Как реанимация сделки ОПЕК+ может изменить цены на нефть
Одна из главных интриг этой недели – получится ли восстановить сделку ОПЕК+ и в каком формате она может продолжить свою работу. Это имеет принципиальное значение для стабилизации мирового рынка нефти.
Стороны сделали первый шаг, согласились провести переговоры в режиме видеоконференции. Ожидалось, что они состоятся 6 апреля, но потом была объявлена новая дата – 9 апреля. Причина переноса по одной версии – техническая, по другой – политическая. Россия и Саудовская Аравия не пришли к компромиссу по объемам снижения добычи. Важен и формат участия других ключевых игроков на рынке нефти, в первую очередь – США.
Москва недвусмысленно дала понять, что сократит добычу на 1 млн баррелей в сутки при условии, что встречные обязательства возьмет на себя Вашингтон. При том, что для стабилизации рынка в общей сложности необходимо снизить предложение примерно на 10-15 млн баррелей нефти.
Однако не похоже, что американские партнеры готовы пойти на жертвы. Президент США Дональд Трамп делает противоречивые заявления. Он – то угрожает ввести «очень существенные» ввозные пошлины на нефть, если участники сделки ОПЕК+ не придут к общему знаменателю. То не исключает, что Соединенные Штаты добычу все-таки снизят.
Сложившаяся ситуация на рынке нефти не вписывается ни в одну из ранее известных моделей. В прошлом году разница в цене между Brent Crude Oil и Light Sweet Crude Oil постепенно нарастала и к концу декабря достигла рекордных $7,27.
В начале 2020 года картина кардинально изменилась. К 1 апреля дельта составила лишь $2,4. Это результат воздействия многих факторов – пандемия коронавируса, кризис перепроизводства, распад сделки ОПЕК+, высокая закредитованность мировой экономики.
Впрочем, тектонические сдвиги в стоимости «черного золота» – лишь видимая часть айсберга. Последние недели идет жесткая демпинговая война, в которой пока каждый за себя. Но победителем скорее всего станет союз стран, достигших определенного уровня взаимодействия. Состав этого союза, как представляется, должен определиться в ближайшее время.
Очевидно, что членство в этом «клубе» постараются оформить ведущие нефтедобывающие страны. Им важно будет обеспечить стабильность поставок сырья и гибко реагировать на изменения спроса, чтобы не допускать резких ценовых скачков.
Войдут ли в союз нефтедобывающие компании США? Ответ не очевиден, хотя цена вопроса для американцев чрезвычайно высока. Сегодня банкротство угрожает более 70% из 6 тысячи производителей сланцевой нефти.
Риски России от дешевой нефти – секвестрование государственного бюджета, сворачивание финансирования части национальных проектов, потеря пусть и небольшого, но стабильного роста ВВП последних лет. Поэтому наша страна потенциально готова к диалогу, но не к односторонним уступкам.
Нефть, валюта и немножко нервно: сколько продлится новый глобальный кризис
Кажется, что фора есть у Саудовской Аравии, располагающей запасами углеводородов с низкой себестоимостью добычи. Однако и саудовцы рискуют оставить свои богатства в недрах при сценарии затяжного снижения спроса на нефть. Так что они тоже мотивированы.
Спрос на сырьевых рынках, безусловно, рано или поздно восстановится. И тогда неизбежно снова возникнет дельта в стоимости Brent Crude Oil и Light Sweet Crude. В случае непропорционального сокращения квот на добычу это однозначно выведет производителей Light Sweet Crude в лидеры рынка.
Вывод – перезапуск сделки ОПЕК+ необходим для всех нефтедобывающих стран, включая Иран, Ирак, Мексику, Норвегию и Бразилию. Однако главные заинтересанты все-таки были и остаются Россия, США и Саудовская Аравия, входящие в топ-3 по объемам добычи.
В принципе Вашингтон сейчас мог бы договориться с Россией и Саудовской Аравией о совместном снижении суточной добычи примерно на 10%. Это способствовало бы восстановлению роста мировых цен на нефть и поддержало бы сланцевые компании.
При стоимости барреля ниже $50 они уже работают в ноль. Это объясняет, почему в настоящее время нефтяная отрасль США переживает глубокий кризис. Количество работающих буровых установок по сравнению с 2019 годом сократилось на треть – с 831 до 562. Только за последнюю неделю остановлены 62 буровые.
Тенденция связана с оптимизацией капитальных издержек до 30%, после чего, очевидно, последует сокращение сотрудников и в американских нефтесервисных компаниях типа Halliburton. Так и до полного коллапса всей отрасли недалеко.
У российских нефтяников положение также сложное. В конце марта цена экспортных поставок в Европу стала отрицательной. 30 марта она составила минус 1007 рублей за тонну, 31 марта – минус 1200 рублей за тонну.
С началом апреля «черное золото» только на новостях о возможном возобновлении сделки ОПЕК+ подорожало: с $24,7 до $33-34. Стоит напомнить, для сбалансированного бюджета России желательно, чтобы «бочка» стоила не ниже $40.
Сохранится ли этот тренд, зависит от предстоящих переговоров. Конечно, если они вообще состоятся и стороны сумеют найти взаимоприемлемые решения. Всех бы устроила предсказуемая ситуация с ценами на нефть и сохранение на будущее особых отношений участников нового картеля.
Автор – доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".