На время ЧП малый бизнес в Казахстане освободили от налогов и аренды
О поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) в стране объявили сразу же после введения чрезвычайного положения. По поручению президента Касым-Жомарта Токаева правительством Казахстана было подготовлено два пакета срочных антикризисных мер. На это без учёта налоговых преференций и поддержки на местном уровне уже выделено 5,9 трлн тенге (это около 1 трлн рублей), что составляет 8,6% от ВВП Казахстана, это самый высокий показатель среди стран ЕАЭС. Власти республики прекрасно понимают, насколько это важно – в стране насчитывается 1 млн 308 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, где занято 3,3 миллиона человек. В основном это ИП – индивидуальные предприниматели. Вклад малого бизнеса в ВВП Казахстана составляет около 30%.
Кстати, о роли малого и среднего бизнеса говорит ещё одна цифра: в январе-феврале 2020 года товарооборот между Казахстаном и Россией составил 2,7 миллиарда долларов, что, по статистике Министерства национальной экономики РК, на 3,8% выше, чем в прошлом году. И это несмотря на кризис.
«Спасательный круг» для предпринимателей
Чем же помогут власти бизнесу? Одна из существенных антикризисных мер – снижение налогового бремени (так называемые «налоговые каникулы»). Отныне наиболее пострадавшие от карантина предприятия малого и среднего бизнеса из таких секторов экономики как общественное питание, торговля, транспортные и консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес, туризм и некоторые другие на полгода (до 1 октября) освобождаются от уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда. Согласно разъяснению министра национальной экономики РК Руслана Даленова, они освобождены от индивидуального подоходного и социального налогов, взносов и отчислений на обязательное медицинское страхование, социальных отчислений и обязательных пенсионных взносов.
Кроме того, до 1 июня введена отсрочка на уплату всех налогов и социальных взносов абсолютно для всех индивидуальных предпринимателей. В целях снижения фискального давления на бизнес на период действия чрезвычайного положения приостановлены налоговые проверки и принудительное взыскание налоговой и таможенной задолженности. И что тоже немаловажно, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отдельно поручил силовикам и налоговикам полностью исключить в период кризиса любое давление на бизнес.
Дорожная карта для бизнеса
Второй шаг государства в помощь малому и среднему бизнесу – льготное кредитование. Финансирование оборотных средств предпринимателей увеличено почти вдвое – до 1 триллиона тенге (около 173 миллиардов рублей), и отныне казахстанский бизнес будет пользоваться льготными мерами поддержки существующих госпрограмм – «Дорожная карта бизнеса-2025», «Енбек», ГПИИР-2025, «Экономика простых вещей» и др. – на унифицированных условиях (не более 6%) без дополнительной финансовой нагрузки. Если конкретнее, теперь верхний порог кредита для бизнесмена будет увеличен до 7 млрд тенге (около 1,2 млрд рублей), сняты отраслевые ограничения, теперь стать участником программы и получить льготное кредитование сможет любой субъект малого и среднего бизнеса. Упростили механизм выдачи гарантий при кредитовании бизнеса и будут введены новые налоговые стимулы.
По словам вице-министра экономики Казахстана Жаслана Мадиева, большая часть выделенных средств будет направлена на переработку и производство в агропромышленный комплекс (АПК), 300 миллиардов тенге – на обрабатывающую промышленность и услуги и 100 миллиардов – на финансирование весенне-полевых работ. Дополнительно на реализацию программы «Дорожная карта занятости» из фондов государства выделен ещё 1 триллион тенге, что позволит запустить около 7 тысяч новых проектов и создать 242 тысячи новых рабочих мест с заработной платой не ниже 85 тысяч тенге (15 тысяч рублей).
Помимо этого, индивидуальные предприниматели и бизнесмены (наряду с потерявшими работу, студентами, самозанятыми и работавшими неофициально) на время карантина получат право на ежемесячную соцпомощь от государства – 42,5 тысячи тенге (около 7,5 тысяч рублей).
Какие бонусы в целом получил малый и средний бизнес от антикризисных мер нагляднее видно на конкретном примере, например, потерявшего клиентов владельца небольшого магазина.
Итак, в период ЧП он не платит ни налогов, ни арендной платы, ни пени по кредиту, если он его брал. Более того, предприниматель может взять в банке кредит на поддержку своего дела (до 50 млн тенге – около 1 миллиона рублей) под минимальные проценты. А если его бизнес будет связан, допустим, с сельским хозяйством, власти помогут с закупкой семян и удобрений, обеспечат средствами личной защиты, а также помогут с реализацией выращенной продукции.
К этому стоит добавить, что оба пакета казахстанской стратегии антикризисного реагирования уже приносят ощутимые результаты. Уже сегодня, несмотря на карантин, многие бизнес-проекты оживают, вместо «замороженных» появляются новые. 15 апреля в ходе заседания Госкомиссии по ЧП было объявлено о возобновлении с 20 апреля деятельности в Нур-Султане и Алматы целого ряда предприятий, среди которых немало предприятий из сферы услуг.
При этом стоит отметить, что Казахстан не забывает оказывать гуманитарную помощь соседним странам. В частности, несколько партий защитных медицинских средств в разгар эпидемии Covid-19 были переданы в Китай. Дружеская поддержка оказывается сейчас Кыргызстану и Таджикистану. По поручению президента Токаева в каждую из этих стран будет отправлена знаменитая казахстанская мука в объёме по 5 тысяч тонн на общую сумму 3 млн. долларов.
Все это говорит о том, что антикризисные меры, по выражению руководителя отдела социально-экономических исследований КИСИ при Президенте РК Жанны Каримовой, реализуются по принципу «двойной петли», «когда принимаемые решения направлены не только на преодоление текущих проблем, но и на обеспечение непрерывности общей стратегии развития страны в долгосрочной перспективе». И при этом характеризуются системностью и оперативностью, что в сложившихся условиях немаловажно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".