30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. «Рост не представляется возможным»: как пандемия ударила по рынку смартфонов
гаджеты коронавирус Наука и Технологии пандемия смартфоны

«Рост не представляется возможным»: как пандемия ударила по рынку смартфонов

Распространение коронавируса неизбежно нанесло урон мировому рынку высокотехнологичных товаров. В особенности пострадал его главный сегмент – телеком-оборудование (44% рынка в 2018 году – GfK). Производители смартфонов, крайне зависящие от стабильной работы китайских заводов, первыми ощутили на себе последствия пандемии и теперь пытаются адаптироваться к новой реальности.

©Сергей Бобылев / ТАСС

И хотя пока глубину падения рынка невозможно оценить в точности, потери видны невооруженным глазом: откладываются премьеры новых моделей, возникают перебои с поставками комплектующих. По всей вероятности, "коронакризис" затормозит или даже обратит вспять тенденцию последних лет к постоянному удорожанию флагманских аппаратов.

Антивирусный хай-тек: какие гаджеты помогают в борьбе с пандемией

В России же ситуация усугубляется падением нефтяных цен, которая привела к ослаблению курса рубля, а в перспективе вовсе грозит экономическим кризисом. В итоге в марте россияне устремились за смартфонами, стремясь вложить сбережения в новую технику перед лицом грядущего подорожания, а уже вскоре продажи ощутимо просели.

Две волны спроса

Проблемы на рынке смартфонов естественным образом начались в Китае в конце января 2020 года. Ведь именно там проходит сборка большинства выпускаемых аппаратов. Завод Foxconn, например, где свою технику собирают Apple, Xiaomi, OnePlus, Sony, расположен всего в 500 км от Уханя, первоначального очага эпидемии. А по соседству с Китаем находится Южная Корея, где собираются устройства одной из самых популярных марок в мире – Samsung.

Среди крупнейших вендоров меньше всех пострадала компания Huawei и ее дочерний бренд Honor. По словам одного из топ-менеджеров Huawei, ее прибыль в первом квартале даже немного выросла, а в целом в 2020 году ожидается значительный рост бизнеса.

Это подтверждается статистикой Counterpoint Research: в Китае по итогам первого квартала компания оказалась единственной в плюсе по сравнению с 2019 годом. Правда, агентство TrendForce, говоря о производстве, а не продаже устройств, называет другой китайский бренд, который лучше всех сумел справиться с проблемами в период пандемии, – Vivo (Huawei на втором месте).

Успехи Huawei видны и на российском рынке: по данным IDC, в феврале компания обогнала главного конкурента Samsung по количеству проданных устройств. В апреле они подтвердились статистикой ритейлера «Связной».

В целом Россия испытала две волны повышенного спроса на смартфоны. Первую зафиксировали в январе: за месяц было продано более 3 млн смартфонов, что обеспечило рекордный 19,5-процентный рост по сравнению с январем 2019-го. Вторая волна пришлась на середину марта: по данным GfK, которые приводят СМИ, по сравнению с началом года продажи выросли в полтора раза, а год к году – на 13% в количественном и 17% в денежном выражении. Особенно россияне заинтересовались моделями дороже ста тысяч рублей – их продажи в первом квартале подскочили вдвое, по подсчетам сразу нескольких ритейлеров.

Какими станут камеры в смартфонах в новом десятилетии

Причиной тому вице-президент по закупкам и развитию бизнеса компании «Связной» Михаил Догадин назвал «Профилю» желание россиян успеть приобрести дорогостоящую технику на фоне изменения курса рубля. С началом режима самоизоляции, по его словам, спрос стал смещаться в сторону онлайн-продаж.

«Это позволило ритейлерам нарастить их долю на российском рынке до 20%, – рассказывает Догадин. – Во втором квартале продолжится рост интернет-заказов, на что будет влиять продление режима ограничения и опция бесплатной доставки, которую предложил покупателям ряд крупных ритейлеров».

Естественный переход покупок в онлайн, впрочем, сопровождается общим падением рынка. В начале апреля, за первую неделю "нерабочих дней", доход ритейлеров от смартфонов сократился вдвое, а год к году падение составило даже более 50% (GfK). Сильнее всего пострадал рынок «серых» аппаратов: по подсчетам экспертов, он рухнул на 70-80%, а в случае с популярными iPhone – на 90%.

В ожидании худшего

В начале марта аналитики компании МТС предположили, что в 2020 году объемы продаж смартфонов в России останутся на уровне 2019 года. Сейчас понятно, что этот расклад слишком оптимистичен, однако делать более точные прогнозы по российскому рынку эксперты не берутся из-за нестабильной социальной и экономической обстановки в стране.

«Восстановление рынка смартфонов в первую очередь будет зависеть от сроков окончания режима самоизоляции, – считает Михаил Догадин. – При этом пострадало большое количество отраслей в российской экономике, что привело к снижению покупательской способности населения. Без восстановления этих отраслей не представляется возможным рост спроса на электронику и многие другие товары».

А что в мире? С одной стороны, некоторую надежду дает китайский рынок, на котором наблюдается стремительное восстановление: по сравнению с февралем, в марте 2020-го продажи смартфонов в КНР выросли на 241%. Если же судить по первому кварталу в целом, то падение по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составило 22%.

Шкатулка, полная угроз: какие вирусы угрожают вашему смартфону

С другой стороны, аналитики прогнозируют беспрецедентное сокращение мирового рынка, и чем дальше, тем мрачнее становятся прогнозы. В конце февраля IDC ожидала падение рынка в 2020-м всего на 2,3%. Через месяц с небольшим компания CCS Insight спрогнозировала худшие показатели за все десятилетие – примерно 1,56-1,57 млрд проданных аппаратов. Это меньше, чем в 2011-м (1,58 млрд) и на 250 млн меньше первоначального прогноза на 2020-й.

А еще через месяц, в конце апреля, в TrendForce огласили свой прогноз: 1,24 млрд проданных устройств в 2020 году и 11,3-процентное сокращение по отношению к 2019-му. Такая разница в расчетах агентств объясняется в том числе различными методиками, однако главное понятно: ожидания не становятся светлее. Что естественным образом сказывается на планах производителей.

Бренды снижают цены и ставят на 5G

Как именно пандемия скажется на дальнейшем развитии брендов, сказать сложно. Однако некоторые последствия можно проследить уже сейчас, судя по представленным недавно аппаратам, из которых новый бюджетный Apple iPhone SE является наиболее показательным примером. Компания рассчитывала показать его в рамках стандартной офлайн-презентации, которая должна была пройти в марте. Вместо этого пришлось ограничиться онлайн-релизом в середине апреля.

По данным СМИ, Apple пришлось как минимум на месяц сдвинуть начало производства своих будущих флагманов iPhone 12 (которые, по слухам, наконец, получат 5G-модемы). Пока неясно, будет ли сдвинута дата презентации и релиза с сентября-октября на более поздний срок. Но уже есть прогнозы, согласно которым компании придется снизить стоимость своих устройств до $600 за самую недорогую модель линейки (на $100 меньше, чем базовая версия iPhone 11), чтобы сохранить интерес покупателей на фоне общего падения спроса.

Схожая судьба может ожидать и флагманы Samsung в линейках Note и Flip. Компания заявила, что планирует оптимизировать разработку и производство аппаратов, что в конечном итоге может снизить стоимость флагманов. А в случае, если Apple действительно решится удешевить новые iPhone, то аналогичный шаг Samsung будет практически неизбежным.

Этой ситуацией могут воспользоваться китайские производители, априори предлагающие более дешевые аппараты. В последние годы они и так "откусили" немалую долю рынка у Apple и Samsung. Теперь же, помимо растущей, несмотря ни на что, Huawei, еще один популярный бренд из Поднебесной Xiaomi планирует атаковать все сегменты рынка за счет 5G-устройств. В мае ожидается выход нескольких модификаций флагмана Mi 10 – Lite 5G и Youth 5G (сам Mi 10 вышел в феврале также в 5G-версии). В дальнейшем компания вместе с дочерним брендом Redmi планирует захватить более бюджетные категории и представить в июне 5G-смартфон стоимостью $225, а в ноябре – за $140.

Однако планы вендоров могут наткнуться на дополнительное препятствие – недостаток комплектующих. Стивен Молленкопф, генеральный директор компании Qualcomm, одного из мировых лидеров по производству мобильных чипов (в том числе 5G-модемов), заявил, что в текущем квартале ожидается 30-процентное сокращение поставок по сравнению с изначальными планами. И хотя компания рассчитывает на то, что в 2020-м будет продано 175-225 млн 5G-устройств (примерно столько и предполагалось изначально), Молленкопф признает, что индустрия действительно сильно пострадала от вспышки коронавируса, а значит строить какие-либо долгосрочные прогнозы преждевременно.

Таким образом, компании начинают искать пути к восстановлению рынка смартфонов, но до полноценного оживления далеко. Учитывая негативные прогнозы аналитиков, возвращение к исходным показателям вряд ли состоится раньше 2021 года. Особенно, если мир накроет еще одна волна пандемии. В России же перспективы выглядят еще более туманными на фоне ухудшающейся экономической ситуации.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».