приумножить доход от всей франшизы.
Самый показательный пример – «Киберслав». В 2024-м мультсериал, тогда еще только запускавшийся, наделал немало шума: создатели («Плюс Студия» «Яндекса») решили сыграть на контрасте и объединили старославянские мотивы с ярко выраженным киберпанком. Теперь же анонсированы не только продолжение (год назад вышла первая серия), но и приключенческая ролевая игра по вселенной. Игроку предстоит прорываться через мир киберпанк-Руси, одолевая орды врагов, и спасти Китеж-град, вернув ему таинственный источник, без которого город погрузится во тьму.
На выставке была представлена и другая зарождающаяся вселенная – Posthuman Tales. В ней из реализованного пока только книга, но создатели уже запланировали настольную и компьютерную игры. Последняя должна появиться через два года, хотя показанный концепт – стратегия в мире темной фантастики и фэнтези будущего – выглядит довольно любопытным и продуманным. Кроме того, разработчики кооперируются с зарубежными компаниями Epic Games и Nvidia, в том числе по части доработки игрового движка.

Косплеер во время фестиваля поп-культуры "Comic Con Игромир"
Арина Антонова/ТАСССлавянские мотивы как новый тренд
Впрочем, самостоятельные игровые проекты, и довольно яркие, тоже встречаются. Вряд ли, например, можно считать вселенной переработанную сказку А. С. Пушкина, которую представляет собой игра Tsarevna (разработчики из студии Watt предпочитают называть ее именно так, латиницей).
Перед нами вновь попытка вернуться к культурным корням и сыграть на контрасте и нестандартных сочетаниях. Игрок возьмет на себя управление Царевной, которая с помощью балетно-боевых па (анимации записывались с привлечением балерины Большого театра) должна крушить полчища врагов в Тридевятом царстве. Собственно, всё. Такова суть жанра «слэшер»: он должен захватывать атмосферным игровым миром и, главное, красивой и удобной боевой системой.
К слову, Константин Бучнев упомянул, что именно такие игры (а студия Watt является резидентом Московского кластера видеоигр) по старославянскому фольклору и славянской тематике в целом особенно интересны игрокам из Азии. «Эти страны ищут новые нарративы, которые могут выстрелить на их рынке. Там много проектов, похожих между собой, которые уже приелись. Наши игры – глоток свежего воздуха для них».
Впрочем, славянской тематикой дело не ограничивается. 1C Game Studios показала на фестивале геймплейный трейлер одного из самых многообещающих отечественных проектов – «Война Миров: Сибирь». Это еще одно переосмысление классической литературы – фантастического романа Герберта Уэллса, но в контексте Российской империи начала XX века. Пока можно с осторожностью говорить, что игра выглядит конкурентоспособной, в том числе на международном рынке, но сможет ли она действительно показать высокий класс, мы узнаем только в 2027 году.
Военные игры: танки, корабли, самолеты
Само собой, не обошлось без того, чем российский геймдев силен исторически, – онлайн-игр про войну. «Леста Игры» (компания в июне 2025-го перешла под контроль государства) привезла на фестиваль не только настоящий танк, но и свои главные хиты «Мир танков» и «Мир кораблей».
Пожалуй, основной посыл, который можно вынести из этого появления на «Comic Con Игромир»: игры живы и продолжают развиваться. Представили даже коллаборацию с «Киберславом»: главный персонаж этой вселенной появится в виде одного из командиров кораблей.
1C Game Studios, в свою очередь, поделилась подробностями развития франшизы «Ил-2». Продюсер серии Даниил Тусеев рассказал, что сейчас в разработке находится несколько новинок, и основной упор сделал на следующую часть «Корея. Серия Ил-2». Помимо истребителей нового (по сравнению с предыдущими играми) поколения, доработаны технологии повреждений, анимация и собственно визуализация игрового мира. Например, карта 500х500 км в новой игре собиралась вручную, поскольку в период войны в Корее спутниковых снимков, на которые можно опираться при разработке, не существовало. И в процессе боев, как обещают, все полученные повреждения будут сохраняться до конца игровой сессии.
Доступ к игре через облако
Отдельно на фестивале были представлены платформы облачного гейминга. Суть этих сервисов в возможности запускать требовательные игры на слабых устройствах за счет мощных удаленных серверов.
В частности, «Яндекс Плюс» объявил о переходе «Плюс Гейминга» из стадии закрытого бета-тестирования (длится с 2024 года) в открытое, то есть пока речь идет не о полноценном запуске. «Ростелеком» анонсировал запуск аналогичной платформы под названием «Игры Ростелеком».
Оба инфраструктурных оператора обладают достаточно мощными ресурсами, чтобы обеспечить качественную работу облачных игр. А значит, в ближайшее время на российском рынке вполне может развернуться еще одна любопытная конкуренция между ИТ-корпорациями.
Инди-игры: Красная Шапочка с дробовиком
Наконец, помимо крупных и средних проектов, на «Comic Con Игромир» нашлось место и для инди-игр – разрабатываемых небольшими независимыми командами, а в некоторых случаях и вовсе в одиночку. И здесь фантазия авторов разгулялась на полную катушку: при невозможности захватить аудиторию масштабом и технологической сложностью они стараются привлечь внимание креативными и зачастую странными идеями.
Вот относительно крупный проект «Собакистан» – тоталитаристская антиутопия в эстетике японских ролевых квестов. А вот Toto's Journey – симулятор собаки, где игрок берет на себя управления Тотошкой, который выпал из урагана и должен догнать Элли в мире «Волшебника изумрудного города». Подобных проектов на разных стендах представили несколько десятков – в разных жанрах, каждая со своими особенностями.
Несколько команд были отобраны для презентации на сцене и рассказали, почему именно их детища заслуживают внимания аудитории и покупки за сотню-другую рублей (именно столько обычно стоят инди-игры в Steam и других онлайн-магазинах). И даже на восемь команд набралось игр, как говорится, на любой вкус и цвет.
Больше не игрушки: в чем парадокс современной гейм-индустрии
Для любителей «трэша» – Красная Шапочка с дробовиком в шутере Multitales Online или кооперативный хоррор «Клеть», где надо спасаться от лифта-людоеда. Для тех, кому по нраву классика с видом сбоку родом из 1980–1990-х (сегодня этот жанр называется «Метроидвания»), – темное фэнтези «Дети Берёзы» или стимпанк Kanun 1919. Поклонники головоломок могут попробовать выбраться с космической станции в Vacuum Bless, а фанатам покемонов позволят поуправлять их духовными наследниками в Lekano World.
Было и несколько игр, которые уже вполне могут претендовать на внимание со стороны крупных издательств. В частности, Satellite Odyssey Jupiter от студии Antifreeze Games – хоррор на выживание в духе общепризнанной классики Resident Evil 2 и BioShock. По крайней мере, по части эстетики; какой будет реализация, узнать получится в течение года-полутора.
В контексте развития отечественного гейминга нельзя не отметить еще один довольно заметный анонс фестиваля – возрождение печатного журнала «Игромания», закрытого в 2018 году. Каждый номер теперь будет посвящен отдельной теме в контексте мировой, не только российской игровой индустрии.
Долгожданный фестиваль, продлившийся три дня, завершился. Следующий состоится через год. И, судя по динамике последних лет, выставка имеет все шансы стать более масштабной, закрепив успехи отечественной игровой индустрии, интерес к которой – сейчас это явно видно – активно растет.


