26 ноября 2024
USD 103.79 +1.21 EUR 108.87 +1.45
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Искусство не для искусства
Культура

Искусство не для искусства

Подводный фотограф, бизнесмен и меценат, президент Международного фестиваля дикой природы «Золотая черепаха» Андрей Сухинин рассказал «Профилю» о трендах в современной фотографии, планах по развитию фестиваля и экологическом просвещении в России

– Андрей, уже два года, как вы из участника фестиваля превратились в его президента. Расскажите, что удалось сделать за это время.

Андрей Сухинин

©Фото: Наталья Львова/«Профиль»

– В прошлом сезоне, когда моя команда приняла управление фестивалем, мы сразу начали со стандартов конкурсной части. Я, как фотограф, который участвовал в «Золотой черепахе» в течение 10 лет, знал изнутри все болевые точки, все зоны роста. Согласно нашим новым стандартам, членом жюри может быть только титулованный фотограф, ранее сам неоднократно побеждавший в самых престижных конкурсах, в том числе в «Золотой черепахе». Также мы ввели прозрачную онлайн-платформу, и каждый участник в своем личном кабинете видит, кто из членов жюри какую оценку поставил его работе. Мы, как организаторы конкурса, даем общие рекомендации жюри, направления, на какие параметры ориентироваться при оценке конкурсных работ. Первое – мы ценим кадры, которые отражают девиз фестиваля «Свобода. Творчество. Масштаб». Второе – авторские находки в технике съемки. Время открыточных картинок ушло, сейчас нужно больше творческого диапазона, мы хотим пробуждать в авторах дух эксперимента и тем самым вносить вклад в жанр фотографии дикой природы. Мы очень ценим «биологическую» ценность кадра, то есть насколько тяжело было его получить, – какие-то редкие моменты поведения животных. Конечно, учитывается художественная ценность, фотография должна быть эстетически очень привлекательна. Все-таки мы делаем фестиваль для зрителя, и он эту гармонию, баланс равновесия в дикой природе должен считывать шестым чувством. Это видно, когда человек подходит к фотографии и она его захватывает.

– Вы затронули важную тему – фестиваль, а не фотоконкурс. В чем лично вы видите отличие?

– Мы хотим, чтобы «Золотая черепаха» превратилась в движение, направленное на сохранение и защиту дикой природы. Я имею в виду просвещение в легкой и элегантной форме, когда мы говорим: посмотри, это исчезающая красота, ведь только за 12 лет существования «Золотой черепахи» исчезли целые острова. Это наша новая стратегия, переход на новый уровень экологического поведения. Россия здесь сильно отстает от развитых стран, ментальность людей нуждается в перестройке.

Именно поэтому мы стараемся развивать детское направление, планируем образовательные программы для детей младших классов, в рамках фестиваля делаем квесты, в этом году впервые используем технологии дополненной реальности.

Это все очень важные изменения для фестиваля, мы нащупали путь, где можем сделать нечто более значимое для планеты. Фотография и другие виды современного искусства становятся источником нового мышления, и я именно в этом вижу нашу миссию.

– Вы бизнесмен и финансово вложились в проект достаточно серьезно. Но это не коммерческий проект, и заработать на нем вряд ли получится?

– Когда мы брали этот проект в управление, задача была с первого года научиться не только сводить концы с концами, но и зарабатывать для развития самого проекта. Источником дохода не может быть только продажа билетов и сувенирной продукции, главной статьей дохода должны стать партнерские программы. И в этом смысле «Золотая черепаха» может заинтересовать множество компаний различного профиля – автомобильных, туристических, добывающих, производственных. Конечно, мы будем приветствовать в первую очередь стремление к повышению экологичности производства.

Дополнительные средства нужны нам и на реализацию наших амбициозных целей – выйти на международный уровень. В следующем сезоне мы планируем выставки в одном из городов Италии и в Нью-Йорке. Если все сложится, то прямо в здании ООН. Проект может сближать страны, смягчать позицию политиков, ведь экология не имеет государственных границ.

– Среди участников фестиваля очень много иностранцев. Как они оценивают «Золотую черепаху» по сравнению с конкурсами в других странах?

– Сейчас нам присылают работы с пяти континентов – отовсюду, где живут люди. В прошлом году мы получили работы из 92 стран мира, а в этом – из 110. И если раньше количество фотографий от россиян составляло 60%, то сейчас – 30%, и для нас это предмет особой гордости. Могу смело сказать, что «Золотая черепаха» вошла в тройку самых престижных фотоконкурсов в мире наряду с британским и немецким. К нам на открытие приезжали известные фотографы из других стран, они были удивлены, что на площадку приходят тысячи людей, для них это редкость. Кроме того, они отмечают, что у нас совершенно иное качество взаимодействия с творческими работами, люди читают тексты к фотографиям, разглядывают детали – для них это открытие. Европейские конкурсы больше ориентированы на профессиональную аудиторию фотографов. А у нас они для широкой аудитории, искусство как источник коммуникации и воспитания. Конечно, выставка является и огромной мастерской, лабораторией для самих фотографов. Они смотрят на тренды, вдохновляются и учатся друг у друга.

– Кстати, о доступной технике. У многих фотографов есть предубеждение против цифровых камер, говорят, что они все делают сами и на долю человека не остается труда. Как вы относитесь к этому?

– Могу смело сказать, что такое отношение к цифровым технологиям в профессиональном мире прошло. Сейчас все даже самые именитые адепты пленочной фотографии окончательно сдались, пленочная технология отстала и ушла в прошлое. Лично у меня никогда не было никаких барьеров. Под водой снимать на пленку практически невозможно, там очень непростые условия, и лучше сразу видеть, что ты делаешь.

– А как вы относитесь к съемкам на телефон? Они становятся новым искусством?

– Я не считаю это фотографией, на мой взгляд, это баловство, цветные картинки, чтобы поделиться в соцсетях. У них всегда плохое качество, не сравнимое с камерой, что бы нам ни говорили производители. Законы оптики не обманешь. Бывает, что и на конкурс присылают такие снимки. Но у нас есть жесткие ограничения по уровню разрешения, поэтому такие работы не проходят даже предварительный отбор.

– О чем вы мечтаете?

– В последнее время я стал меньше снимать, но в этот Новый год наконец-то поеду в Индонезию, проведу 10 дней в одном из лучших мест для подводной съемки. Хочу заняться макросъемкой – морские коньки, моллюски, креветки, анемоны. Один из моих любимых объектов съемки – яйца рыбок-клоунов. Очень хочу снять развитие жизни в одной икринке. Пожалуй, это сейчас моя самая большая мечта в фотографии.

А если говорить о мечте в более глобальном значении, то мне хочется сделать значимый вклад в развитие планеты. Если удастся изменить ситуацию с экологическим образованием детей, увидеть, как меняется жизнь, как она становится более экологичной даже на уровне одного города, я буду счастлив.

В конечном итоге для меня фото, творчество, искусство – это средство, чтобы добиться цели более высокого порядка.

Галерея работ фестиваля "Золотая черепаха"

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".