Ролевые игры на свежем воздухе: иммерсивный туризм против массового отдыха
Из чего состоит обычная поездка за границу? Отели, местные достопримечательности, рестораны и фотографии для соцсетей. Иммерсивный туризм предлагает нечто совершенно иное – захватывающее приключение, погружение в незнакомую культуру и возможность почувствовать себя героем. Что получится в итоге – акт психотерапии или просто ролевая игра, – зависит от усердия организаторов и настроя участников. Но в любом случае это новое слово в сложившейся туриндустрии, это необычный вид отдыха, в котором успех отпуска измеряется лайками в соцсетях.
На Западе иммерсивные туры появились во второй половине 2010-х, а в Россию пришли всего год-два назад. После пандемии коронавируса их популярность, вероятно, вырастет: по мнению экспертов туротрасли, традиционный отдых по принципу all inclusive уже не будет прежним, что подтолкнет развитие индивидуальных и авторских путешествий. Правда, многим россиянам иммерсивные туры явно не по карману – на данном этапе их целевая аудитория ограничена столичной публикой. «Профиль» разобрался в особенностях и перспективах этого тренда с помощью отечественных операторов иммерсивного туризма.
Главное – не «куда», а «зачем»
Представьте, что в незнакомой стране к вам подходит мужчина в камуфляже и говорит, что вскоре вам предстоит спасти мир от неведомой угрозы. При этом действовать вы будете не один, а вместе с другими такими же избранными. Так начинается иммерсивный тур – в лучших традициях RPG-игр. Только вместо джойстика в руках у туриста настоящий лук, а вместо NPC (персонажей, управляемых компьютером) его окружают актеры.
«Иммерсивное путешествие – это возможность прожить несколько дней в параллельной реальности. Здесь элементы экстрима, перформанса, ролевой игры, квеста и путешествия сплетены в гармоничный сюжет со множеством ответвлений – сценарий меняется в соответствии с действиями игроков. Это постмодернистическое явление, где множество лоскутков соединяются в одно яркое и красивое одеяло», – говорит «Профилю» сооснователь турагентства Terra Epica Тигран Варданян.
Кадры решают всё: как скрасить невыездной сезон с помощью фототуризма
В результате участник поездки из пассивного туриста превращается в активного исследователя. Он не просто фотографируется на фоне местных достопримечательностей, но проживает среди них яркие мгновения. Туристические группы формируются небольшие, чтобы каждый мог получить уникальный опыт, во время которого актеры взаимодействуют только с ним. Организаторы тура даже могут отозвать игрока в сторону от других участников, чтобы погрузить его в индивидуальное мини-приключение.
«Такое путешествие имеет концепцию и цель, которая трансформирует участников, позволяя им приобрести разнообразные полезные навыки. Иммерсивное путешествие – это когда главное не «куда», а «зачем», – объясняет «Профилю» директор бренда иммерсивных путешествий My Ways On Милена Перфильева.
Ролевая игра происходит без остановок: смена локаций, как и перерывы на сон и еду, встроена в общую концепцию приключения, за счет чего создается эффект погружения в альтернативную реальность. Например, во время иммерсивного тура по Армении, организуемого одним из агентств, участники ночуют в пещерном городе (в специально оборудованной зоне с предоставлением необходимого снаряжения). Также в программу входит посещение достопримечательностей: восхождение на гору Ухтасар, купание в минеральных гейзерах Джермука. Отличие от обычной поездки в том, что они не являются целью путешествия, а служат декорациями для необычного представления, где главная цель может заключаться, например, в поиске частей сердца бога Арамазда, которые разбросаны по всей Армении.
Другой пример – путешествие в Калмыкию. Его участники становятся древними кочевниками: учатся стрелять из лука, ездить на верблюдах и готовить кюр (калмыцкое национальное блюдо). Живут новоиспеченные номады в аутентичных домиках на территории заповедника «Черные земли» в полном отрыве от цивилизации.
Отдельно организаторы иммерсивных туров выделяют психологический эффект подобных приключений. «Это и путешествие по неизведанным сторонам личности. Игрокам приходится преодолевать себя, сталкиваться со своими фобиями», – объясняет Тигран Варданян.
Сообщество героев-странников
Иммерсивный тур – удовольствие не из дешевых. Например, участие в вышеописанном приключении на просторах Армении обойдется примерно в 250 тысяч рублей. В стоимость включены проживание, питание и трансфер (участники проезжают более 500 км). Перелет до места проведения игры оплачивается отдельно.
Как объясняют эксперты, себестоимость подобных приключений очень высокая. Одну игру независимо от количества игроков обслуживают порядка 40 сотрудников, используется более 250 единиц реквизита. Кроме того, туроператор также страхует своих гостей, предоставляет им одежду на любую погоду, а также необходимые вещи для выживания в экстремальных условиях и поддержания гигиены.
Вне зоны доступа: почему на открывшиеся курорты попадут не все
Иммерсивные туры по городам России обойдутся дешевле – в районе 40 тысяч рублей. В их стоимость входят программа, сопровождение гидов, питание и проживание во время всего путешествия. Трансфер до места проведения и обратно участники тура оплачивают сами.
Очевидно, что такой отдых могут позволить себе не все. По данным аналитического центра НАФИ, более 100 тысяч рублей на отдых за рубежом готовы потратить всего 9% россиян, на поездку по России и того меньше – 4%. В основном россияне закладывают в бюджет поездки не более 40 тысяч рублей. При этом большинство россиян по-прежнему отдают предпочтение пляжному отдыху, чаще всего выбирая Турцию, Тунис, Грецию, Кипр.
Кроме того, немногие в принципе знают, что такое иммерсивность. Из-за новизны формата туроператорам-первопроходцам приходится объяснять клиентам, чего им стоит ожидать. Похожий формат – иммерсивные театры (или театры-променады), которые уже полюбились жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Однако все же они относятся к иной сфере и устроены несколько иначе. То же касается иммерсивных городских экскурсий.
Впрочем, все виды досуга с «моделируемой реальностью» работают с одной целевой аудиторией. Как объясняет Милена Перфильева, это в основном жители Москвы старше 25 лет с доходом выше среднего. Они путешествуют не менее трех раз в год, много работают, имеют хобби, следят за трендами и стремятся получать больше впечатлений.
Благодаря такой узкой сегментации в подобных турах часто встречаются участники со схожим мировоззрением и образом жизни. Поэтому им интересно общаться друг с другом и вместе проживать новые впечатления, а после возвращения оставаться на связи и даже сохранять дружеские отношения. В отличие от классических туров, в которых члены группы могут не взаимодействовать между собой во время поездки, иммерсивное приключение сближает.
Жизнь – игра?
Тренд на иммерсивные путешествия оформился на Западе в 2016 году, его возглавила компания Transformational Travel Collaborative (TTC). Для поддержки этого вида путешествий была организована премия Pure Transformational Travel Awards: ее вручают туроператорам, вдохновляющим путешественников на глубокие личные перемены.
Иммерсивные путешествия возникли на фоне моды на геймификацию – использование игровых принципов в неигровых целях: например, в бизнесе, обучении персонала или в туризме. По данным агентства Whistle, 91% постмиллениалов регулярно играют в игры. Так что со временем геймификация будет лишь набирать обороты.
Почему туроператоры против ускоренной цифровизации в турбизнесе
Иммерсивные туры на Западе отличаются от тех, что проводят российские туроператоры. Если отечественные иммерсивные туры погружают человека в альтернативный мир, где участники становятся главными героями, то западные программы сконцентрированы на нашем мире и его историях. Например, они предлагают проследить за циклом жизни вещей, которые мы используем каждый день, чтобы привить человеку осознанное потребление. Или погружают путешественников в мир дикой природы, чтобы привить им желание заботиться об окружающей среде.
Отечественный рынок иммерсивного туризма начал формироваться пару лет назад и пока представлен лишь несколькими компаниями и направлениями. Terra Epica запустились осенью 2017 года и формально базируются в Армении. My Ways On открылись в январе 2019 года: начинали работать с Грузии, а сегодня развивают несколько направлений за рубежом и внутри страны.
«В России мы делаем путешествия в Карелии, Дагестане, Калмыкии, Мурманской области, на Байкале. В планах на следующий год – Алтай и путешествия в нетуристические регионы России. Также есть три зарубежных направления – Грузия, Армения, Испания, но пока они на паузе из-за закрытия границ», – говорит Перфильева.
Кстати, отношение к пандемии коронавируса у игроков рынка позитивное, несмотря на все потери. Они сосредоточились на развитии внутреннего туризма и в целом на новых проектах. «Работая в обычном режиме, у нас не было времени подумать о новых идеях. А сейчас разработали несколько маршрутов, которые сможем запустить, как только люди снова будут свободно перемещаться по миру», – надеется Варданян.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".